Судья Заярная Н.В. Дело № 33-6085/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2015г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.
судей Власовой А.С., Корецкого А.Д.
секретаре Абросимовой А.И.
с участием прокурора Плотниковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Батайска в интересах Пономаревой Е.В. к администрации г. Батайска, третьи лица – Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, об обязании обеспечить Пономареву Е.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по апелляционной жалобе администрации г. Батайска на решение Батайского городского суда Ростовской области от 15 января 2015 г. Заслушав доклад судьи Власовой А.С., судебная коллегия
установила:
прокурор города Батайска Ростовской области, действуя в интересах Пономаревой Е.В., обратился в суд с указанными требованиями, указав, что Пономарева Е.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Батайска от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Пономарева Е.В. принята с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включена в отдельный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Пономаревой Е.В., было выявлено, что родители Пономаревой Е.В, лишены родительских прав, она находилась под опекой бабушки. Родители Пономаревой Е.В. и она сама собственниками жилых помещений не значатся. В настоящее время Пономарева Е.В. проживает у подруги и нуждается в собственном жилом помещений, однако ответчик отказал в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием финансирования.
До настоящего времени Пономарева Е.В. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, прокурор, ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил суд обязать администрацию г. Батайска обеспечить Пономареву Е.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 15 января 2015 г. иск прокурора удовлетворен.
Не согласившись с постановленным решением, считая его незаконным и необоснованным, администрация г. Батайска Ростовской области в лице представителя по доверенности Савыриной Н.К. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, полагая, что при отсутствии передачи органом государственной власти Ростовской области материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления органом местного самоуправления «Города-Батайска» государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая Пономареву Е.В., суд первой инстанции был не праве возложить эту обязанность на администрацию г. Батайска.
На апелляционную жалобу администрации г. Батайска поступили письменные возражения прокурора г. Батайска, в которых он выражает свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие Пономаревой Е.В., представителей администрации г. Батайска, третьих лиц – Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д.75-77).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Плотникову Е.В., полагавшую решение не подлежащим отмене по изложенным доводам, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Пономарева Е.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует решение ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, которым П. и П., являющиеся родителями Пономаревой Е.В. были лишены родительских прав в отношении последней.
Постановлением администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Пономарева Е.В. принята с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включена в отдельный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поставлена на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жилое помещение ей в соответствии с действующим законодательством не предоставлено, никаких прав на жилое помещение она не приобрела.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст. 109.1 ЖК РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Областного Закона РО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца, законности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает, что оно соответствует закону и обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в иной редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 ст. 8 указанного Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Закона от 29.02.2012 г.
В силу ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС РО 16.06.2006), исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию г. Батайска обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения и обязании ответчика обеспечить Пономареву Е.В. жилым помещением.
Доводы ответчика об отсутствии у администрации г. Батайска материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий на решение жилищных вопросов для указанной категории граждан, основаны на неверном толковании апеллянтом приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, подлежат отклонению. Исходя из проведенного судебной коллегией анализа законодательства, регулирующего такого рода отношения, обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, возложена именно на органы местного самоуправления по месту жительства граждан такой категории.
Доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые ссылается апеллянт в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу статьи 330 ГПК РФ служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 15 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Батайска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: