Дело № 2а-87/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года с. Кизильское
Кизильский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Унрау Т. Д.,
при секретаре Лазаревой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Кизильского РОСП Романовой З. Р. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кизильским районным судом Челябинской области по делу № о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов на территории с.Богдановское Кизильского района Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении администрации Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области возбуждено исполнительное производство № В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, Кизильским РОСП ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., которое получено администрацией Богдановского сельского поселения Кизильского района ДД.ММ.ГГГГ. Постановление вынесено без учета вины должника, поскольку для исполнения решения Кизильского районного суда необходимы денежные средства, которые бюджетом муниципального района на момент вынесения решения суда в 2019 году не были предусмотрены. В 2020 году денежные средства для исполнения решения суда не выделялись, полномочия по организации сбора и вывоза мусора относятся к полномочиям муниципального района, иные денежные средства по целевой статье не могут быть использованы на другие цели, так как это приведет к нарушению законодательства. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения в их бюджет с начала финансового года или после внесения соответствующих изменений в бюджет. Выполнение работ, для исполнения решения требует времени, поскольку это возможно только на основании заключенных муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Просила освободить истца от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшить его размер.
Определением суда в качестве административного соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Кизильского РОСП УФССП России по Челябинской области Романова З.Р.
В судебном заседании представители административного истца администрации Кизильского муниципального района Челябинской области Роговая Л. В., Чудаев П.Ф., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили освободить истца от уплаты исполнительского сбора дополнительно пояснили, что решение суда было исполнено частично, поскольку в процессе установки контейнерных площадок по адресам установленным в решении суда стало известно, что установка контейнерных площадок по данным адресам не представляется возможным, т.к. там проходит охранная зона ЛЭП.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кизильского РОСП Романова З.Р., представитель заинтересованного лица Кизильского РОСП в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, возражений относительно заявленных требований не представили.
Сведения о месте и времени судебного разбирательства были заблаговременно размещены на сайте суда в сети Интернет. С учетом достаточности доказательств по делу, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав пояснения представителей административного истца, заслушав пояснения свидетеля ФИО2, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве».
В силу ч.3 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 14, ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, которые решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, в том числе относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что решением Кизильского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, на администрацию Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области возложена обязанность оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов на территории <адрес>, в соответствии с требованиями п.8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16). Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок решение суда не исполнено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист (л.д.36-37).
На основании указанного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Кизильского РОСП Романовой З. Р. в отношении должника администрации Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, о чем вынесено постановление (л.д.38-39). Данное постановление и извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю направлено администрации Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-43). Требования исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок администрацией Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области исполнены не были.
В связи с неисполнением должником в добровольном порядке в установленный срок исполнительного документа заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Кизильского РОСП УФССП России по Челябинской области Романовой З.Р. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника – администрации Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д.49).
Данное постановление направлено административному истцу ДД.ММ.ГГГГ и получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым реестром, квитанцией (л.д. 50-51,52) и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.53).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалом исполнительного производства №-ИП (л.д.34-53).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.1 ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).
Как следует из п.74,75 разъяснений Пленума Верховного суда Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Законность постановления судебного пристава-исполнителя административным истцом не обжалуется. Из пояснения представителей административного истца следует, что исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным, в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств, выделенные муниципальным районом денежные средства в виде трансфертов являются недостаточными, в бюджете поселения собственные денежные средства на оборудование контейнерных площадок отсутствуют, администрация Богдановского сельского поселения обращалась к администрации муниципального района о выделении денежных средств, ходатайство оставлено без удовлетворения. В процессе установки контейнерных площадок стало известно, что их установить не представляется возможным, поскольку там проходит охранная зона ЛЭП.
Из представленного суду приложения к решению Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2019 года № 301 «О бюджете Кизильского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы» (л.д.104), сметы расходов по бюджетным средствам по администрации Богдановского сельского поселения на 2019, 2020 год (л.д.83,125), следует, что общий объем расходов бюджета на 2019 год составил 4825954 руб. из них расходы сельского поселения на благоустройство составили 10000 руб., на 2020 год расходы сельского поселения составили 5211612 руб., из них расходы сельского поселения на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора составили 50000 руб. В 2019 году объем межбюджетных трансфертов на данные нужды составил 5000 руб., в 2020 году увеличены до 50000 руб., указанные суммы переданы Богдановскому сельскому поселению за счет межбюджетных трансфертов от администрации Кизильского муниципального района в соответствии с заключенным между администрацией Кизильского муниципального района и администрацией Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области соглашением о передаче Богдановскому сельскому поселению полномочий Кизильского муниципального района по организации и вывозу бытовых отходов и мусора (л.д.100-103,104), которые израсходованы на оборудование двух контейнерных площадок стоимостью 25000 руб., каждая, что подтверждается договором подряда и локальными сметами (л.д. 75-76, 77-82), т.е. в настоящее время площадки для сбора твердых бытовых отходов на территории с.Богдановское частично установлены. Администрация Богдановского сельского поселения обращалась ДД.ММ.ГГГГ к администрации Кизильского муниципального района с ходатайством о выделении дополнительных средств на обустройство контейнеров, на что был получен отказ (л.д. 92).
Из трех площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории с.Богдановское установлены только две, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76), т.е. решение суда исполнено частично до возбуждения исполнительного производства.
Однако суд считает, что заслуживает внимание тот факт, что исполнение указанного решения в установленный судом срок до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме и установка контейнерных площадок по адресам указанным в решении суда не представлялось возможным ввиду следующего.
Так согласно информации предоставленной директором Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Челябэнерго» Магнитогорские электрические сети ФИО1, в <адрес>, установлены охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, так по <адрес> – расположена ВЛ 0,4 кв фидер 2 от ТП 381, установлена охранная зона 74:11-6.381, по <адрес> – расположена ВЛ 10 кВ Богдановка -2 от ПС Богдановка, установлена охранная зона 74:11-6.136; по <адрес> – расположена ВЛ 10 кВ Богдановка -2 от ПС Богдановка, установлена охранная зона 74:11-6.136. Размещение любых объектов и предметов (материалов) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проведение любых работ и возведение сооружений, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов запрещается. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать объекты, расположенные в границах территории в охранных зонах воздушных линий электропередачи, в том числе складирование и размещение любых хранилищ (л.д.122-123).
Наличие охранных зон объектов электросетевого хозяйства в с.Богдановское по адресам, указанным в решение суда, где должны быть установлены контейнерные площадки и запрет на размещения контейнерных площадок по данным адресам подтвердил и допрошенный в судебном заседании свидетель Храмышев С.Л., работающий мастером Богдановского участка МЭС ОАО «МРСК Урала», из пояснений которого следует, что в 2020 году в процессе установки контейнерных площадок в <адрес>, главе Богдановского сельского поселения Чудаеву П.Ф. в частном порядке было запрещено устанавливать контейнерные площадки по данным адресам, какого либо разрешения или согласование на их установку администрацией Богдановского сельского поселения получено не было.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административным истцом представлены доказательства, подтверждающие факт наличия объективных причин отсутствия его вины в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, тем самым отсутствуют основания для ответственности за нарушение обязательств, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Кизильского РОСП Романовой З. Р. об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Богдановского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Кизильского РОСП Романовой З. Р. от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Кизильский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.