Дело № 2а-40/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года рп. Локня Псковская область
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего Апетёнок Л.Р.,
с участием помощника прокурора Локнянского района Зарецкой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткиной О.А. и Управлению федеральной службы судебных приставов по Псковской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от 15 декабря 2020 года,
установил:
Администрация городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткиной О.А. и Управлению федеральной службы судебных приставов по Псковской области об отмене постановления от 15 декабря 2020 года о взыскании исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП Касаткиной О.А. 15 декабря 2020 года в отношении администрации городского поселения «Локня» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 50000 рублей по исполнительному производству № от 23 ноября 2020 года по требованиям неимущественного характера. Данное постановление административный истец считает необоснованным, поскольку 23 октября 2019 года в целях исполнения решения Бежаницкого районного суда от 12 декабря 2019 года администрацией ГП «Локня» было направлено ходатайство в Собрание депутатов Локнянского района о необходимости выделения бюджетных ассигнований в 2020 году для исполнения мероприятий по противопожарной безопасности в сумме 400000 рублей. Необходимые для исполнения решения суда денежные средства бюджету городского поселения в 2020 году предоставлены не были, что явилось объективной причиной неисполнения решения суда. Между тем, администрация городского поселения «Локня» продолжает принимать меры по получению бюджетных ассигнований для исполнения мероприятий противопожарной безопасности, согласно решению суда. Административный истец является казенным муниципальным учреждением. В связи с чем, учитывая, что Главой администрации направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий, однако, эти ассигнования не выделены, административный истец полагает, что постановление от 15 декабря 2020 года о взыскании с ГП администрации «Локня» исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, подлежит отмене.
20 января 2021 года протокольным определением Бежаницкого районного суда на основании ст.46 КАС РФ приняты к производству измененные исковые требования администрации ГП «Локня», производство по делу продолжено по требования администрации ГП «Локня» Локнянского района Псковской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткиной О.А. и Управлению федеральной службы судебных приставов по Псковской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от 15 декабря 2020 года.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Андреев С.И. измененные исковые требования поддержал, указав, что после вынесения 09 января 2019 года решения Бежаницким районным судом Псковской области административным истцом предпринимались меры к его исполнению. В частности, неоднократно направлялись ходатайства в администрацию Локнянского района, Собрание депутатов Локнянского района и Финансовое управление администрации Локнянского района о выделении дополнительных денежных средств при формировании бюджетов на 2020, 2021 годы для выполнения требований законодательства о пожарной безопасности. На 2020 год в бюджет на пожарную безопасность были заложены 15000 рублей, на 2021 год - 17000 рублей. В выделении дополнительных средств администрации городского поселения «Локня» было отказано. Данные обстоятельства объективно препятствовали исполнению решения суда. После возбуждения в отношении административного истца 23 ноября 2020 года исполнительного производства, был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В указанный срок решение исполнено не было, поэтому с администрации ГП «Локня» был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Однако, решение не могло быть исполнено в столь короткий срок как по техническим причинам, так и в связи с отсутствием соответствующего финансирования на цели противопожарной безопасности. Пожарные гидранты, ссылка на которые имеется в решении суда, находятся на водопроводной сети МУП «Локнянское ЖКХ», в связи с чем осуществление ремонтных работ на них возможно либо силами МУП «Локнянское ЖКХ», либо сторонними организациями с согласия собственника водопроводной сети. Указанное, наряду с пандемией новой коронавирусной инфекции, большого количества заболевших работников, ограничения времени работы организаций, не позволило в установленные сроки полностью исполнить решение суда. Между тем, 12 ноября 2020 года и 02 декабря 2020 года администрацией частично исполнены требования исполнительного документа, отремонтирована часть гидрантов в рп. Локня Псковской области.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткина О.А. в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, а также отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области на исполнении находится исполнительное производство № от 23 ноября 2020 года, возбужденное на основании исполнительного листа от 02 ноября 2020 года, выданного Бежаницким районным судом Псковской области о возложении на администрацию городского поселения «Локня» в срок до 01 октября 2019 года обязанности выполнить мероприятия по устранению требований законодательства о пожарной безопасности, а именно произвести ремонт пожарных гидрантов, смотровых колодцев и обеспечить доступ к пожарным гидрантам в рп. Локня Псковской области. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику заказной почтой и получено администрацией ГП «Локня» 27 ноября 2020 года. Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 23 ноября 2020 года должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения, разъяснены последствия неисполнения требований исполнительного документа в виде возможности взыскания исполнительского сбора. В связи с неисполнением администрацией ГП «Локня» требований исполнительного документа в установленный срок, 15 декабря 2020 года вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое получено администрацией ГП «Локня» 18 декабря 2020 года. Опираясь на положения ч.1-3 ст.112 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель Касаткина О.А. указала, что обязанность доказывания уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника. Между тем, истцом не представлено доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, кроме того, не подтвержден факт тяжелого имущественного положения администрации ГП «Локня», соответственно оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дне и месте его проведения, своей позиции по делу не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Помощник прокурора Локнянского района Зарецкая Н.В. возражений против удовлетворения иска не имела, указав о наличии оснований для освобождения администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области от уплаты исполнительного сбора.
