судья Коновалова С.А. дело № 33-1915/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2024 г. г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей: Грымзиной Е.В., Жабиной Н.А.,
при помощнике Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-354/2023 по иску администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Октябрьского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 21 ноября 2023 г., которым администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отделения судебных приставов ГУФССП по Волгоградской области Шерстобитовой О.В. от 11 октября 2023 г. по исполнительному производству № 13876/23/34023-ИП, отказано.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
администрация Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП ГУ ФССП России по Волгоградской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Октябрьского РОСП ГУ ФССП России по Волгоградской области, ГУ ФССП России по Волгоградской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 31 мая 2022 г. на администрацию Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия, а именно: братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ 1509, 1541 в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), а также Братскую могилу участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов (№1510), в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территорий, зоны охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно: братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ 1509, 1541 в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 г. №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), а также братскую могилу участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов (№1510), оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца на Братскую могилу советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ 1509 в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 г. №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), а также братскую могилу участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов (№1510).
На основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП ГК ФССП России по Волгоградской области в отношении истца возбуждено исполнительное производство
№ 13876/23/34023-ИП.
Однако в установленный срок выполнить в полной мере требования исполнительного документа не представляется возможным, поскольку оформление охранных обязательств на объекты культурного наследия является полномочием комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (далее по тексту – Комитет).
15 сентября 2023 г. истцом в Комитет было направлено заявление об оформлении охранных обязательств на объекты культурного наследия. 13 октября 2023 г. в ответном письме Комитет сообщил, что оформление охранного обязательства, с учетом необходимости проведения обследования и фотофиксации объектов с последующим составлением акта технического состояния, запланировано и будет осуществлено Облкультнаследием в 2024 году.
Вместе с тем, 11 октября 2023 г. судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП ГУФССП по Волгоградской области вынесено постановление о взыскании с должника – администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области исполнительского сбора в рамках вышеуказанного исполнительного производства в размере 50 000 рублей.
Просила суд освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП ГУФССП по Волгоградской области от 11 октября 2023 г. в рамках исполнительного производства 13876/23/34023-ИП.
Октябрьским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему
Из материалов дела следует, что администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 г. № 508-О, от 19 июня 2007 г. № 389-О-О и от 15 апреля 2008 г. № 314-О-О).
Статьями 2 и 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
По смыслу приведенных законоположений предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правоотношений - законность осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Критерием правильного определения вида судопроизводства (искового или административного) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 г. № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом распределения компетенции между судами.
Пунктами 74-79 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предписано рассмотрение вопроса об освобождении от уплаты исполнительского сбора в порядке административного судопроизводства.
Глава 38 Кодекса административного судопроизводства РФ (статьи 352 - 364) регулирует порядок разрешения процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд как с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, так и с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заявления об освобождении от уплаты исполнительского сбора, либо о снижении размера исполнительского сбора подлежат рассмотрению в рамках главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ с принятием решения по заявленным требованиям.
Изложенное свидетельствует о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекс РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Согласно абзацу 3 пункта 31 Постановления от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, судебная коллегия полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства и передать дело в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда для рассмотрения по существу апелляционной жалобы администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 3 статьями 33.1, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Передать дело в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда для рассмотрения по существу апелляционной жалобы администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 21 ноября 2023 г. по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: