Дело №2-94/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Шустовой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Бадикове Д.И.,
с участием истца Елиной Л.А., представителя истца Елиной Л.А. – Титорова Н.О., действующего на основании доверенности от 25.11.2019 года, представителя ответчика ЖСК «Комфорт» - Федькиной А.В., действующей на основании доверенности от 03.09.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елиной ФИО6 к жилищно-строительному кооперативу «Комфорт» о признании статуса члена жилищно-строительного кооператива,
установил:
Елина Л.А. обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу «Комфорт» (далее по тексту - ЖСК «Комфорт», ответчик) о признании статуса члена жилищно-строительного кооператива.
Мотивируют требования тем, что 13.10.2006 года между ЖСК «Дельфин и К» и Елиной Л.А. заключен договор №30/10-06-01, согласно которого Елина Л.А. внесла паевой взнос в сумме 650 485 рублей 44 копейки, а ЖСК «Дельфин и К» обязался предоставить жилое помещение – однокомнатную квартиру условный строительный №9, общей площадью 42,55 кв.м. на 7 этаже в 1 подъезде в строящемся доме, расположенном по адресу: г<адрес>.
Елина Л.А. выполнила обязательства по оплате стоимости договора.
17.03.2010 года решением Арбитражного суда Саратовской области ЖСК «Дельфин и К» признан несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.11.2011 года требование Елиной Л.А. в размере 650 485 рублей 44 копейки в отношении однокомнатной квартиры условный строительный №9, общей площадью 42,55 кв.м. на 7 этаже в 1 подъезде в строящемся доме, расположенном по адресу: <адрес>, включено в реестр требований кредиторов ЖСК «Дельфин и К».
25.01.2016 года ЖСК «Дельфин и К» прекратил деятельность юридического лица.
Права застройщика на объект незавершенного строительства перешли к ЖСК «Комфорт».
21.11.2019 года истец направила в ЖСК «Комфорт» заявление о приеме в члены ЖСК, но указанное заявление было оставлено без ответа.
Считая свои права нарушенными, истец просит включить её в члены ЖСК «Комфорт» с правом требования однокомнатной квартиры условный строительный №9, общей площадью 42,55 кв.м. на 7 этаже в 1 подъезде в строящемся доме, расположенном по адресу: г<адрес>
Истец Елина Л.А. и её представитель по доверенности Титоров Н.О. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ЖСК «Комфорт» по доверенности Федькина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указывала на пропуск истцом срока исковой давности и отказом истца вступить в члены ЖСК, целью которого будет являться завершение строительства вышеуказанного многоквартирного дома, вносить дополнительные паевые взносы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ООО «Альфа-Рекорд» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, причину неявки суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В статье 307 ГК РФ (п. 1 - 2) указано, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
В силу ч. 1 ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Статья 121 ЖК РФ предусматривает, что гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива.
Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
По смыслу приведенных правовых норм требования о признании права собственности на квартиру, возведенную за счет средств ЖСК, может быть удовлетворено при наличии нескольких условий: вступление гражданина в члены кооператива в установленном законом и уставом кооператива порядке, выплата им в полном объеме паевого взноса.
В судебном заседании установлено, что 30.10.2006 года между ЖСК «Дельфин и К» и Елиной Л.А. заключен договор №30/10-06-01, согласно которого Елина Л.А. вносит в порядке, предусмотренном договором паевой взнос денежными средствами в сумме 650 485 рублей 44 копейки, а ЖСК «Дельфин и К» предоставляет в соответствии с размером внесенного паевого взноса жилое помещение: однокомнатную квартиру условный строительный №9, общей площадью 42,55 кв.м. на 7 этаже в 1 подъезде в строящемся доме, расположенном по адресу: г<адрес>
Протоколом №36 общего собрания членов правления ЖСК «Дельфин и К» от 30.10.2006 года Елина Л.А. принята в члены ЖСК «Дельфин и К».
Оплата Елиной Л.А. стоимости паевого взноса в размере 650 485 рублей 44 копейки подтверждается справкой №08/06-12-01 от 08.12.2006 года и квитанциями от 30.10.2006 года.
Решениеv Арбитражного суда Саратовской области от 17.03.2010 года ЖСК «Дельфин и К» признан несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.11.2011 года требование Елиной Л.А. в размере 650 485 рублей 44 копейки в отношении однокомнатной квартиры условный строительный №9, общей площадью 42,55 кв.м. на 7 этаже в 1 подъезде в строящемся доме, расположенном по адресу: <адрес>, включено в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ЖСК «Дельфин и К».
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2013 года ЖСК «Комфорт» переданы права собственности на многоквартирный дом незавершенный строительством площадь застройки 956,6 кв.м., степень готовности 8% по адресу: г. Саратов, 13 Шелковичный проезд, д.13.
14.05.2014 года между ЖСК «Комфорт» и ООО «Альфа-Рекорд» с другой стороны заключен договор генерального подряда, согласно условий которого однокомнатная квартира условный строительный №9, общей площадью 42,55 кв.м. на 7 этаже в 1 подъезде в строящемся доме, расположенном по адресу: <адрес> передана ООО «Альфа-Рекорд» в счет оплаты стоимости проведенных работ по договору.
25.01.2016 года ЖСК «Дельфин и К» прекратил деятельность юридического лица.
21.11.2019 года истец обратилась в ЖСК «Комфорт» с заявлением о предоставлении информации о её пребывании в членах ЖСК «Комфорт» и наличии права требования на передачу однокомнатной квартиры условный строительный №9, в доме, расположенном по адресу: г<адрес>.
06.12.2019 года ЖСК «Комфорт» в ответ на заявление Елиной Л.А. от 21.11.2019 года сообщило, что она отказалась от вступления в члены ЖСК «Комфорт» на основании заявления от 23.01.2013 года и на основании этого не имеет права на вступление в ЖСК «Комфорт» и не имеет права требования на спорную квартиру.
Согласно имеющейся в материалах дела копии заявления Елиной Л.А. от 21.11.2019 года последняя не желает вступать в члены жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, целью которого будет являться завершение строительства многоквартирного дома: <адрес> и предоставление в данном доме, строительство которого завершено, членам указанного кооператива жилых помещений. Вместе с тем оригинал данного заявления сторонами не предоставлен, в связи с чем, установить соответствие копии документа оригиналу не представляется возможным.
Однако, в судебном заседании истец не оспаривала соответствие подчерка и подписи в данном заявлении, указав, что не помнит момент его написания.
Кроме того, прием в члены жилищно-строительного кооператива носит заявительный характер, однако предоставленное Елиной Л.А. 21.11.2019 года ЖСК «Комфорт» заявление не содержит требования о включении её в члены ЖСК.
Елина Л.А. обращается с заявлением о предоставлении информации о её пребывании в членах ЖСК «Комфорт».
Ответчиком в ходе рассмотрения дела заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу норм п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ст.199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом Елина Л.А. являлась участником дела о банкротстве ЖСК «Дельфин и К» в Арбитражном суде Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2013 года права собственности на многоквартирный дом незавершенный строительством площадь застройки 956,6 кв.м., степень готовности 8% по адресу: <адрес> переданы ЖСК «Комфорт».
Данная информация является общедоступной, содержащейся на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области.
Следовательно, именно с 09.12.2013 года у истца возникло право требования на включение её в члены ЖСК «Комфорт» и именно с данной даты начинает исчисляться трехлетний срок исковой давности.
Однако Елина Л.А. обратилась в суд с иском о признании статуса члена жилищно-строительного кооператива только 10.12.2019 года, то есть, по истечении установленного срока.
Учитывая изложенное, руководствуясь нормами действующего законодательства и установленными обстоятельствами по делу, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований о признании за ней статуса члена жилищно-строительного кооператива.
При этом, доказательств, опровергающих общедоступность сведений о переходе права собственности на многоквартирный дом незавершенный строительством площадь застройки 956,6 кв.м., степень готовности 8% по адресу: г<адрес> к ЖСК «Комфорт», в том числе и для истца, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованным, поскольку, действуя разумно и добросовестно, истец должна была знать о переходе права собственности на многоквартирный дом к ЖСК «Комфорт», вследствие чего пропустила установленный срок исковой давности, в связи с чем, не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней статуса члена жилищно-строительного кооператива.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Елиной ФИО7 к жилищно-строительному кооперативу «Комфорт» о признании статуса члена жилищно-строительного кооператива, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 21 февраля 2020 года.
Судья И.Н. Шустова