Решение по делу № 2-2770/2013 от 31.07.2013

Дело №2-2770/2013                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                             03 октября 2013 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Погудиной М.И.,

при секретаре Трясциной М.Н.,

с участием представителя истца - помощника Пермского транспортного прокурора Зинакаевой Е.А., действующей на основании служебного удостоверения, представителя ответчика – ОАО «РЖД» - Сергеевой Е.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить проведение и утверждение оценки уязвимости железнодорожного перегона, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного перегона,

установил:

Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить проведение и утверждение оценки уязвимости железнодорожного перегона, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного перегона ....

В обоснование заявленных требований истец указал, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не исполняются требования закона об обеспечении проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит железнодорожный перегон .... Указанному объекту транспортной инфраструктуры в соответствии с уведомлением Росжелдора № от Дата присвоена 2 категория транспортной безопасности. Данное уведомление ответчиком получено. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. В нарушение требований закона ОАО «РЖД» до настоящего времени в отношении указанного объекта оценка уязвимости не проведена, план обеспечения транспортной безопасности объекта не разработан, тот есть ответчик не выполнил возложенные на него законом обязанности субъекта транспортной инфраструктуры.

Представитель истца Зинакаева Е.А. в судебном заседании поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.

Представитель ответчика Сергеева Е.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражения относительно заявленных исковых требований, пояснил, что действующее законодательство функции по разработке и утверждению оценки уязвимости возложены на специализированную организацию – ООО «...» и компетентный орган – Росжелдор. ОАО «РЖД» в данной сфере какими-либо полномочиями не обладает и в его компетенции данные действия не находятся. С учетом положений закона ОАО «РЖД» не является полномочным органом по проведению и утверждению результатов оценки уязвимости, в связи с чем требования истца являются необоснованными. Поскольку результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Росжелдором не утверждены, возложение на ОАО «РЖД» обязанности по разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры является незаконным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Третье лицо Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно отзыву исковые требования поддерживает в полном объеме. Перегон ... решением Федерального агентства железнодорожного транспорта от Дата включен в реестр категорированных объектов, о чем ОАО РЖД уведомлен в письменной форме №... от Дата.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под объектами транспортной инфраструктуры понимаются в том числе железнодорожные перегоны.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с ч.1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по общему правилу возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О транспортной безопасности» Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с п.п. 5.7, 5.8 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС, Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

В соответствии с пп. 5.3.14,5.3.2., 5.3.13 положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства от 30.07.2004 №397 Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности рассмотрение обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдачу заключений по ним; аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 8 Приказа Минтранса России от 21.02.2011 №62 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.

Судом установлено, что ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности принадлежит железнодорожный перегон .... Указанному объекту транспортной инфраструктуры в соответствии с уведомлением Росжелдора № от Дата присвоена 2 категория транспортной безопасности, уведомление ответчиком получено.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования Пермского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Из системного толкования действующего законодательства, в частности, положений ФЗ «О транспортной безопасности», следует, что непосредственная обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры лежит на субъектах транспортной инфраструктуры, то есть в данном случае на собственнике указанного объекта.

Учитывая, что сведения о включении перегона Бахаревка-Пермь-2 в реестр категорированных объектов получено ОАО РЖД Дата, ОАО «РЖД» нарушен трехмесячный срок для обеспечения проведения оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры и утверждения результатов оценки, установленный приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 «Об отверждении требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», требования Пермского транспортного прокурора о возложении на собственника указанного объекта обязанности обеспечить проведение и утверждение в установленном порядке оценки уязвимости железнодорожного перегона ... основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Также суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Пермского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного перегона ... в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры, поскольку указанная обязанность собственника транспортной инфраструктуры установлена нормами действующего законодательства.

В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обеспечить проведение и утверждение в установленном порядке оценки уязвимости железнодорожного перегона ..., разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного перегона ... в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход бюджета ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья                     М.И. Погудина

2-2770/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
31.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.08.2013Передача материалов судье
01.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2013Предварительное судебное заседание
03.10.2013Предварительное судебное заседание
03.10.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее