Дело №2-989/2022
44RS0002-01-2022-000038-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2022 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Балаевой Н.С., при секретаре Гусейновой З.Э., рассмотрев в открытом выездном судебном заседании гражданское дело по заявлению Климкина В. С. к Климкиной Л. В., Министерству здравоохранения РФ, Департаменту здравоохранения Костромской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Управлению опеки и попечительства Администрации г. Костромы, Министерству обороны Российской Федерации о признании лица, находящемся на иждивении, о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
dd/mm/yy Климкин В.С. обратился в Ленинский районный суд г. Костромы с исковым заявлением к Климкиной Л. В., Министерству здравоохранения РФ, Департаменту здравоохранения Костромской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области, Управлению опеки и попечительства Администрации г. Костромы, Министерству обороны Российской Федерации, ПАО «Сбербанк», АО «Российский сельскохозяйственный банк», ПАО «Совкомбанк», СК «Ренессанс Жизнь» о признании гражданина недееспособным и другим требованиям (в просительной части искового заявления изложено 124 пункта, часть которых - материально-правовые требования к ответчикам, а часть процессуальные ходатайства о запросе сведений, назначении судебных экспертиз и т.д.).
Климкин В.С. в указанном заявлении просил:
- защитить права и свободы на охрану здоровья и медицинскую помощь Климкиной Л.В. (пункт 2);
- признать опиской в удостоверении от dd/mm/yy Профсоюза работников госторговли и потребкооперации Сочневой Л. В. отчества, считать верным «В.» (пункт 4);
- признать Климкину Л.В. недееспособной (пункт 30).
- обязать Министерство труда и социальной защиты РФ и Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области признать Климкину Л.В. инвалидом первой группы со сроком «бессрочно» (пункт 31);
- обязать Министерства обороны РФ присвоить Климкину В.С. воинское звание «лейтенант» (пункт 32);
- обязать Министерство обороны РФ выплатить Климкину В.С. надбавку в размере 30 % от оклада по воинской должности военнослужащего «за водителя» с dd/mm/yy (пункт 34);
- обязать Министерство обороны РФ выплатить Климкину В.С. надбавку «за экипаж» с dd/mm/yy (пункт 34);
- обязать Министерство обороны РФ выплатить Климкину В.С. за проезд на общественном транспорте к месту несения службы и обратно до ... рублей (пункт 35);
-обязать Министерство обороны РФ включить Климкина В.С. в реестр участников накопительно-ипотечной системы с dd/mm/yy и произвести начисление на накопительно-ипотечный счёт соответствующее количество взносов с данной даты (пункт 36);
-признать отказ Министерство обороны РФ в предоставлении дней отдыха Климкину В.С. за сдачу крови и её компонентов командирам отделения управления начальника противоздушной обороны 331-й гвардейского парашютно-десантного Костромского полка (войсковая часть 71211) гвардии сержантом Горловым Д. В., незаконным (пункт 37);
- обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить дни отдыха Климкину В.С. по количеству предоставленных справок о сдаче крови и ее компонентов, а именно 18 суток (38 пункт);
- обязать Министерство обороны Российской Федерации не привлекать Климкина В.С. к несению военной службы за пределами города Костромы на период нахождения Климкиной Л.В. в городе Костроме (39 пункт);
-обязать Министерство обороны Российской Федерации на период рассмотрения настоящего дела не привлекать Климкина В.С. к несению военной службы более 8 (восьми) часов в сутки и более 40 часов в неделю (пункт 40);
- обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить отпуск Климкину В.С. по личным (семейным) обстоятельствам на период болезни Климкиной Л.В. (пункт 41);
- в соответствии с п. 1 ч. 2 ФЗ N2 258 от dd/mm/yy «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» ввести в отношении Климкиной Л.В. экспериментальный правовой режим медицинской деятельности, а именно «лечить до полного вылечивания очагов супраселлярных менингиом, восстановления утраченного зрения и вылечивания полости рта» (пункт 42);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации оказать первичную медико-санитарную помощь Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 43);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации оказать специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 44).
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации оказать скорую, в том числе специализированную, медицинскую помощь, Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 45);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации оказать паллиативную медицинскую помощь, Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 46);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации оказать паллиативную медицинскую помощь Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 47);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации разработать индивидуальную программу выбора врача и выбора медицинской организации Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 48);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации разработать индивидуальную про грамму профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и реабилитации в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 49);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации разработать индивидуальную программу получения консультаций врачей-специалистов Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 50);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации разработать индивидуальную про грамму облегчения боли, связанной с неизлечимым заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 51);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации разработать индивидуальную про грамму получения лечебного питания в случае нахождения Климкиной Л.В. на лечении в стационарных условиях в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 52);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации разработать индивидуальную программу санаторно-курортного лечения Климкиной Л.В. в ведомственных организациях и учреждениях на безвозмездной основе (пункт 53);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской Федерации произвести глубокое иммунологическое исследование крови для решения вопроса о производстве Климкиной Л.В. прививки от корановируса и других (пункт 54);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области перевести всё своё делопроизводство в электронный вид и осуществлять взаимодействие с другими органами исключительно только в системе межведомственного электронного взаимодействия (пункт 56);
- обязать Министерство здравоохранения РФ и его подведомственные организации и учреждения вести банк данных стволовых клеток человека, рождающегося на территории Российской Федерации, для дальнейшей регенерации и полного восстановления тканей, органов, систем человека и человеческих жидкостей в случае его болезни (пункт 57);
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области выплачивать Климкиной Л.В. пенсию инвалида первой группы с даты получения судом соответствующей экспертизы о признании её таковой, а не с момента вступления решения в законную силу (пункт 58);
- признать Климкина В.С. опекуном Климкиной Л.В. (пункт 59);
- признать Климкину Л.В. иждивенцем Климкина В.С. (пункт 60);
- обязать Управление опеки и попечительства Администрации города Костромы выдать Климкину В.С. бессрочное удостоверение опекуна Климкиной л.в. на безвозмездной основе (пункт 61).
- наделить Климкина В.С. правом распоряжается доходами Климкиной Л.В., в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (пункт 62);
- наделить Климкина В.С. правом не предоставлять отчёт о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет Климкиной Л.В. органам опеки и попечительства (пункт 63);
-наделить Климкина В.С. правом без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества Климкиной Л.В., сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих Климкиной Л.В. прав, раздел её имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества Климкиной, в том числе том числе при: отказе от иска, поданного в интересах подопечного, заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, В котором подопечный является взыскателем (пункт 64);
- наделить Климкина В.С. правом не предоставлять отчёт в письменной форме за предыдущий год о расходовании сумм и средств Климкиной Л.В., зачисляемых на отдельный номинальный счёт, о хранении, об использовании имущества Климкиной Л.В. и об управлении имуществом Климкиной органам опеки и попечительства (пункт 65);
- наделить Климкина В.С. правом совершать сделки с Климкиной Л.В., а также представлять Климкину при заключении сделок или ведении судебных дел между Климкиной Л.В. и супругом Климкина В.С. и его близкими родственниками (пункт 66);
- наделить Климкина В.С. правом не уведомлять органы опеки и попечительства о перемене места жительства Климкина В.С. и Климкиной Л.В. (пункт 67);
- обязать Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской при осуществлении своих прав и обязанностей опекуна оказывать Климкину В.С. содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи (пункт 68);
- обязать орган опеки и попечительства заключить с Климкиным В.С. договор об осуществлении опеки на возмездных условиях с выплатой вознаграждения Климкину В.С. за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 69);
-наделить Климкина В.С. правом безвозмездно пользоваться имуществом Климкиной Л.В. в своих интересах (пункт 70);
- наделить Климкина В.С. правом отчуждения недвижимого имущества, принадлежащее Климкиной Л.В., без уведомления органов опеки и попечительства (пункт 71);
- наделить Климкина в.с. правом выдачи доверенности от имени Климкиной Л.В. без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (пункт 72);
- наделить Климкина В.С. правом распоряжения имущественных прав и интересов Климкиной Л.В. без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (пункт 73).
В пунктах 109-111 просительной части заявления, Климкин В.С. просил также взыскать денежную компенсацию судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего дела, солидарно или индивидуально с каждого ответчика на усмотрение суда, а именно: расходы на составление искового заявления в размере 10000 (десять тысяч) рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 30000 рублей.
Требования Климкина В.С., изложенные в пунктах 2, 4, 31-54, 58, 75, 80, 82, 84, 89, 90, 95, 100, 102, 107 просительной части его искового заявления, к производству Ленинского районного суда г. Костромы не приняты по основаниям, изложенным в определениях судьи от dd/mm/yy и dd/mm/yy.
В исковом заявлении Климкиным В.С. заявлены требования к ответчикам ПАО «Сбербанк», АО «Российский сельскохозяйственный банк», ПАО «Совкомбанк», СК «Ренессанс Жизнь», однако определением Ленинского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy требования к указанным ответчикам выделены в отдельное производство, а потому требования истца с 74 по 108 пункт просительной части иска в данном решении не приводятся.
Требование Климкина Л.В. о признании Климкиной Л.В. недееспособной (пункт 30 просительной части заявления) выделено в отдельное производство протокольным определением в предварительном судебном заседании от dd/mm/yy.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy, производство по делу по требованиям Климкина В.С. о назначении его опекуном, возложении обязанностей на Управление опеки и попечительства Администрации г. Костромы по выдаче удостоверения опекуна, заключению договоров, наделении его полномочиями (то есть изложенных в пунктах 59, 61-67, 69-73 просительной части заявления) прекращено.
С учетом вышеизложенного, в данном деле судом рассматриваются требования Климкина В.С. к ответчикам Климкиной Л. В., Министерству здравоохранения РФ, Департаменту здравоохранения Костромской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Управлению опеки и попечительства Администрации г. Костромы, Министерству обороны Российской Федерации, а именно:
о признании Климкиной Л.В. иждивенцем Климкина В.С.,
о возложении обязанностей на Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области по ведению делопроизводства в электронном виде,
о возложении обязанности на Министерство здравоохранения РФ и его подведомственные учреждения по ведению банка данных стволовых клеток человека, рождающегося на территории Российской Федерации,
о возложении обязанности на Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской при осуществлении своих прав и обязанностей опекуна по оказанию содействия Климкину В.С. при исполнении обязанностей опекуна в предоставлении медицинской и иной помощи,
о взыскании судебных издержек.
В обоснование данного искового заявления Климкин В.С. указывает, что Климкина Л.В., являющаяся его матерью, проходила лечение и обследования в разные периоды в учреждениях здравоохранения г. Костромы и Костромской области, а также в ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. Академии Н.Н. Бурденко. Климкин В.С. также указывает, что в настоящее время имеет статус военнослужащего и звание ефрейтор. Ранее приказом МВД РФ ему присваивалось звание «лейтенант полиции». dd/mm/yy приказом директора ФССП -главным судебным приставом РФ ему присваивалось звание «лейтенант внутренней службы». В соответствии с п. 9 таблицы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников Указа Президента РФ № от dd/mm/yy графа специальное звание» «лейтенант полиции» и «лейтенант внутренней службы» соответствует графе «воинское звание» «лейтенант», однако вопреки действующему законодательству РФ Климкин В.С. не был переаттестован и ему не было присвоено соответствующее воинское звание лейтенанта.
dd/mm/yy Климкин В.С. лично обращался к начальнику медицинской службы полка, в котором в настоящее время проходит военную службу, однако в ходе личной консультации ему было разъяснено, что так как Климкина Л.В. в настоящее время не находится на официальном иждивении Климкина В.С., а также Климкин В.С. не является офицером, то и правовых и процессуальных оснований для оказания медицинской помощи Климкиной Л.В. по линии обороны РФ нет.
С 2016 года у Климкиной Л.В. начала сильно болеть голова и ухудшаться зрение, так в частности у неё ослеп левый глаз, из-за чего Климкина Л.В. была вынуждена обратиться в Костромской офтальмологический центр «Прозрение», в ходе обследования нарушение структуры самих глаз выявлено не было, и она была переадресована на магнитно-резонансную томографию в ООО «МРТ-Эксперт Кострома», в ходе которой у Климкиной Л.В. была диагностирована супраселлярная менингиома, глазной нерв левого глаза атрофировался полностью, также у Климкиной Л.В. начались очень сильные головные боли, мигрени, потемнение в глазах и потери сознания.
В попытке получить высокотехнологичную медицинскую помощь Климкина Л.В. обращалась в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королёва Е.И.», но в данном виде медицинской помощи было отказано. В 2017 году Климкиной Л.В. Департаментом здравоохранения Костромской области была предоставлена квота на получение вышеуказанной высокотехнологичной медицинской помощи в ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации в городе Москве, однако при прохождении обследования все приёмы и анализы для Климкиной Л.В. были платные и Департамент здравоохранения Костромской области не предоставил ей отдельных самостоятельных «направлений» на соответствующие приёмы врачей и анализы. После проведённой операции и выписки из Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Климкиной Л.В. было рекомендовано врачами данного упреждения назначение группы инвалидности.
В ходе проведённого обследования, городской комиссией в установлении группы инвалидности Климкиной Л.В. было отказано.
С начала 2020 года самочувствие Климкиной Л.В. стало ухудшаться, голова стала болеть ещё больше, лекарства также не помогали. Он смог уговорить Климкину Л.В. обратиться за медицинской помощью, они посетили терапевта, онколога, невролога, было предложено сделать МРТ в лечебно-диагностическом центре «МИБС» по направлению, однако услугу могли оказать только в платном порядке. Климкина Л.В. отказалась от предоставления медицинской услуги.
С осени 2020 года состояние Климкиной Л.В. стало ухудшаться еще сильнее, а dd/mm/yy у Климкиной Л.В. отнялись ноги, она стала путаться в пространстве и во времени. По истечении двух суток, Климкин В.С. dd/mm/yy вызвал скорую помощь, однако медицинская помощь оказана не была. Он обратился на горячую линию в Департамент здравоохранения Костромской области с жалобой, после чего на дом пришла участковый врач-терапевт, которая сама вызвала скорую помощь, оставила направление на КТ и госпитализацию. В госпитализации и реабилитации Климкиной Л.В. было отказано. dd/mm/yy Участковым врачом-терапевтом было выдано направление на «МРТ с контрастом», которое выполнено dd/mm/yy, и по результатом которой подтверждено дальнейшее прогрессирование супраселлярной менингиомы, а также наличие новых новообразований в правой височной области. В конце января 2021 года Климкину Л.В. на дому лично осматривала участковый врач–психиатр, которая диагностировала отсутствие расстройства психики, но было установлено биологическое поражение мозга, не связанное с расстройством личности и не требующее медикаментозного лечения. Одновременно ему было разъяснено, что высокотехнологической помощи и возможности на территории Костромской области для лечения Климкиной Л.В. нет.
В судебном заседании истец Климкин В.С. поддержал указанные выше требования, ко всем ответчикам, в том числе и к Климкиной Л.В. по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства обороны РФ Бадтиева А.А. с требованиями истца не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны РФ отказать.
Участие ответчика Климкиной Л.В. обеспечено в выездном судебном заседании, она указала, что требования Климкина В.С. поддерживает.
Представители ответчиков Министерства здравоохранения РФ, Департамента здравоохранения Костромской области, Министерства труда и социальной защиты РФ, Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Управления опеки и попечительства Администрации г. Костромы в судебное заседание не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 38 Конституции РФ, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, а медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Статьей 4 этого же Федерального закона предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.
При этом ч. 1 ст. 19 указанного закона, закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь.
Частью 2 ст. 19 указанного закона установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела, Климкин В.С., является сыном Климкиной Л.В., которая находится в нетрудоспособном возрасте, является получателем пенсии по старости. Климкин В.С. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в восковой части 71211, имеет звание ефрейтор.
Истец просит признать мать Климкину Л.В., находящейся на его иждивении, мотивируя данное требование тем, что в этом случае она сможет получать медицинскую помощь, в которой она нуждается, в военно-медицинских организациях, как член семьи военнослужащего.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
В силу ч. 3 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.
Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.
Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911, утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции.
Проанализировав положения вышеприведенных норм закона и Правил оказания медицинской помощи, суд приходит к выводу, что требование Климкина В.С. о признании Климкиной Л.В., находящейся на его иждивении, в целях реализации права на охрану её здоровья и получение социальных гарантий, исходя из положений ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», то есть в военно-медицинских организациях, удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Климкин В.С. является военнослужащим по контракту, однако не относится к офицерскому составу военнослужащих, так как находится в воинском звании ефрейтор, а потому с учетом положений данных норм, признание Климкиной Л.В., находящейся на его иждивении, не влечет правовых последствий в соответствии с теми целями, на которые он указал в судебном заседании и в исковом заявлении, то есть в целях получения медицинской помощи Климкиной Л.В. в военно-медицинских организациях.
Доводы Климкина В.С. о том, что ответчиком Министерством обороны РФ ему не присвоено звание лейтенанта, не свидетельствуют о наличии у него соответствующего звания, относящего его к офицерскому составу, а значит не свидетельствуют о наличии правовых оснований для получения медицинской помощи Климкиной Л.В. в военно-медицинских организациях в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при поступлении на военную службу гражданина, проходящего либо проходившего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации или иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание (классный чин прокурорского работника), воинское звание ему присваивается в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.
Из ч. 1 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что воинские звания, указанные в подпункте «в», присваиваются должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Порядок присвоения званий регламентирован Положением о порядке прохождения военной службе.
Пункт 7 ст. 21 Положения предусматривает, что при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Согласно п. 22 Приказа Министра обороны РФ от 30.10.2015 N 660 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" при решении вопроса о присвоении гражданину, поступающему на военную службу по контракту, воинского звания в порядке переаттестации должны учитываться воинское звание, предусмотренное штатом по воинской должности, на которую планируется назначить такого гражданина, а также его должностное предназначение, служебный опыт, деловые и морально-психологические качества, уровень образования, военной или специальной подготовки.
По смыслу вышеприведенных норм, наличие у Климкина В.С. звания «лейтенанта», присвоенного в период прохождения службы в органах принудительного исполнения, не является безусловным основанием для присвоения воинского звания «лейтенанта», так как при решении вопроса о присвоении гражданину, поступающему на военную службу по контракту, воинского звания в порядке переаттестации должны учитываются не только наличие звания, но иные обстоятельства, а вопрос о присвоении звания решается в порядке переаттестации.
В случае несогласия Климкина В.С. с действиями (бездействиями) либо решениями должностных лиц Министерства обороны РФ по вопросам присвоения ему воинского звания в период прохождения военной службы по контракту, он вправе оспорить их в порядке, предусмотренном законом.
Таким образом, данные доводы не являются в данном случае достаточным основанием к удовлетворению требований истца о признании Климкиной Л.В., находящейся на его иждивении. Суд, разрешая данные требования Климкина В.С., исходит из наличия у него воинского звания ефрейтор, присвоенного Климкину В.С. в связи с прохождением им военной службы по контракту, что подтверждается справкой войсковой части 71211.
Отказывая Климкину В.С. в удовлетворения данного требования, суд также учитывает, что Климкина Л.В. является гражданкой РФ, имеет полис обязательного медицинского страхования, и вправе получать медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения на общих основаниях, а соответственно, признание Климкиной Л.В., находящейся на иждивении Климкина В.С., каких-либо правовых особенностей ее положения при получении медицинской помощи не влечет и не влияет на возможность осуществления Климкиным В.С. конституционной обязанности по заботе о матери.
Поскольку из искового заявления Климкина В.С. не следует, что требование о признании Климкиной Л.В., находящейся на иждивении истца, применительно к иным ответчикам, помимо Министерства обороны РФ, затрагивает права и законные интересы истца и имеет под собой конкретные правовые цели, по данному требованию надлежащими ответчиками лица, указанные в исковом заявлении, не являются, и оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Разрешая требования Климкина В.С. о возложении обязанности на Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области перевести всё своё делопроизводство в электронный вид и осуществлять взаимодействие с другими органами исключительно только в системе межведомственного электронного взаимодействия, суд установил следующее.
Климкин В.С. ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не привел фактов, указывающих на то, что лично ему не была оказана медицинская помощь либо была оказана некачественно, вследствие отсутствия электронного делопроизводства и межведомственного электронного взаимодействия указанных ответчиков.
Вместе с тем из искового заявления следует, что истец Климкин В.С., являясь близким родственником Климкиной Л.В., осуществляет взаимодействие с медицинскими организациями города Костромы и Костромской области по вопросу оказания ей медицинской помощи, что следует из обстоятельств, изложенных в исковом заявлении.
Согласно справке ВК ОГБУЗ №1 поликлиники взрослых №3, Климкина Л.В. наблюдается поликлиникой по поводу диагноза «супраселлярная менингиома, состояние после хирургического лечения», нуждается в постоянном постороннем уходе.
В обоснование указанного требования, истец ссылается на то, что при его обращении в медицинские учреждения города Костромы и Костромской области по поводу оказания медицинской помощи Климкиной Л.В. возникают проблемы с изучением медицинской документации Климкиной Л.В..
В частности, истец в исковом заявлении приводит факт, имевший место в Областном государственном учреждении здравоохранения «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» dd/mm/yy, когда он обратился к врачу с папкой, содержащей медицинскую документацию по состоянию здоровья Климкиной Л.В. (л. 208-209 искового заявления). По результатам изучения медицинской документации, указанным медицинским учреждением была выдана выписка из медицинской карты амбулаторного больного Климкиной Л.В., в котором указан диагноз: доброкачественное новообразование оболочек головного мозга, и даны рекомендации: лечение у невролога, консультация пациентки в ФГУ, оформление документов после консультации по месту жительства, предоставлении выписки в лечебный отдел Департамента здравоохранения Костромской области.
Из сути искового заявления следует, что истец не удовлетворен качеством оказания медицинских услуг его матери Климкиной Л.В., что предметом спора в рассматриваемом деле не является.
Проверяя обоснованность требований Климкина В.С. о возложения обязанности на Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области перевести всё своё делопроизводство в электронный вид и осуществлять взаимодействие с другими органами исключительно только в системе межведомственного электронного взаимодействия, суд учитывает следующие положения закона.
Согласно ст. 9 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 91 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе развития и эксплуатации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения).
Согласно ч. 2 ст. 91 указанного Федерального закона, в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.
Согласно ч. 1 ст. 91.1 указанного Федерального закона, в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система).
Проанализировав доводы искового заявления и доказательства, представленные в обоснование, суд приходит к выводу, что в деле отсутствуют доказательства того, что ответчиками Министерством здравоохранения РФ, Департаментом здравоохранения Костромской области, Министерством труда и социальной защиты РФ, Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области не исполняются требования ст. 91, 91.1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что повлекло невозможность взаимодействия Климкина В.С., как близкого родственника Климкиной Л.В., по вопросам оказания ей медицинской помощи медицинскими организациями города Костромы и Костромской области.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, о наличии таких доказательств не свидетельствуют.
В силу изложенного данное требование истца удовлетворению не подлежит.
Требование Климкина В.С. о возложении на Министерство здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения Костромской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерство обороны Российской при осуществлении своих прав и обязанностей опекуна оказывать Климкину В.С. содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи (пункт 68 просительной части заявления), суд также находит не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу ч. 7 ст. 15 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" при осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Климкин В.С. ни на момент обращения в суд с настоящим иском, ни на момент рассмотрения дела не является опекуном Климкиной Л.В.
Фактов, свидетельствующих о том, что ему отказано в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи как опекуну Климкиной Л.В. исковое заявление не содержит, а потому данное требование Климкина В.С. удовлетворению подлежит.
