...
№ 2-4208/19
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-610 поступило 15 января 2020 года
Судья Власова И.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Улан-Удэ 17 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,
судей коллегии Мирзаевой И.И. и Семенова Б.С.,
при секретаре Эрдынеевой Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» и Министерству здравоохранения Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений законодательства
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения РБ Осокиной И.А.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 ноября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» и Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до 01 марта 2020 года:
- предусмотреть в структуре «Отделения ( коек) паллиативной медицинской помощи детям ГАУЗ «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» должность врача-
анастезиолога-реаниматолога, врача-педиатора, врача-невролога, врача по лечебной
физкультуре, врача функциональной диагностики, медицинский психолог, врач-
психотерапевт, медицинская сестра палатная, медицинская сестра по массажу,
медицинская сестра процедурной, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра перевязочной, младшая медицинская сестра по уходу за больными
- обеспечить «Отделение ( коек) паллиативной медицинской помощи детям ГАУЗ «Детская клиническая больница г.Улан-Удэ» в количестве не менее 1 шт: матрасом с подогревом, тележкой для перевозки больных, подъемной системой для перемещения больных, массажной кушеткой, монитором больного измеряющего: частоту дыхания, пульсоксиметрию, электрокардиографию, неинвазивное артериальное давление, температуру, портативный электрокардиограф, насос для энтерального питания, аптечкой 1с противошоковыми препаратами для оказания неотложной помощи, мешком Амбу, молоточком неврологическим, диагностическим фонариком, весами, спирометром, системой палатной сигнализации, инсуффлятор-экссуффлятор, каталкой для принятия душа, креслом для принятия душа, укладкой экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи
- обеспечить дублирование систем автоматической пожарной сигнализации больницы на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации
- установить дымовые пожарные извещатели в палате № 1 (329), в тамбуре палаты № 6 (319).
- обеспечить проведение внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований в соответствии с п. 5.3 ОСТ 91500.13.00013-2003 «Правила проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов», утвержденных приказом МЗ РФ № 220 от 26.05.2013.
Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» и Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до 01 ноября 2020 года:
- обеспечить вход в приемный покой ГАУЗ «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» по <...> доступный маломобильной группе населения включая инвалидов, использующих кресла-коляски и для лежачих пациентов 1 \ - обеспечить размещение «Отделения реанимации и интенсивной терапии и помещения оказания паллиативной медицинской помощи» на первом этаже здания ГАУЗ «Детская клиническая больница г.Улан-Удэ»
- оборудовать туалеты и ванные комнаты в палатах педиатрического отделения
№ 1 ГАУЗ «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ», закрепленных за пациентами
паллиативной помощи (№ 50323, № 6/319) в соответствии с требованиями, установленными в таблице 9.3 СП 31-102-99 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» приятые Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 г. № 73
- обеспечить не менее 1,2 м. ширину эвакуационных выходов № 2,5 из здания больницы непосредственно наружу, из педиатрического отделения 3 этажа к лестничной клетке № 5
-установить не менее двух единиц пожарных извещателей в отсеке потолка в палатах: № 3 (327), 6 (319), полубокс № 1(326), полубокс № 2 (325), № 6 (319).
- ввести в эксплуатацию больничный лифт, соответствующий действующим требованиям безопасности.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до 01 января 2020 года разработать нормативно-правовой акт по маршрутизации паллиативных детей при их госпитализации
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителя Министерства здравоохранения РБ Осокиной И.А., представителя истца прокурора Бадмацыреновой Ю.С., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд. прокурор Советского района г. Улан-Удэ просил обязать ГАУЗ «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» (<...>) и Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до 01 марта 2020 года:
1. обеспечить вход в приемный покой ГАУЗ «ДКБ
г. Улан-Удэ» доступный маломобильной группе населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и для лежачих пациентов;
2. обеспечить размещение «Отделения реанимации и интенсивной терапии и
помещения оказания паллиативной медицинской помощи» на первом этаже здания ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ»;
3. оборудовать туалеты и ванные комнаты в палатах педиатрического отделения № 1 ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ», закрепленных за пациентами паллиативной помощи (№ 50323, № 6/319) в соответствии с требованиями, установленными в таблице 9.3 СП 31-102-99 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» приятые Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 г. № 73;
4. предусмотреть в структуре «Отделения (коек) паллиативной медицинской помощи детям ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» должность врача-анестезиолога-реаниматолога, врача-педиатра, врача-невролога, врача по лечебной физкультуре, врача функциональной диагностики, медицинский психолог, врача-психотерапевта, медицинской сестры палатной, медицинской сестры по массажу, медицинской сестры процедурной, инструктора по лечебной физкультуре, медицинской сестры перевязочной, младшей медицинской сестры по уходу за больными;
5. обеспечить «Отделение (коек) паллиативной медицинской помощи детям ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» в количестве не менее 1 шт.: матрасом с подогревом, тележкой для перевозки больных, подъемной системой для перемещения больных, массажной кушеткой, монитором больного измеряющего: частоту дыхания, пульсоксиметрию, электрокардиографию, неинвазивное артериальное давление, температуру, портативный электрокардиограф, насос для энтерального питания, аптечкой 1с противошоковыми препаратами для оказания неотложной помощи, мешком Амбу, молоточком неврологическим, диагностическим фонариком, весами, спирометром, системой палатной сигнализации, инсуффлятор-экссуффлятор, каталкой для принятия душа, креслом для принятия душа, укладкой экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской и паллиативной медицинской помощи;
6. обеспечить дублирование систем автоматической пожарной сигнализации больницы на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
7. обеспечить не менее 1,2 м. ширину эвакуационных выходов № 2,5 из здания больницы непосредственно наружу, из педиатрического отделения 3 этажа к лестничной клетке № 5;
8. установить необходимое количество пожарных извещателей в отсеке потолка в палате № 3 (327), 6 (319), полубокс № 1 (326), полубокс № 2 (325), № 6 (319);
9. установить дымовые пожарные извещатели в палате № 1 (329), в тамбуре палаты № 6 (319);
10. ввести в эксплуатацию больничный лифт соответствующий действующим требованиям безопасности;
11. обеспечить проведение внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований в соответствии с п. 5.3 ОСТ 91500.13.00013-2003 «Правила проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов», утвержденных приказом МЗ РФ № 220 от 26.05.2013;
Кроме того, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до 01 января 2020 года разработать нормативно-правовой акт по маршрутизации паллиативных детей при их госпитализации.
Иск мотивирован тем, что по результатам проверки в ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» выявлено отсутствие пандусов либо стационарных устройств для подъема пациентов в приемное отделение больницы на 2 этаж здания. Отделение реанимации и интенсивной терапии и помещения оказания паллиативной медицинской помощи размещено на 3 этаже здания, туалеты и ванные комнаты в палатах педиатрического отделения № 1, закрепленных за пациентами паллиативной помощи (№ 50323, № 6/319), не оборудованы поручнями. В структуре отделения больницы и штатной численности не учтены рекомендуемые штатные нормативы отделения (коек) паллиативной медицинской помощи детям. При наличии среди пациентов детей, нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких, не предусмотрена должность врача-анестезиолога-реаниматолога. При необходимости круглосуточного наблюдения за пациентами в штате не предусмотрены врачи-педиатры 5,25 ставки. С учетом преимущественно неврологической патологии у паллиативных пациентов отсутствует в штате должность врача-невролога. Также отсутствует должность врача по лечебной физкультуре, врача функциональной диагностики, медицинского психолога, врача-психотерапевта. При необходимости круглосуточного наблюдения за пациентами в штате не предусмотрены медицинская сестра палатная 5,25 ставки на 5 коек круглосуточной работы. Не предусмотрены ставки медицинской сестры по массажу, медицинской сестры процедурной, инструктора по лечебной физкультуре, медицинской сестры перевязочной, младшей медицинской сестры по уходу за больными 5,25 ставки на 5 коек круглосуточной работы. Фактически в штате педиатрического отделения предусмотрена 1 единица врача-педиатра, не имеющего обучения по оказанию паллиативной помощи, 7 медицинских сестер, 4 сотрудника младшего медицинского персонала, из них прошли обучение по оказанию паллиативной помощи 4 медицинских сестры и 4 сотрудника младшего медицинского персонала. В педиатрическом отделении №1, где открыты койки для паллиативных больных детей, отсутствует оборудование (не менее 1 в соответствии со стандартом оснащения). Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечено дублирование систем автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, не соблюдаются требования по ширине эвакуационных выходов № 2, 5 из здания больницы непосредственно наружу, из педиатрического отделения 3 этажа к лестничной клетке № 5 при числе эвакуируемых более 15 человек, требуемая ширина 1,2 м., фактически ширина выходов составляет 1,07. Не установлены пожарные извещатели в отсеке потолка, ограниченном строительными конструкциями, выступающими от потолка на расстоянии более 0,4 м в палате № 3 (327), 6 (319), полубокс № 1(326), полубокс № 2(325). Установлено по одному пожарному извещателю в помещениях палаты № 6 (319). Отсутствуют дымовые пожарные извещатели в палатах №1 (329), в тамбуре палаты № 6 (319). Кроме того, имеющийся больничный лифт 1989 года изготовления, используемый для перевозки больных детей на 2,3 этажи, в т.ч. в отделение реанимации, не соответствует действующим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 Технические Регламенты Таможенного Союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824. При несоответствии действующим нормам безопасности эксплуатация лифта продолжается. Внутрилабораторный контроль качества в больнице надлежащим образом не организован. Также в ходе проверки установлено, что Министерством здравоохранения Республики Бурятия не разработан нормативно-правовой акт по маршрутизации паллиативных детей при их госпитализации в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России N 345н, Минтруда России N 372н от 31.05.2019 «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».
В судебном заседании представитель истца Богоманова М.Н. просила иск удовлетворить. Полагала возможным установить срок исполнения требований об обеспечении доступности входа в приемный покой больницы маломобильной группе населения включая инвалидов, использующих кресла-коляски и для лежачих пациентов, по обеспечению размещения отделения реанимации и интенсивной терапии на первом этаже больницы, оборудованию туалетов и ванных комнат в палатах педиатрического отделения больницы, закрепленных за пациентами паллиативной помощи (№ 50323, № 6/319), обеспечению не менее 1,2 м. ширины эвакуационных выходов № 2,5 из здания больницы непосредственно наружу, из педиатрического отделения 3 этажа к лестничной клетке № 5, установке не менее двух единиц пожарных извещателей в отсеке потолка в палатах: № 3 (327), 6 (319), полубокс № 1 (326), полубокс № 2(325), № 6 (319), вводу в эксплуатацию больничного лифта, соответствующего действующим требованиям безопасности - до 01 ноября 2020 года.
В судебное заседание представитель ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» не явился, надлежаще извещен.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ Осокина И.А. с требованиями не согласилась, пояснила, что до 01 января 2020 года планируется реорганизация ГАУЗ «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» путем присоединения к Детской республиканской клинической больнице в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 июня 2019 года № 318, просила в иске отказать.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РБ Осокина И.А. просит изменить решение суда, отказать в удовлетворении требований к ним. Просит учесть, что Министерство является органом исполнительной власти, медицинскую деятельность не осуществляет, не может исполнять решение за свое подведомственное учреждение, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что Минздрав РБ, являясь главным распорядителем бюджетных средств, распределяет финансовые средства для выполнения государственного задания. Указанные судом мероприятия не входят в перечень услуг, включенных в государственное задание. Минздрав РБ самостоятельно не решает вопрос о выделении денежных средств, а подает заявку на рассмотрение Рабочей группы по формированию республиканского бюджета.
