Дело № 2-3654/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 октября 2018 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Чернове В.А., с участием истца Самсоновой О.В., представителя ответчика Сергеевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой О.В. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов,
установил:
Самсонова О.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что она является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За период с ноября дата. ей предоставлена субсидия в размере 2638,67 руб. ежемесячно. При расчёте суммы субсидии в ее совокупный доход ответчиком включена в качестве непродекларированного дохода оплата коммунальных услуг за дата. в размере 3069,44 руб. Истица полагает, что такой расчет размера предоставляемой субсидии является незаконным и нарушает ее права, поскольку п.35 Постановления Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 предусмотрено, что при исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются суммы ранее предоставленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В перерасчете размера предоставляемой субсидии по обращению истцы ответчик отказал. Просит признать незаконным расчет субсидии на оплату ЖКУ за период с дата года по дата, обязать ответчика произвести перерасчет размера субсидии за ЖКУ за указанный период, взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании истца Самсонова О.В. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Сергеева Т.Н. просит отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указывая на законность и обоснованность установленного истице размера субсидии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Частью 6 ст. 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При разрешении дела Правила применяются в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений.
Подпунктом "д" пункта 8 указанных выше Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно п.32 Правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан. (п.34 Правил).
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (п. 37 Правил).
Применительно к определению дохода по смыслу указанных норм как денежного или иного материального поступления выгода подразумевает превышение сумм, поступивших лицу, над расходами, связанными с получением этой суммы.
Как усматривается из дела, при подсчете среднемесячного дохода истца за период с дата. по дата. (6 месяцев) ответчиком были учтены полученная Самсоновой О.В. в дата. выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход в размере 1200 руб., а также 548,38 руб., выплаченные ей КУ ЦЗН города Чебоксары Минтруда Чувашии за период с дата. по дата. Таким образом, среднемесячный доход истца, одиноко проживающего гражданина, составил 874,19 руб. (1748,38руб. : 2 мес.) в месяц. Расчет соответствует требованиям п.37 Правил.
Согласно п.3.4 Административного регламента Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по предоставлению государственной услуги "Исполняет функции организатора по предоставлению мер социальной поддержки - субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Минтруда Чувашии от 06.10.2017 N 485, к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий относится определение полноты и достоверности, представленных гражданами сведений и документов, в рамках чего на должностное лицо, уполномоченное руководителем структурного подразделения Центра возложена обязанность по проверке и анализу документов, представленных заявителем, с целью определения правомерности предоставления государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение, определяя полноту и достоверность представленных Самсоновой О.В. сведений о доходах, установило, что заявителем за октябрь 2017 года (т.е. за последний месяц, приходящийся на расчетный период) были оплачены жилищно-коммунальные услуги в размере 3069,44 руб., которые значительно превышают ее совокупный доход за соответствующий период. Данное обстоятельство свидетельствует о несопоставимости заявленных сведений о доходах с расходами, понесенными заявителем в расчетном периоде.
При представлении в учреждение заявления и пакета документов не была представлена какая-либо информация, свидетельствующие о том, что денежные средства, имевшиеся в ее распоряжении в октябре 2017 года (превышающие документально подтвержденный размер дохода), были получены ею не в расчетном периоде, либо информация, позволяющая не учитывать данные денежные средства при сопоставлении доходов с расходами заявителя в расчетном периоде.
Пункт 36 Правил позволяет заявителю самостоятельно продекларировать в заявлении какие-либо виды доходов, подтвердить которые документально гражданин не имеет возможности. Дополнительные доходы при подаче заявления не декларировались. При этом учреждение не препятствовало заявителю в представлении какой-либо информации о доходах и сроках их получения.
При таком положении расчет субсидии истцу, произведенный с учетом ее расходов на оплату ЖКУ за дата. в размере 3069,44 руб., как незадекларированных доходов, является обоснованным и соответствует требованиям Правил, его математический расчет, вопреки доводам истца, произведен верно.
Представленные в дело сведения о начислениях истице по лицевому счету за период с дата. по дата. и финансовой истории лицевого счета за июль-дата. не позволяют прийти к выводу о том, что учтенные ответчиком в качестве недекларированных доходов 3069,44 руб. были уплачены истицей за счет ранее полученной субсидии за ЖКУ и выплат центра занятости по безработице. Анализ представленных доказательств свидетельствует о превышении расходов Самсоновой О.В. по оплате жилищно-коммунальных услуг над ее доходами. При этом судом также принимается во внимание необходимость несения гражданином расходов для повседневных нужд. Соответственно доводы истца о том, что ответчиком при исчислении размера совокупного дохода включены суммы ранее предоставленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг несостоятельны, поскольку указанная сумма (3069,44 руб.) была обоснованно учтена ответчиком как недекларированный доход.
Поскольку факт предоставления недостоверных сведений истцом был установлен при обращении истицы с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то ответчик правомерно произвёл расчет размера субсидии за период с дата. по дата. в сумме 2638,67 руб. (3005,40-3943,63*0,22*0,4227).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Самсоновой О.В. о возложении обязанности на ответчика пересчитать соответствующую субсидию за указанный период не имеется, как не имеется оснований и для удовлетворения производных требований – о взыскании судебных расходов. Требование же истца о признании незаконным расчета субсидии само по себе является основанием иска и не подлежит самостоятельному разрешению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Самсоновой ФИО5 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ФИО6. по ФИО7., взыскании судебных расходов, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Председательствующий судья А.В.Порфирьева