Требования Климкина В.С. о возложении на Министерство здравоохранения РФ и его подведомственные организации и учреждения вести банк данных стволовых клеток человека, рождающегося на территории Российской Федерации, для дальнейшей регенерации и полного восстановления тканей, органов, систем человека и человеческих жидкостей в случае его болезни, суд находит также не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 20 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии со ст. 37 указанного закона, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи при заболеваниях (состояниях), для лечения которых применяется трансплантация (пересадка) костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2018 г. N 875н.
В целях развития клеточных технологий в Российской Федерации Приказом Минздрава РФ от 25 июля 2003 г. N 325 «О развитии клеточных технологий в Российской Федерации» утверждены инструкции по заготовке пуповинной или плацентарной крови для научно-исследовательских работ, по выделению и хранению концентрата стволовых клеток из пуповинной или плацентарной крови, а также Положение о Банке стволовых клеток пуповинной/плацентарной крови человека.
По смыслу выше приведенных норм и согласно указанным нормативно-правовым актам Министерства здравоохранения РФ, в Российской Федерации осуществляется хранение стволовых клеток пуповинной/плацентарной крови человека, гемопоэтических стволовых клеток в определенных данными актами учреждениях и порядке, установлен порядок оказания медицинской помощи при лечении заболеваний с использованием стволовых клеток. Необходимым условием предварительного медицинского вмешательства, в том числе в целях получения лечения с использованием стволовых клеток, забора стволовых клеток является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое медицинское вмешательство.
Таким образом, требование истца Климкина В.С. к Министерству здравоохранения РФ о ведении банка данных стволовых клеток, не содержит должного обоснования, противоречит имеющемуся правовому регулированию в данной области оказания медицинской помощи гражданам. Кроме того, в обоснование данного требования истцом не представлены доказательства нарушения его прав, в том числе права на охрану здоровья, или иных законных интересов истца и его требования о ведении банка данных стволовых клеток со стороны ответчика Министерства здравоохранения РФ. Фактически истец не согласен с правовым регулированием данного вопроса, что основанием к удовлетворению его исковых требований не является.
Суд полагает необходимым отметить, что по требованиям Климкина В.С., рассмотренным судом в настоящем деле, Климкина Л.В. надлежащим ответчиком не является.
При обращении в суд с данным исковым заявлением Климкин В.С. заявил ходатайства о запросе оригиналов медицинской документации Климкиной Л.В., назначении по делу различного рода судебных экспертиз. Судом не установлено процессуальной необходимости для направления запросов, указанных в исковом заявлении, поскольку медицинская и иная документация, приложенная к иску, представлена истцом в виде заверенных копий, копии медицинской документации Климкиной Л.В., сомнений у суда не вызвали. Необходимость истребования оригиналов на стадии подготовки дела к судебном разбирательству и в ходе рассмотрения дела судом не усмотрена.
Оснований для назначения по данному делу, указанных в просительной части истца судебных экспертиз (биологического родства, медико-социальной экспертизы и др.), суд не усмотрел ни на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе рассмотрения дела. В назначении судебных экспертиз, указанных в исковом заявлении, Климкину В.С. протокольным определением суда отказано.
Поскольку судом не установлено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований Климкина В.С. к Министерству здравоохранения РФ, Департаменту здравоохранения Костромской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Министерству обороны Российской Федерации, соответственно нет и правовых оснований для возмещения истцу, понесенных им судебных издержек на оплату государственной пошлины, почтовых расходов и расходов на составление искового заявления, указанными ответчиками.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Климкина В. С. к Климкиной Л. В., Министерству здравоохранения РФ, Департаменту здравоохранения Костромской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Управлению опеки и попечительства Администрации г. Костромы, Министерству обороны Российской Федерации о признании Климкиной Л.В. иждивенцем Климкина В.С., о возложении обязанностей по ведению делопроизводства в электронном виде, о возложении обязанности по ведению банка данных стволовых клеток человека, рождающегося на территории Российской Федерации, о возложении обязанности по оказанию содействия в предоставлении медицинской и иной помощи при осуществлении прав и обязанностей опекуна оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.С. Балаева
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2022 года.