Кроме того, решением суда Минздрав РБ обязан предусмотреть в структуре ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» определенные должности медицинских работников. Данное требование Минздрав РБ не может исполнить, так как не имеет на то полномочий, в соответствии с действующим законодательством (п. 16 Постановления Правительства РБ от 10.12.2014 г. № 620 «Об утверждении Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений и фондов, финансируемых из республиканского бюджета») учредитель лишь согласовывает штатное расписание учреждения, а утверждает его руководитель учреждения.
К тому же к делу приобщено действующее штатное расписание больницы, в котором подразделение паллиативной помощи входит в состав педиатрического отделения № 1, в котором предусмотрены соответствующие должности. В штатное расписание 2019 года были внесены изменения, в том числе в части подразделения паллиативной помощи, а именно предусмотрены должности врача-педиатра, медицинской сестры палатной (постовой), младшей медицинской сестры по уходу за больными, медицинской сестры по массажу. В соответствии с Приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 г. «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья» штатные нормативы являются рекомендуемыми.
Учитывая наличие должностей врача-анестезиолога-реаниматолога, врача-невролога, врача функциональной диагностики, медицинского психолога, врача-психотерапевта, инструктора по лечебной физкультуре в иных структурных подразделениях больницы, отдельно выделять ставки по указанным должностям в подразделении паллиативной помощи нецелесообразно. Специалисты привлекаются по назначению лечащего врача.
Также решением Минздрав РБ обязывают обеспечить подразделение паллиативных коек медицинскими изделиями, недостающими в соответствии со стандартом оснащения. Решение для Минздрава РБ в данной части является также неисполнимым, так как Минздрав РБ не может его исполнить ввиду отсутствия полномочий. Больница как самостоятельное юридическое лицо должно обеспечить медицинским оборудованием путем закупа или иным законным способом.
Кроме того, доводы о частичном наличии недостающего оборудования судом не учтены. А также не учтен довод о предстоящей реорганизации больниц, в результате которой подразделение паллиативной помощи будет оптимизировано и оснащено за счет имеющегося оборудования ДРКБ.
Также Минздрав РБ не может исполнить решение суда в части принятия мер противопожарной безопасности: обеспечения дублирования систем автоматической пожарной сигнализации больницы на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; установления дымовых пожарных извещателей; обеспечения не менее 1,2 м. ширину эвакуационных выходов; установления пожарных извещателей; введения в эксплуатацию больничного лифта. Кроме того, Минздрав РБ обязывают обеспечить проведение внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований; обеспечить вход в приемный покой, доступный маломобильной группе населения, размещение ОРИТ на первом этаже, оборудовать туалеты и (ванные комнаты, закрепленные за паллиативными пациентами в соответствии с требованиями законодательства. Решение суда в данной части также неисполнимо, так как Минздрав РБ не может исполнить его за свое подведомственное учреждение. К тому же судом не учтены доводы о частичном исполнении больницей требований по установке пожарных и дымовых извещателей, к материалам дела приобщены договоры по закупу и установке извещателей, а также договор об обеспечении передачи сигнала.
Кроме того, решением суда Минздрав РБ обязывают разработать нормативно-правовой акт по маршрутизации паллиативных детей при их госпитализации. До сентября 2019 года организация паллиативной помощи регулировалась приказами Минздрава РБ от 30.03.2012 № 361-ОД, от 19.04.2013 № 495-ОД, от 04.06.2014 № 952-ОД, от 04.06.2014 № 953-ОД, от 29.12.2015 № 1790-ОД, от 14.05.2019 № 283-ОД, от 24.06.2019 № 378-ОД, все приказы были размещены на сайте Минздрава РБ в общем доступе, в настоящее время признаны утратившими силу. При этом, довод о том, что приказ уже разработан и издан, и просьба о представлении его в следующее судебное заседание не учтены. Приказом Минздрава РБ от 16.09.2019 № 527-ОД «Об организации оказания паллиативной медицинской помощи населению Республики Бурятия» утверждены правила организации оказания паллиативной медицинской помощи населению РБ, в них же обозначена маршрутизация пациентов.
