Дело № 2а-2400/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2016 г. г. Тамбов
Советский районный суд г. Тамбова
в составе судьи Морозова А.В.
с участием прокурора Киселевой С.Н.
при секретаре Епифановой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тамбовской области к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 763 об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования,
У С Т А Н О В И Л:
Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 763 об отмене решения участковой избирательной комиссии участка № 763, оформленного протоколом № 2 об итогах голосования по единому избирательному округу по выборам депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва, и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
В обоснование требований указали, что постановлением избирательной комиссии Тамбовской области от 2 августа 2016 года зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Тамбовской областной Думы шестого созыва, выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии «РОДИНА» в Тамбовской области.
18 сентября 2016 года в единый день голосования состоялись выборы депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва.
Считали, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 763 были допущены нарушения порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на данном избирательном участке, а в последующем, повлияли на определение результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва в целом.
В вышеуказанной участковой избирательной комиссии были нарушены требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно:
Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился, в связи с чем, другие члены избирательной комиссии, наблюдатели и иные лица были лишены возможности убедиться в достоверности производимых с неиспользованными бюллетенями действиями;
Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.
Указанные в настоящем административном исковом заявлении нарушения закона являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей. Таким образом, несоблюдение участковой избирательной комиссии порядка голосования и подсчета голосов избирателей нарушает право партии быть представленной в Тамбовской областной Думе шестого созыва числом депутатов, соответствующим волеизъявлению избирателей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Коновальцев А.С. и Председатель Совета Регионального отделения Партии «Родина» в Тамбовской области Косенков М.Ю. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности Малютин А.В. административные исковые требования не признал, о чём предоставил суду письменные возражения. Также добавил, что членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 763 действия были осуществлены в точном соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При этом каких-либо жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии от лиц, присутствующих при подведении итогов голосования, не поступало.
Представитель заинтересованного лица председатель Ликсутина А.П. Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тамбова в судебном заседании просила в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку все действия участковой избирательной комиссией избирательного участка № 763 осуществлялись в соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии в Территориальную избирательную комиссию Советского района г.Тамбова не поступало.
Представитель избирательной комиссии Тамбовской области по доверенности М. в судебном заседании также просил в удовлетворении требований административного истца отказать.
Выслушав участников процесса, свидетелей, прокурора, просившего отказать в удовлетворении административного искового заявления, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Статьей 3 Устава Тамбовской области установлено что Законодательным (представительным) органом государственной власти области является областная Дума.
На основании статьи 49 Устава Тамбовской области Областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти области - является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области. Областная Дума избирается населением области в составе 50 депутатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при голосовании сроком на 5 лет. При этом 50 процентов депутатов областной Думы избираются по единому областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, в соответствии с законодательством о выборах. Порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается законом области в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при голосовании.
В силу статьи 2 Закона Тамбовской области от 5 сентября 2005 г. № 355-З «О выборах депутатов Тамбовской областной Думы» выборы в Тамбовскую областную Думу проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом Тамбовской области Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Порядок определения результатов выборов закреплен в пункте 1 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором указано, что на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
В пункте 1 статьи 71 Закона Тамбовской области от 5 сентября 2005 г. № 355-З также установлено, что Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования двумя протоколами об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протоколом N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 об итогах голосования по единому избирательному округу.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 и постановлением Тамбовской областной Думы от 17 июня 2016 №1859 на 18 сентября 2016 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Тамбовской области от 02 августа 2016 года зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Тамбовской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Тамбовской области.
18 сентября 2016 года в единый день голосования состоялись выборы депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва.
Итоги голосования по единому избирательному округу на части территории области №19 при проведении выборов депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва были установлены участковой избирательной комиссией избирательного участка № 763 и оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на части территории области № 19 об итогах голосования.
Административный истец считал, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 763 были допущены нарушения порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на данном избирательном участке, а в последующем, повлияли на определение результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва в целом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П по делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ закреплена и в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которой отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Также пунктом 39 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Таких нарушений, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, в ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом установлено не было.
В обоснование своих требований административный истец указал, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 763 полистный подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился, в связи с чем, другие члены избирательной комиссии, наблюдатели и иные лица были лишены возможности убедиться в достоверности производимых с неиспользованными бюллетенями действиями, что подтвердили в судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей М и О
Вместе с тем пунктом 3 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
При этом действующим Законодательством не предусмотрен полистной подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней, поскольку Закон не регламентирует детально порядок подсчета непогашенных бюллетеней.
В то же время наблюдатели, члены комиссии с правом решающего голоса и члены комиссии с правом совещательного голоса вправе осматривать погашаемые бюллетени в силу прямого указания закона (подпункт «г» пункта 23 статьи 29 и подпункт «г» пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Свидетели, допрошенные в судебном заседании, подтвердили, что никому из членов комиссии и наблюдателей, каких-либо препятствий в пользовании данным правом ни кто не чинили.
Как видно из реестра учета жалоб на избирательном участке № 763 в день проведения голосования в депутаты Тамбовской областной Думы шестого созыва связанных с подсчетом и погашением неиспользованных избирательных бюллетеней от лиц, присутствующих при подведении итогов голосования не поступало.
Таким образом в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушения требований закона при подсчете и погашении неиспользованных бюллетеней. Результаты голосования по избирательному участку № 763 по основанию неправильного подсчета и погашение неиспользованных бюллетеней в установленном законом порядке при подведении итогов голосования присутствующими при этом лицами не оспаривались.
Также административным истцом указано, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствующие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.
В соответствии с пунктами 14 и 18 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
Допрошенный в судебном заседании свидетели Г, К и КС, будучи членам участковой избирательной комиссии избирательного участка № 763 пояснили, что проголосовавшие бюллетени подсчитывались путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую, при этом все присутствующие при подведении итогов голосования могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене, что соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и Закона Тамбовской области от 5.09.2005 г. № 355-З.
При этом жалоб от лиц, присутствующих при подсчете итогов голосования, на порядок подсчета не поступало, что видно из реестра учета жалоб на избирательном участке № 763 в день проведения голосования в депутаты Тамбовской областной Думы шестого созыва. С требованием о повторном пересчете проголосовавших бюллетеней ни кто не обращался, каких-либо замечаний в протокол внесено не было.
Суд не может принять во внимание показания свидетелей М и О о нарушении законодательства при подсчете итогов голосования, поскольку данные свидетели в судебном заседании показали, что к моменту начала подсчета итогов голосования по выборам депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва были сильно утомлены, и не могли уследить за всеми действиями членов избирательной комиссии, однако с письменными жалобами о ходе подведения итогов голосования не обращались. Кроме того их показания опровергаются допрошенными в судебном заседании свидетелями Г, К и КС
Таким образом с учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей, при определении результата выборов депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва 18 сентября 2016 года участковой избирательной комиссией избирательного участка № 763 допущено не было, доводы административного истца регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тамбовской области не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства по настоящему административному делу и были опровергнуты доказательствами, представленными административным ответчиком.
Согласно части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тамбовской области к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 763 об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение одного месяца.
Судья А.В. Морозов