дело № 2-948/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 26 мая 2020 года
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.
при секретаре судебного заседания Бураевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области ФИО2 в интересах ФИО3 к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности,
установил:
первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки жилищного законодательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и ФИО3 заключен договор № найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения. В целях газоснабжения жилого помещения ФИО3 подала в абонентский отдел ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» заявление о заключении договора поставки газа. Письмом начальника абонентского отдела <адрес> ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в заключении договора поставки газа по причине того, что стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» как наймодатель жилого помещения. Однако действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями, тогда как уклонение ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» от заключения с ФИО3 договора поставки газа приводит к невозможности использования ею жилого помещения по целевому назначению, нарушает ее права на предоставление качественных коммунальных услуг и не согласуется с декларируемыми государством принципами соблюдения гарантированных законом жилищных прав детям-сиротам и создания им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе. В связи с чем, просит возложить обязанность на ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» заключить с ФИО3 договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилом помещении, расположенном по адресу: Волгоград, <адрес>.
Первый заместитель прокурора Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании иск поддержала, на удовлетворении настаивала.
Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданских и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области ФИО5 в судебном заседании иск поддержала, на удовлетворении настаивала.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила отказать.
Представитель третьего лица администрация Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Комитета строительства Волгоградской области ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал.
Представитель третьего лица ГКУ Волгоградской области "Управление капитального строительства" ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (часть 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор газоснабжения (поставки газа для коммунально-бытовых нужд) в силу статьи 426 ГК РФ является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 2 ст. 549 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставка газа производится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов п. п. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В силу подп. 3 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно п. 1, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги и, в том числе плату за газ.
По смыслу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу п. 7.5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно п. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации положения данной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, то есть в отношении нанимателей специализированных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2019 года в соответствии с приказом Комитета строительства Волгоградской области № №973-ОД в рамках исполнения решений Ворошиловского районного суда г. Волгограда представлены по договорам найма жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области гражданам, относящимся к категории лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и ФИО3 заключен договор № найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории Волгоградской области выступает ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
В целях газоснабжения жилого помещения ФИО3 в ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» подано заявление о заключении договора поставки газа.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в ответ на обращение ФИО3 отказало в оформлении договора поставки газа, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ поставка газа в используемое жилое помещение осуществляется на основании контракта между поставщиком газа и застройщиком. По истечению срока действия вышеуказанного контракта, будет осуществляться на основании контракта между поставщиком газа и наймодателем.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом строительства Волгоградской области в адрес первого заместителя прокурора Волгоградской области направлено обращение в целях недопущения негативных последствий провести проверку по фактам нарушений действующего законодательства РФ со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на предмет совершения его должностными лицами административного правонарушения или уголовного деяния.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в прокуратуру Волгоградской области с просьбой обратиться в ее интересах в суд по вопросу заключения договора между ней и ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на поставку газа в жилое помещение: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила № 549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 1 Правил).
В п. 3 Правил под абонентом понимается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его; абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
В силу п. 5-7 Правил № 549, поставка газа для обеспечения для коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.
Перечень подлежащих приложению к оферте документов определен в п. 8, 9 Правил.
В соответствии с п. 11 Правил газоснабжающая организация в срок, не превышающий одного месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.
При наличии оснований, указанных в пунктах 13 настоящих Правил, газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме об отказе от заключения договора и возвращает приложенные к оферте документы (п. 17).
В случае отказа или уклонения газоснабжающей организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 18 Правил).
Согласно п. 13 Правил основаниями для отказа в заключении договора являются:
а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения;
б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;
в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;
г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ссылается на пункт 12 Правил № 354, согласно которому собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В подтверждение своих доводов, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» представлена в суд переписка с ГКУ ВО «Управление капитального строительства» по вопросу заключения государственного контракта поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Между тем, анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных участниками процесса доказательств дают основание для вывода об обоснованности доводов истца и ошибочности возражений ответчика, поскольку, исходя из действующего нормативного регулирования и имеющихся юридически значимых обстоятельств, абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд следует определять именно ФИО9, которая является нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда и использует жилое помещение для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доводы ответчика об обратном несостоятельны, поскольку они основаны на неверной оценке имеющих правовое значение для дела фактических обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
ГКУ ВО «Управление капитального строительства» к числу юридических лиц, поименованных в п. 3 Правил № не относится, поскольку коммунальные услуги нанимателям не предоставляет, выступая в качестве наймодателя жилого помещения государственного жилищного фонда.
Наличие в договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ссылок на обеспечение наймодателем предоставления нанимателю коммунальных услуг правового значения для оценки сложившихся правоотношений не имеет, а потому ссылка ответчика на условия договора найма в качестве основания для отказа в заключении с ФИО3 договора поставки газа необоснованна.
Вопреки доводам ответчика Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, к настоящим правоотношениям не применимы, поскольку они регулируют иную сферу отношений.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В этой связи, в целях защиты жилищных прав ФИО3, суд полагает необходимым обязать ответчика заключить с ФИО3 договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: Волгоград, <адрес>, установив в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ для исполнения возложенной судом обязанности десятидневный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче иска уплата госпошлины прокурором не производилась ввиду его освобождения законом от уплаты таковой, исходя из объема исковых требований, признанных обоснованными, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск первого заместителя прокурора Волгоградской области ФИО2 в интересах ФИО3 к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить обязанность на ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в течение десятидневного срока с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО3 договор поставки газа, для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в доход местного бюджета города – героя Волгограда государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий С.В. Дрогалева