В заседании коллегии представитель Минздрава РБ Осокина И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель истца прокурор Бадмацыренова Ю.С. по доводам жалобы возражала, полагая решение суда законны и обоснованным.
Представитель ответчика ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» не явился, надлежаще извещен.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при такой явке. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Статьей 2 названного Федерального закона под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу статьи 6 названного Федерального закона приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем обеспечения ухода при оказании медицинской помощи.
Согласно статье 10 этого Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено требование к организациям независимо от их организационно-правовых форм - обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
ГАУЗ «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-03-01-002852 от 22 февраля 2019 года, выданной Министерством здравоохранении Республики Бурятия включая следующие виды деятельности: при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по педиатрии; анестезиологии и реаниматологии; при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях.
Разделом 2 Устава ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 18 января 2019 года № 23-ОД, установлено, что основной целью деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях. Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием Учредителя деятельность, связную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения, и Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (п. 3.3 Устава).
При этом, п. 3.4 Устава установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета.
Функции и полномочия Учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года № 319 основными задачами Министерства являются охрана здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.
Согласно п. 6 указанного Положения для решения возложенных задач Министерство осуществляет следующие полномочия: финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение; формирует в установленном порядке государственный заказ на оказание высокотехнологичной медицинской помощи на территории Республики Бурятия; организует внедрение в медицинскую практику достижений науки, техники, передового опыта и высоких медицинских технологий.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РБ 22 января 2014 года № 7 ОД «О передаче коек для оказания паллиативной помощи детям» в больнице в педиатрическом отделении открыто 8 паллиативных коек для детей на базе педиатрического отделения № 1.
Из материалов дела следует, что приемное отделение больницы находится на 2 этаже. Для входа в приемное отделение необходимо подняться по внешней лестнице по 19 ступеням, пандусы либо стационарные устройства для подъема пациентов не предусмотрены, условия для транспортировки на ката отсутствуют.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2015 года № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» организацией должны быть предоставлены условия обеспечивающие инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них.
В целях реализации Федеральных законов от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которым регламентированы основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Согласно п.п. 1.5, 5.1.1, 5.1.2 Свода правил в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. На основании ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса РФ нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.
Кроме того, из материалов дела следует, что отделение реанимации и интенсивной терапии и помещенья оказания паллиативной медицинской помощи больницы размещены на третьем этаже здания.
Согласно требованиям пункта 135 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», размещение палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также для детей следует предусматривать на первых этажах здании.
Аналогичные требования содержатся в п. 5 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2015 года №802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Также из материалов дела следует, что туалеты и ванные комнаты в палатах педиатрического отделения № 1, закрепленных за пациентами паллиативной помощи (№ 50323, № 6/319), не оборудованы поручнями.
Согласно СП 31-102-99 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», в санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для инвалидов, передвигающихся с помощью кресел-колясок, вспомогательных средств или приспособлений, следует предусматривать установку поручней, штанг, подвесных трапеций или другого оборудования, а душевые кабины для инвалидов оборудовать стационарным или откидным сиденьем.
В силу п. 5 Государственного стандарта РФ «Устройства опорные стационарные реабилитационные» ОКС 11.180 ОКП 94 5210 в туалетной комнате или в туалетной кабине, доступной для инвалидов в кресле-коляске, должны быть установлены, как минимум, два горизонтальных поручня, один из которых размещают сбоку от унитаза со стороны ближайшей к унитазу стены, а другой - позади унитаза или с другого бока унитаза.