Суд, выслушав представителя истца, мнение помощника прокурора Локнянского района Зарецкой Н.В., изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что постановления старшего судебного пристава, его заместителя, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний ст. 112 поименованного закона исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. п. 1 и 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела установлено, что администрация городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции (п.1, 5 ст.26 Устава), к полномочиям которого относится, в том числе исполнение местного бюджета, который утверждается Собранием депутатов (п.7 ст.17 Устава).
09 января 2019 года Локнянским районным судом Псковской области вынесено решение по делу № 2-14/2019, в соответствии с которым частично удовлетворены исковые требования прокурора Локнянского района к администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Администрация ГП «Локня» решением суда обязана в срок до 01 октября 2019 года выполнять ряд указанных в решении суда мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Решение сторонами оспорено не было, вступило в законную силу 12 февраля 2019 года.
23 ноября 2020 года на основании исполнительного листа, выданного Бежаницким районным судом 02 ноября 2020 года по делу № 2-14/2019, судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП по Псковской области Касаткиной О.А. возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
15 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП по Псковской области Касаткиной О.А. вынесено постановление о взыскании с администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Этим же постановлением административному истцу установлен новый срок для исполнения - до 29 декабря 2020 года.
В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
В ходе судебного заседания установлено, что 23 октября 2019 года Главой администрации городского поселения «Локня» Андреевым С.И. направлено ходатайство Главе администрации Локнянского района, в Собрание депутатов Локнянского района и в Финансовое управление Локнянского района о выделении дополнительных финансовых средств, в том числе на противопожарную безопасность в сумме 400000 рублей, при формировании бюджета городского поселения «Локня» на 2020-2022 годы.
05 декабря 2019 года из Финансового управления администрации Локнянского района направлено сообщение в городское поселение «Локня», согласно которому бюджет городского поселения «Локня» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов формируется в соответствии с методикой, утвержденной Законом Псковской области от 19 декабря 2008 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области». По расчетным таблицам, предоставленным Комитетом по финансам Псковской области в проекте бюджета на 2020-2022 годы предусмотрено на пожарную безопасность 15000 рублей. Выделить дополнительные средства из бюджета МО «Локнянский район» возможности нет.
21 октября 2020 года администрацией городского поселения «Локня» Локнянского района повторно направлено ходатайство Главе администрации Локнянского района, в Собрание депутатов Локнянского района и в Финансовое управление Локнянского района о выделении дополнительных финансовых средств, в том числе на противопожарную безопасности в сумме 500000 рублей, при формировании бюджета городского поселения «Локня» на 2021-2023 годы.
14 января 2021 года из Финансового управления администрации Локнянского района направлено сообщение в городское поселение «Локня», согласно которому бюджет городского поселения «Локня» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов формируется в соответствии с методикой, утвержденной Законом Псковской области от 19 декабря 2008 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области». По расчетным таблицам, предоставленным Комитетом по финансам Псковской области в проекте бюджета на 2021-2023 годы предусмотрено на пожарную безопасность по 17000 рублей. Выделить дополнительные средства из бюджета МО «Локнянский район» возможности нет.
Кроме того, в ходе судебного заседания было установлено, что административным истцом частично исполнено решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 09 января 2019 года, поскольку 12 ноября 2020 года и 02 декабря 2020 года осуществлен ремонт пожарных гидрантов, что подтверждается соответствующими счетами на оплату и актами выполненных работ, приобщенными по инициативе административного истца к делу.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области были приняты и продолжают предприниматься все необходимые и возможные меры для надлежащего исполнения решения суда, однако, но в связи с отсутствием денежных средств в бюджете на обеспечение требований пожарной безопасности, она была лишена возможности исполнить требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки.
Наряду с этим, суд учитывает, что администрация городского поселения «Локня» Локнянского района является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает вины административного истца в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа
С учетом изложенного, требования администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткиной О.А. и Управлению федеральной службы судебных приставов по Псковской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Касаткиной О.А. от 15 декабря 2020 года по исполнительному производству №, возбужденному 23 ноября 2020 года.
Решение принято судом в окончательной форме 20 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд, через Бежаницкий районный суд (постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области), в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок