Дело № 2-1070/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 20 октября 2016 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием истцов Спицына Б.А. и Спицыной О.Г., представителя ответчика АМР «Корткеросский» Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Спицына Б.А. и
Спицыной О.Г. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района», АМР «Корткеросский», АСП «Мордино» об обязании выплатить сумму компенсации и зарегистрировать недвижимое имущество
УСТАНОВИЛ:
Спицына Б.А., Спицына О.Г. обратились в суд с заявлениями к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» (далее по тексту – ЦСЗН) об обязании выплатить сумму компенсации за электроэнергию в размере <...> руб., твердое топливо в размере <...> руб. за период с <дата> годы, к АМР «Корткеросский», АСП «Мордино» об обязании зарегистрировать право собственности на дом и постройки, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>. В обоснование требований в иске указано, что истцы, являются инвалидами, проживают совместно, после пожара им была предоставлена комната в общежитии по <адрес>, с чем согласилась Спицицына О.Г., без согласия ее супруга Спицына Б.А., после чего они прописались в данной комнате, чтобы получать льготы. Но в комнате было только отопление, льготы за дрова не предоставлялись, а воды и бани не было и они стали проживать в летней кухне пока не построили <адрес> из-за отсутствия регистрации по месту жительства по <адрес> с <дата>. года ЦСЗН не предоставляет им льготы за электроэнергию и твердое топливо. ЦСЗН должна им за <...> за дрова в общем <...> руб. (на 1 человека -<...> руб. Х на <...> Х 2 человека) и за электроэнергию <...> руб.
Судом по своей инициативе в качестве соответчика привлечено Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК (далее по тексту Управление Росреестра), однако с учетом требований истцов был изменен статус участника на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании Спицын Б.А., Спицина О.Г. поддержали заявленные требования и доводы, настаивая на требованиях к ЦСЗН, АСП «Мордино» и АМР «Корткеросский», считая х надлежащими ответчиками по данному требованию.
Представитель АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. с иском не согласен, считая АМР, в части заявленных к ним требований, ненадлежащим ответчиком, поскольку регистрацией права собственности на объекты недвижимого имущества занимается Управление Росреестра.
Ответчики ЦСЗН, АСП «Мордино», Управление Росреестра на судебное заседание своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
ЦСЗН в возражениях на иск указал, что с требованиями истцов не согласны в полном объеме. Спицыну Б.А. были назначены и предоставлялись меры социальной поддержки по ЖКУ по адресу: <адрес> до <дата>г., в т.ч. по электроэнергии, выплачена стоимость твердого топлива за <дата>. в размере <...> руб. В связи со сменой места жительства на основании заявления Спицына Б.А. от <дата> меры социальной поддержки по ЖКУ с <дата> были назначены и предоставлялись по адресу: <адрес> по отоплению (теплоснабжению), холодному водоснабжению, электроэнергии, до <дата> Выплата компенсации с <дата> была приостановлена в связи с задолженностью за потребленные коммунальные услуги по оплате жилого помещения. <дата> от Спицына Б.А. поступило обращение за назначением и выплатой компенсации стоимости твердого топлива по адресу: <адрес>. В связи с тем, что по данному адресу регистрация у Спицына Б.А. отсутствует, и меры социальной поддержки предоставлялись по другому адресу, где имеется центральное отопление, учреждением было принято решение об отказе в предоставлении компенсации стоимости твердого топлива. В <дата>. поступило аналогичное обращение, по которому по вышеназванному основанию также было принято решение об отказе. Компенсация стоимости твердого топлива за <дата>. Спицыной О.Г. и Спицыну Б.А. выплачены в полном объеме. Электроэнергия по адресу <адрес> до момента смены жительства также была выплачена. По адресу пер. <адрес> социальной поддержки представлены по <дата> и приостановлены в связи с задолженностью. В дальнейшем истцы оснований для получения мер социальной поддержки не имели.
Администрация СП «Мордино» в представленном отзыве на иск, что просит в иске Спицыным отказать. <дата> сгорел многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в одной из квартир которого были прописаны и проживали Спицыны. Как погорельцам, семье Спицыных в сентябре 2012г. было предоставлен жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <...>.м. с центральным отоплением, где они зарегистрировались. <дата> Спицыны снялись с регистрационного учета по этому адресу, мотивируя это тем, что они не могут в полной мере использовать льготы. С <дата> года фактически проживают без регистрации на летней кухне, которая была построена Спицыным Б.А. на территории сгоревшего дома по адресу: <адрес>. Это строение не является жилым помещением, было построено в <дата> годах без разрешительных документов, адреса не имеет. Спицыны обращались в администрацию СП с заявлением о регистрации в данном строении. Им было отказано в регистрации, т.к. строение не является жилым помещением и отсутствует техническая документация. Им было предложено перевести это строение из нежилого в жилое, для чего необходимо было оформить технический паспорт на строение и поставить его на кадастровый учет. Спицын провел процедуру межевания земельного участка и поставил его на кадастровый учет, данный участок предоставлен ему в собственность. Спицын построил на участке строение без разрешения на строительство.
Управление Росреестра в возражениях на иск также просит в исковых требованиях истцам отказать в полном объеме, поскольку в ЕГРП отсутствуют сведения об обращении истцов за государственной регистрацией прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>. Управление не принимало решений о приостановлении или об отказе в государственной регистрации прав истцов на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке. В связи с отсутствием противоправности и виновности действий со стороны Управления, нарушения прав истцов, считают, что оснований для возложения обязанности на Управление произвести действия по государственной регистрации права истцов на указанные в исковом заявлении объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих по делу, рассмотрев материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Аналогичная норма содержится в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Частью 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно ч.2 ст.2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ (ред. от 24.04.2013)"О социальной поддержке населения в Республике Коми» в случае совместного проживания двух и более граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на предоставление компенсации стоимости твердого топлива, общий объем предоставляемых мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации стоимости твердого топлива не может превышать 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и 100 процентов компенсации стоимости твердого топлива. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Правилами и формами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядком и условиями выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми», утвержденными Постановление Правительства РК от 05.05.2009 N 115» (в редакции действовавшей на момент прекращения предоставления истцам мер социальной поддержки) установлено, что настоящие Правила и формы, Порядок и условия разработаны в целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, и регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, назначения и выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива. Решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение. Для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - заявитель) представляет в центр по месту жительства следующие документы: заявление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с указанием способа доставки на счет в финансово-кредитном учреждении или через организации федеральной почтовой связи (далее – заявление; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки; документы, подтверждающие родственные отношения граждан (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, в установленных случаях - решение суда об установлении соответствующего юридического факта в порядке особого производства), документы, удостоверяющие личность членов семьи гражданина, в случае распространения мер социальной поддержки на членов семьи; справку о регистрации по месту жительства о составе семьи с указанием степени родства членов семьи и общей площади занимаемого жилого помещения (повторно представляется в случаях изменения места жительства гражданина и (или) состава его семьи, и (или) размера общей площади занимаемого жилого помещения); платежные документы, содержащие сведения о начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, суммах платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), выданные организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению и (или) осуществляющими начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - организации); документы об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на день подачи заявления. К документам об отсутствии задолженности относятся оплаченные платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справки организаций, управляющих многоквартирным домом. При наличии задолженности представляются соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенные с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.
Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил. В случае совместного проживания двух и более граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, общий объем предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может превышать 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, состава семьи, изменения счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки, обязан в течение месяца со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению. Исчисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: изменение места жительства гражданина, а также с первого числа месяца, в котором центром установлены следующие обстоятельства: наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Исчисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства гражданина возобновляется с первого числа месяца, в котором представлен подтверждающий изменение места жительства документ (справка о регистрации по месту жительства о составе семьи, с указанием степени родства членов семьи и общей площади занимаемого жилого помещения). Компенсация выплачивается (перечисляется) в месяце, следующем за месяцем, в котором представлен указанный документ.