В нарушение требований Стандарта оснащения отделения паллиативной медицинской помощи (приложение №4 «Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи...», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2019 года № 345н/372н, в педиатрическом отделении №1, где открыты койки для паллиативных больных отсутствует оборудование (не менее 1 в соответствии со стандартом оснащения): матрас с подогревом; тележка для перевозки больных; подъемная система для перемещении больных; массажная кушетка; монитор больного: частота дыхания, пульсоксиметрия, электрокардиография, неинвазивное артериальное давление, температура; портативный электрокардиограф; насос для энтерального питания; аптечка с противошоковыми препаратами для оказания неотложной помощи; мешок Амбу; молоточек неврологический; диагностический фонарик; весы; спирометр; система палатной сигнализации; инсуффлятор-экссуффлятор; каталка для принятии душа; кресло для принятия душа; укладка экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи.
Кроме того, в результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не обеспечено дублирование систем автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
- в нарушение ст.ст. 4, 5, 6 этого Федерального закона (ред. от 29.07.2017 года), п. 6.16 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений» не соблюдаются требования по ширине эвакуационных выходов № 2, 5 из здания больницы непосредственно наружу, из педиатрического отделения 3 этажа к лестничной клетке № 5 при числе эвакуирующих более 15 человек, требуемая ширина 1,2 м., фактически ширина выходов составляет 1,07 м.
- в нарушение п. 13.3.8. СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», не установлены пожарные извещатели в отсеке потолка, ограниченном строительными конструкциями, выступающими от потолка на расстоянии более 0,4 м в палате № 3 (327), 6 (319), полубокс № 1(326), полубокс № 2(325). Имеются по одному пожарному извещателю в помещениях палаты № 6 (319).
- в нарушение ст.ст. 4,5,6, 54,83 вышеуказанного Федерального закона НПБ 110-03 табл. 3 п. 38, СП 5.13130.2009 таб. АЛ п. 9 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» отсутствуют дымовые пожарные извещатели в палате № 1 (329), в тамбуре палаты № 6 (319).
Также из материалов гражданского дела следует, что больничный лифт, 1989 года изготовления, используемый для перевозки больных детей на 2, 3 этажи, в т.ч., в отделение реанимации не соответствует требованиям безопасности, установленным приложением 1 Технические Регламенты Таможенного Союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824.
Кроме того, согласно Заключению ООО «ИКЦ «Энергис» от 30 июля 2018 года: в лифте не предусмотрены меры по предотвращению спадания тяговых элементов с приводных и направляющих элементов, лифт не оборудован устройством, контролирующим перегрузку кабины, ограждение кабины выполнено з сгораемых материалов, отсутствует аварийный источник питания освещения кабины с автоматической подзарядкой, установлен электромагнит тормоза с одним толкателем, срабатывание устройств безопасности происходит за счёт промежуточного элемента, для канатоведушего шкива не приняты меры во избежание телесных повреждений, отсутствует устройство отпирания специальным ключом замков дверей шахты, отсутствует ремонтная двухсторонняя связь между машинным помещением и кабиной, крышей кабины, приямком лифта, отсутствует устройство остановки лифта и др.
Согласно п. 5.3 ОСТ 91500.13.00013-2003 «Правила проведения
внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов», утвержденных Приказом Минздрава РФ № 220 от 26 мая 2013 года, внутрилабораторный контроль качества обязателен в отношении всех видов количественных исследований, выполняемых в клинико-диагностической лаборатории, для которых разработаны контрольные материалы. Порядок и технология проведения внутрилабораторного контроля качества измерений лабораторных показателей должны выполняться по правилам настоящего ОСТа. Отчетные формы проведения внутрилабораторного контроля качества оформляются в виде контрольных карт (согласно п. 6.3), таблиц, журналов или на электронных носителях и архивируются на срок не менее 3 лет.
Проверкой установлено, что внутрилабораторный контроль качества в больнице надлежащим образом не организован. Так, в лаборатории больницы используются набор реагентов для определения гемоглобина (диагем Т) по ТУ 9398-011-05595541-2009 (регистрационное удостоверение от 25.10.2019 г. № ФСР 2009/04595); набор калибровочных растворов для гемиглобинианида (гемиглобинцианид) по ТУ 9398-010-05595541-2009 г. (регистрационное удостоверение от 25.10.2009г. № ФСР 2009/04596); Набор контрольных растворов гемоглобина (диагем К) по ТУ 9398-009-05541-2009 с I составе: водные растворы гемоглобина с аттестованными концентрациями гемоглобина в пределах: 70-90 г/л - 1 флакон; 110-130 г/л - 1 флакон, 140-180 г/л - 1 флакон (регистрационное удостоверение от 25.10.2009г., № ФСР 2009/04597). Однако отчетность, подтверждающая выполнение внутрилабораторного контроля качества биохимических исследований на анализаторе минигем 540, отсутствует.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Министерством здравоохранения РБ не разработан нормативно-правовой акт по маршрутизации паллиативных детей при их госпитализации в соответствии с новыми требованиями Приказа Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31 мая 2019 года «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».
При таких обстоятельствах, установив продолжительное бездействие ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» и Минздрава РБ, в части не обеспечения больницы необходимым медицинским оборудованием, персоналом, мерами противопожарной безопасности, что влечет нарушение прав граждан в соответствии с государственными стандартами, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Коллегия соглашается с указанными выводами, полагая их верными.
Доводы жалобы о том, что Минздрав РБ является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению, поскольку согласно Уставу ГАУЗ «ДКБ г. Улан-Удэ» функции и полномочия ее учредителя осуществляет Минздрав РБ.
Кроме того, Минздрав РБ является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных организаций и подает заявки при формировании республиканского бюджета, потому вопросы финансирования указанных мероприятий напрямую связаны с полномочиями Минздрава РБ.
Доводы жалобы о штатных нормативах также подлежат отклонению.
Как судом указано, проверкой установлено нарушение требования Приказа Минздрава РФ и Министерства труда и соцзащиты РФ от 31 мая 2019 года № 345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».
Так, в нарушение требований п. 3 Правил организации деятельности отделения (коек) паллиативной медицинской помощи детям в структуре отделения и штатной численности не учтены рекомендуемые штатные нормативы отделения (коек) паллиативной медицинской помощи детям. При наличии среди пациентов детей, нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких не предусмотрена должность врача-анестезиолога-реаниматолога. При необходимости круглосуточного наблюдения за пациентами в штате не предусмотрены врачи-педиатры 5,25 ставки. С учетом преимущественно неврологической патологии у паллиативных пациентов отсутствует в штате должность врача-невролога. Также отсутствует должность врача по лечебной физкультуре, врача функциональной диагностики, медицинский психолог, врач-психотерапевт. При необходимости круглосуточного наблюдения за пациентами в штате не предусмотрены медицинская сестра палатная 5,25 ставки на 5 коек круглосуточной работы. Не предусмотрены ставки медицинская сестра по массажу, медицинская сестра процедурной, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра перевязочной, младшая медицинская сестра по уходу за больными 5,25 ставки на 5 коек круглосуточной работы.
Данные требования законодательства носят обязательный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные штатные единицы предусмотрены в иных структурных подразделениях больницы, не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеназванные требования законодательства регулируют организацию деятельности именно отделений паллиативной медицинской помощи детям.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся обеспечения больницы необходимым медицинским оборудованием, обеспечением противопожарных и иных мер также подлежат отклонению, поскольку Минздрав РБ осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности, а также формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение.
Таким образом, финансирование указанных мероприятий относится напрямую к полномочиям Минздрава РБ.
Довод ответчика о том, что разработан и издан Приказ Минздрава РБ от 16 сентября 2019 года № 527-ОД «Об организации оказания паллиативной медицинской помощи населению Республики Бурятия» не ставит под сомнение законность и обоснованность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено законно и обоснованно, т.е. без нарушения норм материального и процессуального права и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. улан-Удэ от 14 ноября 2019 по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская клиническая больница г. Улан-Удэ» и Министерству здравоохранения Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений законодательства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: И.Ч. Гончикова
Судьи коллегии: И.И. Мирзаева
Б.С. Семенов