Решение по делу № 33-3446/2015 от 11.02.2015

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №:33-3446/2015    Судья: Демидова О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Санкт-Петербург                           19 марта 2015 года

председательствующего

Вологдиной Т.И.

судей

Мирошниковой Е.Н.

Рогачева И.А.

при секретаре Мироновой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исенгалиева Н.М. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2014 года по гражданскому делу №2-4734/14 по иску военного комиссариата Санкт-Петербурга к Исенгалиеву Н. М. о взыскании излишне полученной пенсии,

Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Военный комиссариат Санкт-Петербурга обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Исенгалиеву Н.М., в котором просил взыскать с ответчика излишне полученную пенсию в размере <...> рубль <...> копейку, ссылаясь на то, что с 05.07.2013 года ответчик был принят на службу в таможенные органы с присвоением ему 15.07.2013 года специального звания - <...>, о чем истцу не сообщил и без законных на то оснований в период с 05.07.2013 по 30.11.2013 года продолжал получать пенсию; с 01.12.2013 года выплата пенсии Исенгалиеву Н.М. была приостановлена.

Ответчик иск не признал.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2014 года суд взыскал с ответчика в пользу истца <...> руб. Одновременно судом взыскана с ответчика в доход государства госпошлина в размере <...> руб.

С постановленным решением суда не согласился ответчик, просил отменить решение суда, отказав в удовлетворении иска.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований военного комиссариата Санкт-Петербурга.

В соответствии с положениями части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с часть. 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Постановленное судом решение указанным выше требованиям не соответствует.

Из материалов дела следует, что <...> Исенгалиев Н.М. в связи с организационно-штатными мероприятиями был уволен с военной службы с должности с должности <...> приказом Командующего войсками 1 командования ВВС и ПВО от 28.12.2009 года (л.д.60).

С 04.07.2013 года Исенгалиев Н.М. являлся получателем пенсии за выслугу лет (л.д.7).

Приказом №... от 05.07.2013 Северо-Западного таможенного
управления Исенгалиев Н.М. с 15.07.2013 года был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации (л.д.14); приказом №... от
14.08.2013 года Исенгалиеву Н.М. было присвоено специальное звание -
<...> (л.д. 15).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным комиссариатом Санкт-Петербурга требования, суд сослался на положения ст. 1102 ГК РФ, ст. 6 и 13 Закона Российской Федерации № 4468-1 и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П, с учетом которой пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Исенгалиева Н.М. отсутствовало, поскольку при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена, однако этого сделано не было по причине ненадлежащего выполнения Исенгалиева Н.М. обязанности по уведомлению пенсионного органа о поступлении на службу в таможенные органы.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, постановленными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Согласно п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).

Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.

Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.

Заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Исенгалиева Н.М. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.

Таким образом, вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Исенгалиева Н.М. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.

Исходя из изложенного решение суда нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований военного комиссариата Санкт-Петербурга.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е ДЕ Л И Л А :

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2014 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Военного комиссариата Санкт-Петербурга к Исенгалиеву Н.М. о взыскании незаконно полученных сумм пенсии.

Председательствующий:

Судьи:

33-3446/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Военный Комиссариат СПБ
Военный к.С.
Ответчики
Исенгалиев Н.М.
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Вологдина Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
05.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Судебное заседание
27.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее