Дело № 2а-6686/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Колосковой О.А.,
с участием Тимофеева В.В., представителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми и УФССП России по Республике Коми Артеевой О.С., представителя Соболевской С.И. – Благиных О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тимофеева В.В. к отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Бородкиной А.М., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Тимофеев В.В. обратился в суд с административным иском к ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М., УФССП России по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2018 об участи в исполнительном производстве специалиста.
В обоснование административного иска указано, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М от 27.07.2018, полученным административным истцом 01.08.2018, для участия в исполнительном производстве № 42543/16/11025-ИП привлечен специалист ООО «...». Административный истец полагает, что учитывая нахождение специалиста ООО «...» в другом регионе, отчет по оценке имущества будет произведен по фотографиям, в связи с чем стоимость имущества будет недостоверной.
Определением суда к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица - Соболевская С.И.
Тимофеев В.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.
Представитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми и УФССП России по Республике Коми Артеева О.С., представитель Соболевской С.И. – Благиных О.Б. возражали против удовлетворения административного иска, заявив о необоснованности требований.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкина А.М., Соболевская С.И. о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М., Соболевской С.И.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкар № 2 УФССП России по Республике Коми от 23.06.2016 на основании исполнительного листа Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.04.2016 ФС № 008628053 по делу № 2-307/2015 в отношении Тимофеева В.В. возбуждено исполнительное производство № 42543/16/11025-ИП о взыскании в пользу Соболевской С.И. ... стоимости проданного автомобиля ... в размере ...
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкар № 2 УФССП России по Республике Коми от 23.06.2016 на основании исполнительного листа Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.06.2016 ФС № 008630756 по делу № 2-307/2015 в отношении Тимофеева В.В. возбуждено исполнительное производство № 42546/16/11025-ИП о взыскании в пользу Соболевской С.И. задолженности в размере ...
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкар № 2 УФССП России по Республике Коми от 06.07.2016 № 11025/16/443880 копия исполнительного документа направлена по месту работы Тимофеева В.В. для произведения удержаний в размере 50% от дохода должника суммы долга в размере 83 905 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 08.08.2016 № 11025/16/470199 наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства ....
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М. от 31.10.2016 № 11025/16/532721 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 17.12.2016 № 11025/16/610395 наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества: жилой дом, ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ... земельный участок, ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ...
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М. от 19.01.2017 № 11025/17/1413 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М. от 23.01.2017 № 11025/17/16361 отменены меры по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке.
21.03.2017 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М. вынесено постановление № 11025/17/50274 о розыске счетов должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 26.05.2017 № 11025/17/97586 отменены меры по запрету совершения регистрационных действий в отношении недвижимого имущества: жилой дом, ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ... земельный участок, ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ...
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 19.07.2017 № 11025/17/143871 исполнительные производства № 42546/16/11025-ИП, 42543/16/11025-ИП в отношении Тимофеева В.В. объединены в сводное исполнительное производство с присвоением № 42543/16/11025-СД.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 19.07.2017 № 11025/17/143873 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Тимофееву В.В. выставлено требование от 29.12.2017 № 11025/17/323498 о предоставлении для составления акта описи и ареста транспортного средства ...
Постановлением ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 08.02.2018 № 11025/18/41211 наложен арест на имущество, принадлежащее Тимофееву В.В., в размере и объеме, необходимом для исполнения требований исполнительного документа.
Из акта описи и ареста от 08.02.2018 следует, что подвергнуто аресту имущество: транспортное средство ...
27.07.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М. составлена заявка № 11025/18/204930 об оценке указанного арестованного имущества.
На основании оспариваемого административным истцом постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Бородкиной А.М. от 27.07.2018 № 11025/18/204936 для участия в исполнительном производстве для оценки арестованного имущества привлечен специалист ООО «...
Требования исполнительных документов на основании которых возбуждены исполнительные производства № 42546/16/11025-ИП, 42543/16/11025-ИП Тимофеевым В.В. не исполнены. Согласно информации ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми остаток задолженности на 20.08.2018 составлял 59 467,27 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 7, 8, 9 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.
В силу ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1). Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества (п. 1, 5 ч. 3)
В соответствии с положениями ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1). Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 3). При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится (ч. 4).
В силу ч. 1 ст. 80 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
В соответствии с положениями ст. 85 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1). Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки, в том числе, вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (ч. 2) Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков (п. 1, 2 ч. 4).
На основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 02.02.2018 УФССП России по Республике Коми и ООО ... заключен государственный контракт № ... на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, для нужд УФССП России по Республике Коми.
При таких обстоятельствах, судебный пристав-исполнитель обоснованно привлек для участия в исполнительном производстве специалиста ООО «Аксерли», в связи с чем суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства в рамках полномочий судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительного документа, основания для его отмены отсутствуют, нарушений прав и свобод заявителя не установлено. Доводы административного истца о недостоверности отчета специалиста носят предположительный характер, не могут быть приняты во внимание.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об оставлении административного иска без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Тимофеева В.В. к отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Бородкиной А.М., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2018 об участии в исполнительном производстве специалиста оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Б. Краснов
Копия верна В.Б. Краснов