Дело № – 319 / 2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2016 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
при секретаре ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Требования Администрация Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> обосновало следующим: ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации Трушниковского сельского поселения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного объекта недвижимого имущества: гидротехническое сооружение № – дамба, расположенного по адресу: <адрес>, в черте населенного пункта <адрес>, кадастровый №. Указанный объект недвижимого имущества расположен на территории <адрес>. В течении года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на указанный объект не заявил. В настоящее время указанный объект является бесхозяйным, третьи лица на объект не претендуют, спор о праве отсутствует. В соответствии со ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 37 Устава Трушниковского сельского поселения, администрация поселения управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. На основании изложенного, учитывая, что администрацией Трушниковского сельского поселения были соблюдены все требования, установленные гражданским законодательством по постановке гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного объекта недвижимости, спор о праве на указанные объекты отсутствует, представитель заявителя просит признать за МО «Трушниковское сельское поселение» право муниципальной собственности недвижимое имущество: гидротехническое сооружение № – дамба, расположенное по адресу: <адрес>, в черте населенного пункта Трушники, кадастровый №.
Представитель заявителя администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте судебного заседания уведомлен, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, заявление поддержал, просит удовлетворить и признать право собственности на бесхозяйный объект.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления.
В письменном отзыве по заявлению представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) ФИО7 указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на основании заявления представителя Муниципального образования «Трушниковское сельское поселение» внесена запись (№) о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости: сооружение, назначение: сооружения гидротехнические, протяженность 108 м, расположенное по адресу: <адрес>, в черте населенного пункта Трушники. В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (ст. 17 Закона о регистрации). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости никто не обращался.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. В письменном отзыве по заявлению указал, что согласно пунктам 1.1.1, 3.3 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Министерство осуществляет функции по управлению и распоряжению государственным имуществом <адрес>, ведет реестр краевого имущества. В реестре государственной собственности <адрес> сведения об объектах отсутствуют. В соответствии с пунктами ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий. (л.д. 18, 30-31)
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом. (л.д. 28)
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. В письменном отзыве по заявлению указал, что в силу п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. На основании заявления Администрации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – гидротехнических сооружений пруда №, кадастровый №, находящихся по адресу: <адрес>, в черте населенного пункта Трушники. Указанный объект недвижимого имущества расположен на территории Трушниковского сельского поселения. В течении года с момента постановки на учет объект как бесхозяйного недвижимого имущества никто своих прав на указанный объект не заявил. Третьи лица на указанный объект не претендуют, спор о праве отсутствует. Министерство поддерживает исковое заявление Администрации о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Трушниковское сельское поселение» Чернушинского муниципального района на бесхозяйную недвижимую вещь – гидротехнические сооружения пруда на <адрес> в населенном пункте Трушники. Согласно сведениям инвентаризации гидротехнических сооружений прудов, проведенной на территории <адрес>, в состав гидротехнического сооружения пруда № помимо указанной в исковом заявлении плотины (дамбы) пруда входит водосбросное сооружение (шахтного типа с двумя водопроводящими металлическими трубами), которое согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» также является гидротехническим сооружением в составе гидроузла пруда. Исходя из выписки ЕГРП о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № объектом недвижимого имущества являются «гидротехнические сооружения». (л.д. 29,
Исследовав материалы дела, суд находит заявление Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ с условным номером №, объекта: сооружение, назначение объекта: сооружения гидротехнические, адрес объекта: <адрес>, в черте населенного пункта Трушники. (л.д. 8)
Согласно информации Чернушинского филиала ОГУП «Центр технической инвентаризации», правовая регистрация на указанный нежилой объект недвижимости не проведена. (л.д. 6)
Согласно выписки из Единого реестра муниципального имущества, представленной Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района <адрес>, указанные объекты недвижимости в реестре муниципального имущества не значатся. (л.д. 7)
Согласно сведений заместителя руководителя Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости по указанным характеристикам в реестре федерального имущества не учтен. (л.д. 4)
Из технического паспорта следует, что объект недвижимого имущества представляют собой: гидротехническое сооружение пруда – плотина, назначение – нежилое, площадь под строениями и сооружениями 551,37 кв.м., год ввода в эксплуатацию – 1988. (л.д. 9-14).
С момента государственной регистрации указанных объектов недвижимости как бесхозяйных объектов недвижимого имущества до момента подачи заявления в суд прежние собственники, иные лица с заявлением о признании права собственности на указанное недвижимое имущество не обращались.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, 1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался... . 3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Со стороны заявителя администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> предоставлены в суд доказательства государственной регистрации и постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества: гидротехнического сооружения № – дамба, и доказательства отсутствия обращений прежних собственников, иных лиц с заявлениями о признании права собственности на указанное недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского муниципального района <адрес> удовлетворить.
Признать за Муниципальным образованием «Трушниковское сельское поселение» Чернушинского муниципального района <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: гидротехническое сооружение № –дамбу по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева