Дело №2-84/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 февраля 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре судебного заседания Эрднеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набаева Мергена Васильевича к Администрации города Элисты, Министерству социального развития, труда и занятости Республика Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
установил:
Набаев М.В. обратился в суд с указанным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, ссылаясь на то, что с 6 сентября 2009 года он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, под № 484 в списке по болезни, а в списке нуждающихся – с 11 июля 2012 года под № 5145. Жилое помещение по договору социального найма, а также социальная выплата на приобретение либо строительство жилого помещения ему не представлялась. Согласно справке МСЭ -2014 <данные изъяты> он является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно. Из заключения врачебной комиссии от 22 ноября 2019 г №1332 следует, что он страдает заболеванием с кодом <данные изъяты>, которое входит в Перечень заболеваний дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991 н. Обеспечение жильем инвалидов и семей имеющих детей - инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, за счет жилищного фонда субъектов РФ. В соответствии с п.7.1.26 постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года № 527 «Об утверждении Положения о Министерстве социального развития, труда и занятости Республика Калмыкия» Министерство осуществляет, в том числе, полномочия связанные с предоставлением жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством. Мера социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в РФ осуществляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность. Просит возложить на Министерство социального развития, труда и занятости РК обязанность предоставить ему по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метров с учетом права на дополнительную жилую площадь вне очереди.
Определением Элистинского городского суда от 16 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Элисты.
Определением Элистинского городского суда от 11 декабря 2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на надлежащего - Министерство социального развития, труда и занятости Республика Калмыкия.
Определением Элистинского городского суда от 12 января 2021 года удовлетворено ходатайство представителя истца Санджиевой В.Б. о привлечении к участию в гражданском деле по иску Набаева Мергена Васильевича к Администрации города Элисты, Министерству социального развития, труда и занятости Республика Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в качестве соответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В судебное заседание Набаев М.В., представители сторон не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (ч. 6 ст. 19 Закона N 131-ФЗ).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Следовательно, обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и действовал до 1 января 2018 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Пунктом 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений, предусмотрено, что жилые помещения инвалидам предоставляются в домах государственного или муниципального жилищного фонда с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н утвержден Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно решению № 8 Элистинского городского Собрания третьего созыва № 12 от 31 августа 2006 г. норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м. на одного гражданина.
Как следует из материалов дела, учетного дела очередника, Набаев М.В. является инвалидом 2 группы, «бессрочно», причина «общее заболевание».
Постановлением Администрации г. Элиста от 17 июля 2012 года № 1446 Набаев М.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Элиста от 10 июня 2013 года № 1893 Набаеву М.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма по болезни.
Постановлением Администрации г. Элиста от 18 апреля 2014 года № 1696 Набаеву М.В. как ветерану боевых действий, имеющему право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Согласно выписке из ЕГРН от 22 августа 2017 года Набаев М.В. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Постановлением Администрации г. Элиста от 12 сентября 2017 года № 2361 Набаев М.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма по болезни под № 540.
Из выписки из лицевого счета квартиросъемщика от 17 июля 2017 года следует, что Набаев М.В. значится зарегистрированным по адресу: <данные изъяты>. Кроме Набаева М.В. по указанному адресу значатся зарегистрированными ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК №01/016/2012-702 от 12 апреля 2012 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Набаева М.В. на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества.
Согласно заключению ВКК от 30 октября 2013 года № 845 у Набаева М.В. имеется тяжелая форма хронического заболевания (<данные изъяты>), указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.
В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 991, Набаев М.В. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
На момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у Набаева М.В. заболевание входило в перечень, который был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и действовал до 1 января 2018 г., право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у него с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию в сентябре 2017 года, то есть до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением № 8 Элистинского городского собрания третьего созыва от 31 августа 2006 г. №12 «Об утверждении учетной нормы, нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в городе Элисте», в соответствии со статьями 14, 50 Жилищного фонда кодекса РФ, учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека, норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в следующем размере: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра семью из 2-х человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
При таких данных Набаев М.В. как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания и принятое на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вправе вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Набаева Мергена Васильевича удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Элисты предоставить Набаеву Мергену Васильевичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение из муниципального жилого фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.З. Оляхинова