Решение по делу № 12-67/2023 от 02.06.2023

УИД 66RS0029-01-2023-000881-07

Дело № 12-67/2023

Решение

14 июня 2023 года                             город Камышлов

Судья Камышловского районного суда Свердловской области Здор Евгения Анатольевна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Михаленко Владимира Вячеславовича на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО – заместителя начальника ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 23 мая 2023 года № 94 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Михаленко Владимира Вячеславовича,

установил:

обжалуемым постановлением должностного лица глава администрации Зареченского сельского поселения Михаленко В.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.

В жалобе Михаленко В.В. просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях события и состава административного правонарушения, а также о проведении с начала 2023 года работ по подготовке к противопожарному сезону и необходимых мероприятий по выполнению требований первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, а именно приняты муниципальные нормативные акты, предписывающие правообладателям земельных участков провести очистку своих участков и прилегающих к ним территорий в срок с 15 апреля до 15 мая 2023 года, в связи с чем администрация и он не является субъектом данного правонарушения, что не было учтено должностными лицами. Пункт 70 Правил № 1479 не устанавливает срок выполнения работ, в то время как постановлением от 10 апреля 2023 года № 33 им установлен срок опашки в населенных пунктах до 30 мая 2023 года. Указал на неразрешение его ходатайств при вынесении постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении наказания.

Михаленко В.В. в судебном заседании доводы жалобы подержал, просил удовлетворить. Пояснил, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении главы Зареченского сельского поселения, в то время как согласно постановлению от 19 сентября 2022 года № 82 он вступил в должность главы муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области. В акте проверки указано только о нарушениях на территории п. Новый, а в постановлении о назначении наказания ему необоснованно вменено осуществление в д. Баранникова, д. Заречная, д.Коровякова использования для хозяйственных целей запаса воды в водонапорных башнях, предназначенной для нужд пожаротушения, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении такое нарушение отсутствует. Пояснил, что провести опашку почвы на момент проведения проверки не представлялось возможным ввиду того, что почва была мерзлой. Настаивал на том, что требования пункта 70 Правил подлежат выполнению правообладателями земельных участков, однако не все спорные земли принадлежат администрации.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебном заседании пояснила, что 19 апреля 2023 года на основании требования прокурора была проведена прокурорская проверка с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы, по итогам которой были выявлены нарушения пожарного законодательства, о чем составлена соответствующая справка, на основании которой прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения данного постановления ею было вынесено постановление о назначении Михаленко В.В. административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором ею ошибочно вменено в нарушение им в части осуществления в д. Баранникова, д. Заречная, д.Коровякова использования для хозяйственных целей запаса воды в водонапорных башнях, предназначенной для нужд пожаротушения. Поскольку в действиях Михаленко В.В. было установлено наличие состава вменяемого административного правонарушения, его ходатайства были разрешены. Пояснила, что сведений о том, что спорные земельные участки не находятся в собственности муниципального образования не представлено, препятствий по уборке сухой растительности не имелось, так же как и не было препятствий в создании (обновлении) иных противопожарных барьеров при невозможности проведения опашки почвы.

Помощник Камышловского межрайонного прокурора Вострякова Е.И. пояснила, что на основании поручения прокуратуры Свердловской области Камышловской межрайонной прокуратурой принято решение о проведении проверки соблюдения требований противопожарного режима. К проведению проверки был привлечен специалист отдела надзорной деятельности и профилактической работы, совместно с которым 19 апреля 2023 года были выявлены нарушения требований пожарного законодательства, отраженные специалистом в соответствующей справке, На основании данной справки вынесено постановление о возбуждении в отношении Михаленко В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое она полагает законным.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора, пояснения Михаленко В.В., поддержавшего доводы жалобы, должностного лица ФИО3, оснований для изменения или отмены постановления должностного лица не нахожу.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее по тексту Правила).

В соответствии с пунктом 70 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон № 69-ФЗ) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, он в этой области регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Одновременно с этим предписано, что указанные выше лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения 19 апреля 2023 года прокурорской проверки в отношении администрации Зареченского сельского поселения установлено нарушение требований пункта 70 Правил, выразившееся в непроведении очистки территорий населенных пунктов (п. Новый, с. Реутинское, д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова), прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Необновлении в целях исключения возможного перехода природных пожаров и других ландшафтных пожаров на территорию п. Новый, с. Реутинское, д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова, а также при установлении на территории Камышловского городского округа особого противопожарного режима противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, что отражено в справке начальника ОНД и ПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области.

По факту выявленных нарушений заместителем Камышловского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующее требованиям статей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам Михаленко В.В. о вынесении постановления он был уведомлен надлежащим образом, при его составлении присутствовал, указал «опашку произвести не смогли, так как земля была застывшая». Каких-либо замечаний и возражений при составлении постановления, в том числе по его содержанию, не имел.

Фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, административного дела № 112 и надзорного производства № 24, в частности решением о проведении проверки от 26 апреля 2023 года и сведениями о его направлении в адрес юридического лица; заданием прокуратуры Свердловской области об осуществлении надзорного сопровождения в период пожароопасного сезона от 20 апреля 2023 года; постановлением о подготовке к пожароопасному весенне-летнему периоду 2023 года от 25 января 2023 года № 10 с реестром; распоряжением о назначении и проведении собраний граждан муниципального образования «Зареченское сельское поселение» в апреле 2023 года от 31 марта 2023 года № 15 с приложениями; постановлением о проведении мероприятий по благоустройству и санитарному состоянию территорий муниципального образования «Зареченское сельское поселение» от 29 марта 2023 года № 28 с приложениями; постановлением об обеспечении контроля по запрещению работ с выжиганием сухой травянистой растительности на территории муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области в 2023 году от 27 марта 2023 года № 26; решением об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области от 24 июня 2021 года № 340 и данными Правилами; должностной инструкцией заместителя главы администрации муниципального образования «Зареченское сельское поселение»; договором № 1 подряда на выполнение работ по опашке территорий населенных пунктов от 11 апреля 2023 года, согласно которого сроки выполнения работ установлены с момента оттаивания грунта, но не позднее 01 мая 2023 года; поручением прокуратуры Свердловской области от 01 марта 2023 года о проведении дополнительных надзорных мероприятий в части готовности к пожароопасному периоду в 2023 году, рапортом помощника Камышловского межрайонного прокурора; сведениями из метеостанции, выписками из протокола собрания граждан, фотографиями и кадастровыми картами.

Постановлением от 19 сентября 2022 года № 82 Михаленко В.В. с 20 сентября 2022 года вступил в должность главы муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области.

Постановлением от 10 апреля 2023 года № 33 на территории муниципального образования «Зареченское сельское поселение» с 15 апреля 2023 года установлен особый противопожарный режим.

Как было указано выше статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления, к которым в данном случае относится Михаленко В.В.

Таким образом, в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Михаленко В.В., имея возможность для надлежащей организации требований пожарной безопасности и контроля за ними, не выполнил этого.

Суд критически относится к доводам заявителя о неверном указании его должности, поскольку согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении администрации муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. является Главой Зареченского сельского поселения.

Факт принятия Михаленко В.В. муниципальных нормативных актов в целях подготовки к противопожарному сезону и необходимых мероприятий по выполнению требований первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования и возложение на жителей сельского поселения обязанности по уборке территории не снимает с него ответственность за выявленные в ходе прокурорской проверки 19 апреля 2023 года нарушения. Кроме того, срок уборки территорий установленный в таких актах главой муниципального образования определен с 15 апреля до 15 мая 2023 года, в то время как на территории Камышловского городского округа и Зареченского сельского поселения особый противопожарный режим установлен с 15 апреля 2023 года.

Вопреки доводам Михаленко В.В. при невозможности проведения опашки почвы необходимо создавать (обновлять) иные противопожарные барьеры (минерализованные полосы, противопожарные разрывы, заслоны, канавы, опорные полосы из огнезадерживающих материалов, отжиг и прочее), что в данном случае им также не сделано.

Как было указано выше, пункт 70 возлагает на органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов обязанность по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Поскольку особый противопожарный режим на территории Зареченского сельского поселения был установлен с 15 апреля 2023 года требования данного пункта Правил подлежали выполнению должностным лицом до упомянутой даты. При этом как он сам не отрицает, такой срок выполнения работ им был установлен до 30 мая 2023 года.

Доводы Михаленко В.В. об указании в акте проверки сведений только в отношении п. Новый на материалах дела не основаны. Так, по результатам поверки должностным лицом пожарного надзора была составлена справка (а не акт проверки), содержащая в себе сведения о допущенных нарушениях противопожарного режима в н. Новый, д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова и с. Реутинское.

При таких обстоятельствах в действиях Михаленко В.В. имеет место состав и событие вменяемого ему административного правонарушения.

Оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Михаленко В.В. в нарушении требований противопожарной безопасности, правильно квалифицировав его действия по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неустранимых сомнений в виновности Михаленко В.В. в совершении нарушения материалы дела не содержат, а основания для переоценки доказательств по доводам жалобы и пояснениям в судебном заседании отсутствуют.

В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия Михаленко В.В. административным органом квалифицированы верно. Само постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, из описательно-мотивировочной части постановления подлежат исключению выводы должностного лица о нарушении Михаленко В.В. пункта 53 Правил в части осуществления в д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова использования для хозяйственных целей запаса воды в водонапорных башнях, предназначенной для нужд пожаротушения, как излишне вмененное, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении такое нарушение Михаленко В.В. не вменялось.

Назначенное Михаленко В.В., как должностному лицу, наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Доводы о том, что в настоящее время все нарушения устранены, основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности не является, поскольку в момент проверки данные нарушения имели место.

Указанные заявителем доводы в обосновании своей позиции не освобождают Михаленко В.В. как главу сельского поселения от обязанности соблюдения требований пожарной безопасности, выявлению и своевременной уборки мусора и сухой растительности в границах населенных пунктов. При этом суду не представлено надлежащих доказательств того, что выявленные нарушения были допущены на территории не находящейся в собственности поселения. При этом согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области, принятого Решением Думы МО «Зареченское сельское поселение» от 13 декабря 2005 года № 7, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При таких обстоятельствах оснований для изменения постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и о наличии оснований к отмене постановления.

Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО – заместителя начальника ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 23 мая 2023 года № 94 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Михаленко Владимира Вячеславовича изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления ссылку на нарушение пункта 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, в части осуществления в д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова использования для хозяйственных целей запаса воды в водонапорных башнях, предназначенной для нужд пожаротушения, как излишне вмененное.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в течение 10 суток со дня его вручения (получения) в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области.

Судья                                 Е.А. Здор

12-67/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено в связи с исключением выводов
Ответчики
Михаленко Владимир Вячеславович
Суд
Камышловский городской суд Свердловской области
Судья
Здор Евгения Анатольевна
Дело на сайте суда
kamyshlovsky.svd.sudrf.ru
02.06.2023Материалы переданы в производство судье
14.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2023Вступило в законную силу
26.06.2023Дело оформлено
14.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее