Дело № 2-571/2022
УИД - 41RS0001-01-2021-011109-15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 19 января 2022 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.,
при секретаре Пестеревой А.А.,
с участием представителя истца Ефремовой З.В.,
представителя ответчика Гилёвой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Игоря Валерьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, назначить страховую пенсию досрочно,
у с т а н о в и л:
истец Николаев И.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее – УПФР в г. Петропавловске-Камчатском) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, назначить страховую пенсию досрочно.
В обоснование иска истец указал на то, что 26 апреля 2021 года истец обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой в плавсоставе).
Решением от 17.08.2021 года № 490 в удовлетворении заявления отказано. При оценке пенсионных прав истца ответчик не учел при подсчете стажа работы в районах Крайнего севера годы службы в органах внутренних дел г.Петропавловска-Камчатского с 27.12.1995 года по 04.09.1997 года, с 24.10.1997 года по 19.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 21.02.2000 года.
С оспариваемым отказом истец не согласен. При определении права лица на снижение на 5 лет возраста выхода на досрочную страховую пенсию по старости требуется установить наличие стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет. Законом предусмотрено наличие определенного календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Никаких иных условий и исключений закон, в том числе запрета о включении в стаж работы срока службы для определения общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, не содержит.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются разновидностью трудовой деятельности гражданина, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий и отдаленностью территорий, не зависит от того, проходит ли гражданин службу или работает по трудовому договору. Право же на досрочную пенсию, предусмотренное подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по мнению истца, должно возникать при наличии у работника суммарной продолжительности трудовой (профессиональной) деятельности в определенной местности и достижении им определенного возраста и не может ставиться в зависимость от характера этой деятельности и ведомственной принадлежности организации, в которой она осуществлялась.
Истцу не была назначена пенсия за выслугу лет. По линии УМВД пенсия истцу не может быть назначена в силу малого периода службы, всего 3 года 8 месяцев 27 дней.
Учитывая отсутствие возможности получения пенсии за выслугу лет, истец полагает, что время прохождения им службы в УМВД России по Камчатскому краю подлежит включению в продолжительность стажа работы на Крайнем Севере, поскольку иное толкование закона ставит в неравное положение граждан из-за характера профессиональной деятельности, протекающих в районах Крайнего Севера.
Для выхода истцу на пенсию в 50 лет необходимо наличие: не менее 25 лет страхового стажа, не менее 12 лет 6 месяцев работы в плавсоставе, не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. По расчетам ответчика, на дату подачи заявления истец имел: 28 лет 05 месяцев 11 дней страхового стажа, 13 лет 01 месяц 01 день стажа работы в плавсоставе, 14 лет 06 месяцев 03 дня стажа работы в районах Крайнего севера.
После включения спорного стажа в объеме 3 года 8 месяцев 27 дней истец будет иметь стаж работы в районах Крайнего Севера более 18 лет. Следовательно, истец вправе получить страховую пенсию в 50 лет. Отказ в установлении пенсии не обоснован и влечет нарушение пенсионных прав истца.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации от 17.08.2021 года № 490 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Возложить на ответчика обязанность по включению в стаж работы в районах крайнего Севера периодов с 27.12.1995 года по 04.09.1997 года, с 24.10.1997 года по 19.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 21.02.2000 года.
Обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с момента возникновения права (даты обращения за назначением пенсии), то есть с 26.04.2021 года.
Истец Николаев И.В. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседании извещался надлежащим образом, заявлений и ходатайств не направил.
Представитель истца Ефремова З.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении. Кроме того, указала, что ошибочно в иске указан период по 4 сентября 1997 года, правильным будет 4 июня 1997 года. Обратила внимание, что законодательно нигде не указано, но и запрета нет, поэтому считает, что есть все основания для удовлетворения исковых требований истца. Истец имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости, т.к. свою деятельность истец осуществлял в районе Крайнего Севера.
В судебном заседании представитель ответчика Гилёва Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Из поступивших возражений ответчика следует, что Николаев И.В. обратился в УПФР в г. Петропавловске-Камчатском с заявлением о назначении пенсии 26 апреля 2021 года в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
УПФР в г. Петропавловске-Камчатском вынесено решение № 490 от 17.08.2021 года об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
На дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости страховой стаж составил 26 лет 08 месяцев, стаж работы в особых условиях труда (плавсостав) составил 13 лет 01 месяц 01 день, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 14 лет 06 месяцев 03 дня, при требуемой продолжительности не менее 15 лет.
В стаж работы в районах Крайнего Севера не подлежат включению периоды службы в УВД Камчатской области с 27.12.1995 года по 04.09.1997 года, с 01.09.1998 года по 21.02.2000 года и период службы по контракту (не по призыву) в войсковой части № 39209 с 24.10.1997 года по 19.08.1998 года, поскольку действующее пенсионное законодательство, как и ранее действовавшее, предусматривает возможность включения службы только в страховой стаж (общий трудовой). В льготный стаж, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера служба не подлежит включению.
Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 года), Законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не предусматривал включение в стаж работы в районах Крайнего Севера срочной военной службы, время военной и приравненной к ней службы, указанная выше служба засчитывалось только в общий стаж работы и не включалась в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Пункт 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, подлежит применению только при исчислении периодов работы, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», а также при досрочном назначении страховой пенсии по старости женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции, указанных в подпункте «к» могли быть включены при определенных условиях только в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда), то есть работы по Списку № 1 и Списку № 2, но не предусматривало возможности включения данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Оснований для включения спорных периодов прохождения истцом военной службы и службы в УВД Камчатской области в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Решение УПФР в г. Петропавловске-Камчатском об отказе в установлении пенсии от 17.08.2021 года № 490 вынесено с соблюдением законодательства Российской Федерации и не может быть признано незаконным.
Также не подлежит удовлетворению требование истца о назначении страховой пенсии по старости досрочно с 26.04.2021 года, поскольку право на назначение страховой пенсии по старости у истца на указанную дату не возникло.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, 26 апреля 2021 года Николаев И.В. обратился в УПФР в г. Петропавловске-Камчатском с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой в плавсоставе).
Рассмотрев указанное заявление истца, УПФР в г. Петропавловске-Камчатском вынесено решение № 490 от 17 августа 2021 года, которым истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Так, на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости страховой стаж составил 26 лет 08 месяцев, стаж работы в особых условиях труда (плавсостав) составил 13 лет 01 месяц 01 день, стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 06 месяцев 03 дня, при требуемой продолжительности не менее 15 лет (л.д. 16-20).
С указанным решением ответчика истец не согласился, считая, что при оценке пенсионных прав Николаева И.В., ответчик не учел при подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера годы службы в органах внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского с 27.12.1995 года по 04.09.1997 года, с 24.10.1997 года по 19.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 21.02.2000 года.
Данные периоды службы истца в органах внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского подтверждаются архивной справкой, выданной УМВД России по Камчатскому краю от 02.04.2021 года № 8/12-720 (л.д. 21).
Из представленной также справки, выданной УМВД России по Камчатскому краю от 07.10.2021 года № 8/14-144/218/ОПО ЦФО, следует, что Николаеву И.В., 08.01.1969 года рождения, выплата пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения, и их семей" в УМВД РФ по Камчатскому краю не назначалась и не выплачивалась (л.д. 22).
Оценив представленные материалы дела и фактические обстоятельства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон "О страховых пенсиях") устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), а именно мужчины достигшие возраста 65 лет и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 9 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
На основании ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Указанный истцом стаж работы в районах Крайнего Севера не подлежат включению периоды службы в органах внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского с 27.12.1995 года по 04.09.1997 года, с 24.10.1997 года по 19.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 21.02.2000 года, поскольку действующее пенсионное законодательство, как и ранее действовавшее, предусматривает возможность включения службы только в страховой стаж (общий трудовой). В льготный стаж, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера служба не подлежит включению.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 года), Законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу ч.ч. 3, 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подп. "а", абзаце 3 подп. "б" и абзаце 3 подп. "в" п. 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения п.п. 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В силу ст. 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в спорные периоды), вступившего в законную силу с 1 января 1992 года и утратившего силу с 1 января 2002 года, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Согласно ст. 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Таким образом, Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не предусматривал включение в стаж работы в районах Крайнего Севера срочной военной службы, время военной и приравненной к ней службы, указанная выше служба засчитывалось только в общий стаж работы и не включалась в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Абзацем 14 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп."а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подп. "в" п. 16) периоды, указанные в подп. "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Абзац 3 подп. «а», абзац 3 подп. «б» и абзац 3 подп. «в» постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" устанавливает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах подлежит применению список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда подлежит применению Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
при досрочном назначении страховой пенсии по старости женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью подлежит применению список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1021 «Об утверждении списка производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г.
Исходя из анализа пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, данный пункт подлежит применению только при исчислении периодов работы, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», а также при досрочном назначении страховой пенсии по старости женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции, указанных в подпункте «к» могли быть включены при определенных условиях только в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда), то есть работы по Списку № 1 и Списку № 2, но не предусматривало возможности включения данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определениях от 25 января 2012 года № 19-О-О, от 23 декабря 2014 года № 2781-О, от 16 июля 2015 года № 1640-О, от 28 января 2016 года № 48-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Согласно ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В силу требований ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения спорных периодов прохождения истцом военной службы и службы в органах внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд, разрешая требование истца о назначении страховой пенсии по старости досрочно с 26 апреля 2021 года, приходит к выводу о том, что данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку право на назначение страховой пенсии по старости у истца на указанную дату не возникло.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования о признании незаконным решения от 17.08.2021 № 490 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с 27.12.1995 года по 04.09.1997 года, с 24.10.1997 года по 19.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 21.02.2000 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента возникновения права (даты обращения за назначением пенсии), с 26 апреля 2021 года, не имеют правовых оснований для удовлетворения.
Доводы представителя истца об обратном не принимаются судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют фактические и правовые основания для удовлетворения исковых требований истца.
Само по себе обращение с данным исковым заявлением не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.08.2021 № 490 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 27.12.1995 ░░░░ ░░ 04.06.1997 ░░░░, ░ 24.10.1997 ░░░░ ░░ 19.08.1998 ░░░░, ░ 01.09.1998 ░░░░ ░░ 21.02.2000 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 9 ░. 1 ░░. 32 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░ ░░░░ ░ 26 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-571/2022
░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░