Назначение и выплата компенсация стоимости твердого топлива производится аналогично вышеназванным Правилам на основании обращения граждан с вышеуказанными документами, а также: со справкой о регистрации по месту жительства о составе семьи с указанием степени родства членов семьи и общей площади занимаемого жилого помещения (повторно представляется в случаях изменения места жительства и (или) состава семьи, и (или) размера общей площади занимаемого жилого помещения). Представляется ежегодно в случае предоставления мер социальной поддержки только по оплате твердого топлива; документа, подтверждающий использование для отопления жилого помещения печного оборудования и (или) других установок на твердом топливе (технический паспорт на жилое помещение (квартиру) или справка о состоянии здания (помещения), или справка жилищно-эксплуатационной организации) (представляется ежегодно); установленные законодательством документы, подтверждающие оплату приобретенного твердого топлива (с указанием вида, объема, цены за физическую единицу и стоимости приобретенного твердого топлива), транспортных услуг для доставки этого твердого топлива (представляются при их наличии для расчета суммы компенсации в соответствии с пунктом 7-1 настоящих Порядка и условий); документа об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на день подачи заявления. Расчет суммы компенсации выполняется исходя из размера общей площади занимаемого жилого помещения; численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; прав граждан на меры социальной поддержки по оплате твердого топлива, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми; установленного норматива потребления твердого топлива; цены приобретения твердого топлива, но не более установленных Правительством Республики Коми предельных максимальных розничных цен на топливо твердое, реализуемое гражданам; цены на доставку твердого топлива. Компенсация стоимости твердого топлива выплачивается в размере, не превышающем фактические расходы граждан на приобретение твердого топлива, доставку твердого топлива. Платежные документы, подтверждающие фактические расходы граждан на приобретение твердого топлива, могут быть представлены несколько раз в год (по мере приобретения твердого топлива), при этом расчет суммы компенсации выполняется в пределах норматива потребления твердого топлива, установленного на год. В случае совместного проживания двух и более граждан, имеющих право на предоставление компенсации стоимости твердого топлива, общий объем предоставляемых мер социальной поддержки по оплате компенсации стоимости твердого топлива не может превышать 100 процентов компенсации стоимости твердого топлива.
В ныне действующих редакциях Правил и формам предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, предусмотрено, что заявитель вправе представить в центр по предоставлению государственных услуг или в МФЦ по месту жительства, в т.ч. сведения о регистрации по месту жительства с указанием граждан, зарегистрированных в жилом помещении, и общей площади жилого помещения (представляется в случаях изменения места жительства гражданина и (или) численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, и (или) размера общей площади жилого помещения). Требуется ежегодно в случае предоставления мер социальной поддержки только по оплате твердого топлива. В случае если заявителем по собственной инициативе не представлены документы (либо один из них), указанные в настоящем пункте, центр по предоставлению государственных услуг или МФЦ в течение 5 рабочих дней со дня представления заявителем документов, указанных в пункте 3 настоящих Порядка и условий, запрашивает указанные документы (сведения) в порядке межведомственного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления либо в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Как установлено судом Спицын Б.А. и Спицына О.Г. являются <...>. Истцы проживали по адресу: <адрес>. <дата> указанный дом сгорел. Семье Спицыных как погорельцам, была предоставлена с центральным отоплением квартира по адресу: <адрес>. Спицыны в данной квартире зарегистрировались в <дата>., <дата> снялись с регистрационного учета по указанному адресу. При этом проживали в летней кухне с печным отоплением, находящейся рядом со сгоревшим домом.
По материалам дела установлено, что на основании ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком ЦСЗН истцам меры социальной поддержки по уплате жилищно-коммунальных услуг были назначены и предоставлялись по адресу: <адрес> до <дата>, также в <дата> года истцам была произведена компенсация стоимости твердого топлива в размере по <...> руб.
Доказательств обратного истцами не представлено.
В последующем, в связи со сменой места жительства и перерегистрацией истцов на адрес – <адрес> основании заявлений истцов им предоставлялись по данному адресу меры социальной поддержки за отопление (теплоснабжение), холодное водоснабжение, электроэнергию до <дата>. Выплата компенсации с <дата> была приостановлена в связи с задолженностью за потребленные коммунальные услуги по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании ч.3 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.2 Закона РК №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми».
При этом <дата> Спицын Б.А., как установлено судом зарегистрированный по адресу: <адрес> проживая в здании летней кухни обращался в ЦСЗН за назначением и выплатой компенсации стоимости твердого топлива по адресу: <адрес>. При этом в связи с тем, что по данному адресу на момент обращения регистрация у Спицына Б.А. отсутствовала и меры социальной поддержки предоставлялись по другому адресу, где имелось центральное отопление, ЦСЗН было принято решение об отказе в предоставления компенсации стоимости твердого топлива по основанию не представления или представление не в полном объеме документов. В <дата> в ЦСЗН поступало аналогичное заявление Спицына, по которому по вышеназванным основаниям также было принято решение об отказе.
Из изложенного следует, что Спицыным компенсация твердого топлива <дата> была ЦСЗН произведена в полном объеме, в <дата>. истцы были зарегистрированы в жилом помещении с центральным отоплением, по адресу <адрес> меры социальной защиты по коммунальным услугам, включая электроснабжение, теплоснабжение предоставлялись по <дата> до их приостановления в связи с задолженностью по уплате коммунальных услуг.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
В соответствии с вышеизложенным законодательством компенсация расходов за твердое топливо, электричество производится только при использовании жилого помещения в котором заявитель зарегистрирован. Сам по себе факт подключения к строению не являющемуся жилым помещением, электричества не является безусловным основанием предоставления компенсации.
Для предоставления мер социальной поддержки по оплате электроэнергии и стоимости твердого топлива, с учетом отсутствия у истцов регистрации по месту жительства в жилом помещении по <адрес>, оснований у ответчика ЦСЗН не имелось. Истцы с заявлениями и необходимыми документами, в т.ч. о регистрации по фактического проживания к ответчику не обращались. Также с учетом наличия задолженности истцов по уплате коммунальных услуг по адресу: <адрес> приостановление выплаты компенсации услуг за ЖКУ по данному адресу суд считает обоснованным.
Таким образом, требования Спицыных о предоставлении компенсации по месту их фактического проживания в строении, возведенном им возле многоквартирного сгоревшего дома, не являющегося жилым, при отсутствии доказательств отнесения его к данной категории недвижимого имущества или перевода из нежилого, изначально возведенного как летняя кухня – в жилое помещение, являются не обоснованными.
На основании изложенного суд признает обжалуемые действия ответчика ЦСЗН законными и обоснованными.
В связи с чем требование истцов о выплате компенсации за электроэнергию в размере <...> руб., твердое топливо в размере <...> руб. за период с <...> по <...> гг., используемое ими по месту фактического проживания в нежилом помещении по адресу – <адрес> не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению требования Спицыных к АМР «Корткеросский», АСП «Мордино», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК об обязании зарегистрировать право собственности на дом и постройки, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту – Закон №122-ФЗ), п. 7.1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395, Управление Росреестра является органом власти, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 16 Закона №122-ФЗ предусматривает, заявительный харктер государственной регистрации прав, т.е. на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления). Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Согласно положениям ст. 18 Закона №122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Согласно ст. 20 Закона №122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе. Из ст. 25.3 Закона №122-ФЗ следует, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
При этом в соответствие с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований.
Как установлено судом и не оспаривается истцами, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержаться сведения о государственной регистрации права собственности Спицына Б.А. на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью <...>.м, местоположение (адрес): <адрес>. Государственная регистрация права произведена <дата>.
При этом истцы в орган, осуществляющий регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и построек, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, не обращались, что ими не оспаривается.
Таким образом, Управление Росреестра не принимало решений о приостановлении или об отказе в государственной регистрации прав истцов на объекты недвижимости, расположенные на указанном выше земельном участке. Доказательств обращения в надлежащем порядке и отказа истцам в регистрации права собственности со стороны Управления Росреестра суду не представлено.
Между тем, как следует из иска и требований, поддержанных истцами в судебном заседании об обязании регистрации права на строение, возведенное на земельном участке, в качестве ответчиков по делу заявлены АСП «Мордино», АМР «Корткеросский».
Согласно ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Применительно к ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
В соответствии с нормами ст. 14-15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющих вопросы местного значения сельских поселений и муниципального района АСП «Мордино», АМР «Корткеросский», являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не являются органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, в их полномочиях данные функции не предусмотрены.
Из системного толкования ст. 38, 39, 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» следует, что истец самостоятельно определяет ответчика, указывая его в исковом заявлении, суд не вправе в случае предъявления иска к ненадлежащему ответчику и отсутствия ходатайства или требования к другому лицу и отсутствия ходатайства или согласия истца на его замену другим лицом – рассматривать исковые требования к другому лицу. При таких обстоятельствах, поскольку в данном случае указанные в качестве ответчиков АСП «Мордино» и АМР «Корткеросский» надлежащими ответчиками по делу не являются, при том, что истец не согласился с заменой ненадлежащих ответчиков на надлежащего, в удовлетворении иска Спицыным об обязании зарегистрировать право собственности на дом и постройки, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, следует отказать.
Руководствуясь ст.197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Спицына Б.А. и Спицыной О.Г. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» об обязании выплатить сумму компенсации за электроэнергию, твердое топливо за период с <дата> к АМР «Корткеросский», АСП «Мордино» об обязании зарегистрировать право собственности на дом и постройки, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес> отказать в полном объеме
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Э.Ф. Буян
Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2016