Дело № 2-43/2023
УИД: 34RS0003-01-2021-000220-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2023 года город Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Наумова Е.В.,
при помощнике судьи Водопьяновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ФИО5 о признании завещания недействительным, признании отказа от наследственного имущества недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 с учетом заявления об изменении требований, обратилась в суд с иском к ФИО5 о признании недействительным завещания, составленного <ДАТА>, ФИО1 на имя ФИО8, признании недействительным отказа ФИО1 от <ДАТА> от наследственного имущества после смерти его супруги ФИО3
Свои требования мотивирует тем, что наследодатель в момент составления завещания не мог понимать значение своих действий и руководить ими. Кроме того, после смерти супруги – ФИО3, ФИО1 в наследство не вступал.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от <ДАТА> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен нотариус ФИО12
В судебном заседании представитель истца ФИО9 заявленные требования поддержали по доводам указанным в самом иске.
Истец ФИО4, ответчик ФИО5, представители ответчика ФИО13 и ФИО14, третье лицо нотариус ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили, с заявлением об отложении дела не обращались.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание.
Согласно пункта 2 статьи 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
Свобода завещания согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1119 ГК РФ ограничивается лишь правилами об обязательной доле в наследстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, <ДАТА> ФИО1, <ДАТА> года рождения, уроженец <адрес>, завещал принадлежащую ему квартиру, расположенную по адресу <адрес>, дочери ФИО4 (л.д. 78, т. 1).
<ДАТА> умерла ФИО3, <ДАТА> года рождения, уроженка <адрес> (л.д. 118, т. 1).
После её смерти было открыто наследственное дело № нотариусом <адрес> ФИО2
С заявлением о принятии наследства обратились: дочь - ФИО5, дочь - ФИО4 (л.д. 19-120, т. 1).
<ДАТА> ФИО1, <ДАТА> года рождения, уроженец <адрес>, завещал все свое имущество дочери ФИО5 (л.д. 200, т. 1).
Заявлением от <ДАТА> ФИО1 отказался от своей доли наследства после смерти супруги в пользу дочери ФИО5 (л.д. 122, т. 1).
<ДАТА> ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 74, т. 1).
После смерти ФИО1 было открыто наследственное дело № нотариусом <адрес> ФИО12
С заявлением о принятии наследства обратилась дочь ФИО4 (л.д. 75, т. 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 177 Гражданского кодекса сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Следовательно, основание недействительности сделки, предусмотренное в указанной норме, связано с пороком воли, вследствие чего сделка, совершенная гражданином, находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, не может рассматриваться в качестве сделки, совершенной по его воле.
При этом не имеет правового значения дееспособность лица, поскольку тот факт, что лицо обладает полной дееспособностью, не исключает наличия порока его воли при совершении сделки.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является установление психического состояния лица в момент заключения сделки.
Истец просит признать недействительными завещание, составленное от имени ФИО1 в пользу ФИО5, отказ ФИО1 от своей доли наследства после смерти супруги ФИО3 в пользу ФИО5 поскольку, по мнению истца, в момент составления завещания и отказа от принятия наследства ФИО1 не мог понимать значения своих действий и руководить ими, так как имел органическое расстройство личности и поведения в связи с сосудистым заболеванием головного мозга в форме выявленного психоорганического синдрома, смешанный вариант.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, например, при рассмотрении дел о признании недействительными сделок по мотиву совершения их гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ).
Поскольку для всестороннего и объективного рассмотрения дела требовались специальные познания в области медицины, в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА> № "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", судом по ходатайству представителя ответчика была назначена посмертная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза ФИО1, проведение которой было поручено экспертной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени ФИО10» Министерства здравоохранения РФ.
Из заключения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от <ДАТА> №/з следует, что на момент составления завещания от <ДАТА> у ФИО1 <данные изъяты>
Поскольку в ходе рассмотрения истцом были изменены требования в части даты отказа от наследственного имущества, судом назначена также назначена посмертная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница №».
Из заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы от <ДАТА> № следует, что ФИО1, <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ).
В силу положений ст. ст. 14 и 21 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" руководитель учреждения по получении определения о назначении судебной экспертизы обязан поручить ее производство комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, а эксперты в силу ст. 16 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" обязаны провести полное исследование представленных материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ними вопросам.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" (в редакции ФЗ N 124-ФЗ от 28.06.2009 года) эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Представленное в материалах дела заключения посмертных судебных психолого-психиатрических экспертиз ФИО1 в полной мере отвечают требованиям приведенных выше норм, являются мотивированными, неясностей и разночтений не содержат, образование, специализация и стаж работы экспертов соответствуют требуемым качествам для выполнения работ по даче заключения.
У суда нет оснований не доверять и ставить под сомнение вышеназванные экспертные заключения, сомневаться в компетенции лиц, составивших экспертные заключения.
Суд, оценивая заключение экспертов в совокупности с представленными сторонами доказательствами, в считает его выводы полными, обоснованными на представленных экспертам медицинской документации, материалах гражданского дела.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства доводы истца, указанные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение.
Согласно требований ст. 196 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 12 и 56 ГПК РФ, суд принимает решение на основании доказательств, которые были исследованы в судебном заседании.
Под оценкой доказательств понимается протекающий на основе логических законов мыслительный процесс суда, направленный на определение их относимости, допустимости, достоверности, достаточности, взаимной связи и достижения на этой основе верных выводов.
Суд оценивает доказательства на основе установленных в законе принципов, то есть общих правовых требований. При их нормативном закреплении учитываются такие законы познания как всесторонность, объективность и психологические аспекты мыслительной деятельности судей, в частности, внутреннее убеждение судей как участников процесса.
Однако внутреннее убеждение, не безотчетное мнение или впечатление судей, а основанный на доказательствах вывод суда об обстоятельствах дела.
Объективную основу внутреннего судейского убеждения составляет совокупность фактов, установленных по делу.
Иными словами при принятии решения по данному гражданскому делу суд не может основываться на обстоятельствах, носящих вероятностный или предполагаемый характер.
С учетом принципа распределения бремени доказывания, закрепленного ст. 56 ГПК РФ, истец представила доказательства того, что ФИО1, составляя завещание <ДАТА>, и отказываясь от принятия наследства после смерти супруги ФИО3 в пользу ФИО5 не мог понимать значение своих действий и руководить ими, следовательно, у суда имеются основания к удовлетворению заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к ФИО5 о признании завещания недействительным, признании отказа от доли в квартире недействительным - удовлетворить.
Признать недействительным завещание ФИО1 в пользу ФИО5 от <ДАТА>, удостоверенное нотариусом <адрес> ФИО2.
Признать недействительным отказ ФИО1 от <ДАТА> от принятия наследства после смерти супруги ФИО3.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2023 года.
Судья – подпись Е.В. Наумов
Копия верна. Судья –
подлинник документа находится в
Кировском районном суде города Волгограда
в материалах дела № 2-43/2023
УИД: 34RS0003-01-2021-000220-62