Решение по делу № 2-112/2018 от 27.02.2018

Дело №2-112/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Барда                 12 марта 2018 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.

с участием помощника прокурора Бардымского района Газизова Р.Р.

при секретаре Кантагуновой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Садыеву Р.Р., третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, где просит возложить на индивидуального предпринимателя Садыева Р.Р., ОГРНИП , ИНН , обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать захламление отходами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю отчет о деятельности данного субъекта предпринимательства за 2017 год для определения его как лица - плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду, разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бардымского района во исполнение поручения прокурора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации работы по надзору за исполнением законодательства в лесопромышленном комплексе» проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Садыева Р.Р., ОГРНИП , ИНН , который поставлен на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, одним из видов экономической деятельности которого является производство пиломатериалов.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Садыев Р.Р. осуществляет деятельность по распиловке и обработке древесины на пилорамах расположенных по адресу: <адрес>.

В процессе деятельности индивидуального предпринимателя Садыева Р.Р. образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева - опил, горбыль.

В нарушение ст.ст. 3, 11, 16, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 19, 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», ст.ст. 21, 22, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.4., 3.7. Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03) ответчик осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения площадке насыпью (навалом); не обеспечил защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; не обустроил площадку хранения отходов - отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями; не рассчитывает и не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду; не разработал и не предоставил субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Бардымского района на имя индивидуального предпринимателя Садыева Р.Р. вносилось представление, об устранении нарушений законодательства об отходах производства, об охране атмосферного воздуха, однако нарушения не устранены.

Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Газизов Р.Р. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП Садыев Р.Р. просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает.

Представители третьих лиц Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора Бардымского района поддерживают.

Выслушав помощника прокурора Бардымского района, исследовав и изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 9, 42, 58 Конституции РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков и иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ).

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.1 ст.16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Пунктами 1 и 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 12 и п.п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, а также представлять отчетность.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.

Согласно письму Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» установлен порядок внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в размере 5 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта Российской Федерации, 55 % - в бюджеты муниципальных районов.

Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утверждён Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду". Действие данного нормативного правового акта распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Как разъяснил в определении от 10.12.2002 № 284-О Конституционный Суд Российской Федерации, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Обязанность лиц по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в конечном итоге, направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, а также на обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности (ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (ред. от 22.04.2015) «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 10 августа 2017 г. N 529 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

В соответствии со ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 3.4. Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

в производственных или вспомогательных помещениях;

в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);

в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;

в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;

-    на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Согласно пункту 3.7. данных требований, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

-    временные склады и открытые площадки должны располагаться с
подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

-    поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

-    по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 28.11.2017) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008), опилки и стружка натуральной чистой древесины (код 30523000000) и горбыль из натуральной чистой древесины (код 30522001215) имеют 5 класс опасности. Данный вид деятельности относится к 3 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании из исследованных материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проведена прокурорская проверка деятельности ИП Садыева Р.Р., который занимается распиловкой и обработкой древесины на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе распиловки древесины образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева – опил, горбыль. ИП Садыев Р.Р. осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения площадке насыпью (навалом), не обеспечивает защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, не обустроил площадку хранения отходов - отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями, не рассчитывает и не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду, не разработал и субъектам официального статистического учета не предоставил технические отчеты об обращении с отходами.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки исполнения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора Бардымского района Газизовым Р.Р. (л.д), представлением прокурора об устранении нарушений законодательства об отходах производства, об охране атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), выпиской из ЕГРЮЛ и свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), объяснением Садыева Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, который пояснил, что у него в собственности имеется пилорама, расположенная по адресу: <адрес>. Данную пилораму использует для обработки древесины в целях предпринимательской деятельности. Признает, что возле здания пилорамы, отходы производства: опилки и горбыль складируются на открытой почве, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров. Также платежи за негативное воздействие на окружающую среду не оплачивает, сведения не предоставляет (л.д. ), протоколом осмотра места происшествия – территории пилорамы, расположенной по адресу: <адрес> с фототаблицей (л.д.).

Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме. Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.

Каких-либо доводов, доказательств в опровержение сведений, содержащихся в исковом заявлении, ответчиком суду не представлено.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. Налогового кодекса РФ при подаче данного искового заявления подлежала уплате госпошлина в размере 300 рублей. В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты госпошлины освобождены.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей в доход бюджета Бардымского муниципального района Пермского края.

Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Садыева Р.Р., ОГРНИП , ИНН , обязанности:

1. Ликвидировать захламление отходами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

2. Предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю отчет о деятельности субъекта предпринимательства за 2017 год, для определения его как лица - плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

3. Разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Садыева Р.Р., ОГРНИП , ИНН , в бюджет Бардымского муниципального района Пермского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца.

Судья                                  И.Н.Аиткулова

    

2-112/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Б.р.
Ответчики
ИП Садыев Ранис Рамилевич
Другие
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Управление Росприроднадзора по Пермскому краю
Суд
Бардымский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
barda.perm.sudrf.ru
27.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2018Передача материалов судье
28.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее