Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-333/18
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Аладышевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Хромовой С.Е., Чижовой К.М.,
с участием истца Быкова А.Е.,
представителей ответчика ГБУЗ МО « Каширская ЦРБ» по доверенности Юдиной Н.В. и Урванцева А.Е.,
представителя 3-го лица - ГБУ МО « Мособлмедсервис» по доверенности Синодальнова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быкова <данные изъяты> к ГБУЗ Московской области « Каширская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Московской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Быков А.Е. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном труда и региональным льготополучателем, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами. ДД.ММ.ГГГГ врачом <данные изъяты> ФИО1 ему был назначен препарат <данные изъяты> в количестве 480 мг для лечения <данные изъяты>. В этот же день справка была предъявлена врачу ГБУЗ МО « Каширская центральная районная больница» ФИО2, который выписал рецепт и в этот же день в аптеке поликлиники № <адрес> получен препарат в количестве 160 мг, т.к. необходимого количества 480 мг не оказалось в наличии. В случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание. Спустя 10 рабочих дней назначенное лекарство не было выдано. Для первого ударного укола не хватало 80 мг препарата. Он подождал еще 20 дней и был вынужден ввиду угрозы жизни и здоровью приобрести ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты> 80 мг препарата <данные изъяты> за свой счет, оплатив 12 499 рублей. Дальнейшее лечение также не было обеспечено, несмотря на неоднократные звонки, обращения в устном и письменном виде в различные инстанции. Поэтому он был вынужден приобрести ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты> 240 мг препарата <данные изъяты> за свой счет, потратив 38 738 рублей (12 870руб. + 12870руб. +12 998руб.). Нарушение его права на получение в установленные сроки бесплатного лекарственного средств привело к убыткам, т.к. был вынужден нести расходы для восстановления своего права на здоровье и жизнь. Более того, он испытывал физические страдания и нравственные переживания в связи с опасностью прогрессирования заболевания. Ему приходилось обращаться устно и письменно в различные инстанции. Тем самым ему был причинен моральный вред, который может быть компенсирован в размере 20 000 рублей, отвечая принципам разумности и справедливости. Просит взыскать с ответчика 51 237 рублей в счет понесения убытков на приобретение лекарства и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей ( л.д.4-6).
Истец Быков А.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы, изложенные в иске, в полном объеме. При этом он пояснил, что у него имеется <данные изъяты> заболевание. Он является ветераном труда и по этому основанию имеет право на получение лекарств бесплатно. В связи с этим ему в <данные изъяты> выписали лекарство <данные изъяты> в размере 240мг первоначально, а затем для поддержания лечения три раза надо было еще делать уколы по 80 мг. В Каширской ЦРБ ему выписали рецепт на 240 мг <данные изъяты>, но в льготной аптеке данного количества не оказалось и ему выдали по рецепту только 160 мг. Он ждал долго, но лекарство так не поступило в аптеку. Тогда он приобрел 80 мг за свой счет, т.к. нельзя было ждать, а курс лечения ему не изменили. После ударной дозы 240 мг, ему необходимо было поддерживать лечение, для чего в течение определенного времени делать 3 укола с лекарством <данные изъяты> по 80 мг каждый. В льготных аптеках Каширского района данного лекарства не было. Каширской ЦРБ указанное лекарство было заказано, но в аптеку оно так и не поступило. Из-за этого он вынужден был приобрести его за свой счет. Он обращался в различные инстанции по данному вопросу, но результат получен не был. Только когда он сделал последний укол, ему позвонили и сказали, что он может сделать укол в стационарном <данные изъяты> отделении больницы. В связи с тем, что не было в льготной аптеке необходимо лекарственного препарата, он испытывал физические и нравственные страдания, т.е. ему был причинен моральный вред. Без лекарственного препарата заболевание могло прогрессировать и он этого опасался. Просит иск удовлетворить.
Представители ответчика – ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Быков А.Е. был направлен на консультацию в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ консультирован в <данные изъяты> и врачом –<данные изъяты> рекомендовано лечение: <данные изъяты> 240мг п/к 1 раз в месяц, затем 80мг в месяц №. Контроль ПСА через 4 месяца. Таким образом, потребность пациента Быкова А.Е. в препарате <данные изъяты> 80 мг № составляет 6 упаковок на курс лечения. Как региональный льготополучатель Быков А.Е. обеспечивается льготными лекарственными препаратами согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 №890 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Больница не распоряжается лекарственными препаратами, которые поступают в аптечные пункты по льготному обеспечению. Быкову А.Е. был выписан рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 240 мг, но в таком количестве Быков не смог его получить, т.к в наличии было только 160 мг. Они сделали заявку на поставку лекарства, но оно так и не поступило. Все время они работали по этому вопросу и в сентябре они обнаружили этот препарат в аптеке <адрес> и в связи с этим обращались в Министерство здравоохранения о перемещении лекарственного препарата в <адрес>, но оно перемещено не было. Аналоги данного лекарственного препарата на остатках в аптечных пунктах ГБУ МО «Мособлмедсервис» также отсутствовали. Лекарственными препаратами, поступающими для льготного обеспечения, распоряжается Министерство здравоохранения Московской области. Рецепт Быкову был выписан один, других рецептов не выписывали, т.к. препарата <данные изъяты> в аптечных пунктах не было и Быков не имел возможности его приобрести бесплатно ( письменный отзыв на л.д. 41-42).
Привлеченное в качестве соответчика – Министерство здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. От него имеется письменный отзыв, согласно которому он исковые требования не признает. Быков А.Е. относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации. Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется Министерством в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки. Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области в ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно формируют и предоставляют плановую заявку на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе с Перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача ( фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р, на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях. Основанием предоставления необходимых лекарственных препаратов является оформленный в установленном порядке лечащим врачом рецепт. Определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача. Согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области, в базе данных которой числятся все выписанные лечащим врачом рецепты пациента, Быков А.Е. в ДД.ММ.ГГГГ был своевременно обеспечен по всем выписанным ему рецептам. Иных рецептов, согласно ЕРИС, Быкову А.Е. в установленном порядке оформлено не было. Таким образом, самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, в отсутствие оформленных в соответствующем порядке рецептов лечащего врача, не может являться основанием взыскания денежных средств с Министерства. В ДД.ММ.ГГГГ Быков А.Е., согласно данным ЕРИС, обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму 33 814руб. 33 коп. за счет средств регионального бюджета. В исковом заявлении факты, не находят своего подтверждения. Изложенные в исковом заявлении доводы истца не конкретизированы и не подтверждены, что противоречит ст. 56 ГПК РФ. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда не основаны на законе. Просит в иске отказать ( письменный отзыв на л.д.48-51)
Представитель 3-го лица – Государственного бюджетного учреждения Московской области «Мособлмедсервис» в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО <данные изъяты> Быкову А.Е. был рекомендательно назначен препарат <данные изъяты> Рекомендация не означает назначение препарата, решение о методе лечения и в том числе применяемых препаратах принимает только лечащий врач совместно с решением врачебной комиссии. Врачебная комиссия решила назначить \лечение пациенту и ДД.ММ.ГГГГ был выписан рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> а также сделала соответствующую заявку в территориальное управление координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № Министерства здравоохранения Московской области. Данное управление, в свою очередь собирает воедино информацию о поступивших в их адрес заявок и перенаправляет заявки на утверждение в Министерство здравоохранения МО. В дальнейшем, министерство сообщает об утверждении заявок на склад ГБУ МО «Мособлмедсервис», в свою очередь учреждение согласно утвержденной заявке направляет в свои аптечные пункты необходимые препараты в указанном количестве. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ при обращении в аптечный пункт ГБУ МО «Мособлсервис» Быкова А.Е., им были получены 2 из 3 флаконов препарата <данные изъяты> т.к. большего количества данного препарата в наличии не было. О количестве выданных препаратов можно узнать из программного продукта « Единая региональная информационная система», доступ к которому имеют все участники льготного лекарственного обеспечения. В дальнейшем Быков А.Е. к лечащему врачу не обращался и заявок в адрес ГБУ МО «Мособлмедсервис» на данный или иной препарат не поступало. ДД.ММ.ГГГГ по обращению истца в ГБУЗ МО <данные изъяты>, <данные изъяты> сменил рекомендацию по лечению пациента и порекомендовал использование иных препаратов – <данные изъяты> В соответствии с данными рекомендациями лечащий врач выписывал рецепты на вышеуказанные препараты. По всем рецептам в дальнейшем Быков А.Е. обслуживался полностью. Аптечные организации получают лекарственные препараты с фармацевтического склада только после получения последним заявки (плановой, дополнительной), направленной Министерством здравоохранения Московской области. Отсутствие лекарственных препаратов в аптеке не является виной аптечного пункта, выдать лекарство в его отсутствие невозможно. ГБУ МО «Мособлмедсервис» выполнил все обязательства в рамках полномочий по доставке и выдачи лекарственных препаратов ( письменный отзыв на л.д.76-78)
3-е лицо – Территориальное управление координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций №1 Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явилось. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещено. Мнение по иску не представил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Истец Быков А.Е. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> № (л.д.7). Он страдает <данные изъяты> заболеванием.
Справкой « ГБУЗ МО « <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Быков А.Е. посетил консультативно-диагностический центр указанного медицинского учреждения и ему был рекомендован для лечения лекарственный препарат <данные изъяты> 240 мг п/к 1 раз в месяц, затем 80 мг п/к 1 раз в месяц - №3 ( л.д.22).
Врачом ГБУЗ МО « Каширская ЦРБ» в соответствии с рекомендацией Быкову А.Е. был выписан рецепт на приобретение лекарственного средства <данные изъяты> 80мг в количестве 2, тогда как для укола ему необходимо было три дозы по 80 мг ( л.д. 60).
В связи с этим лечащим врачом ФИО2 ему было выдано направление в процедурный кабинет ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ», из которого следует, что Быкову А.Е. был введен лекарственный препарат <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ – 240мг, ДД.ММ.ГГГГ – 80 мг, ДД.ММ.ГГГГ – 80 мг, ДД.ММ.ГГГГ – 80 мг ( л.д.22)
Быков А.Е. обращался в различные учреждения по вопросу льготного обеспечения лекарственными препаратами, в том числе и в Министерство здравоохранения Московской области (л.д.13, 14,15,17,18-19). <данные изъяты> Из ответа Министерства здравоохранения Московской области в адрес Быкова А.Е. следует, что обеспечение его лекарственным препаратом <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ недостаточное. Принимая во внимание рекомендации врачей- специалистов государственного бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о применении лекарственного препарата <данные изъяты> 3,6мг п/к или <данные изъяты> 11,25 № или <данные изъяты> 22,5 №, врачом терапевтом участковым государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Каширская центральная районная больница» выписан рецепт на <данные изъяты> 3,6мг. Рецепт оставлен в аптечном пункте ГБУ МО « Мособлсервис» на обеспечении. Поставка препарата планируется ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14). ГБУЗ « Каширская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ сообщило Быкову А.Е., что на момент его обращения, лекарственного препарата <данные изъяты> в аптечных пунктах ГБУ МО « Мособлсервис» <адрес> нет в наличии. Препарат <данные изъяты> имеется в наличии в аптечном пункте ГБУ МО «Мособлсервис» <адрес>. Составлено письмо на имя министра здравоохранения Московской области с просьбой о перемещении данного препарата в аптечный пункт <адрес>. Ориентировочный срок поставки препарата ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.16). В письме территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном Министерству здравоохранения Московской области,
ГБУЗ « Каширская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ сообщило Быкову А.Е., что на момент его обращения, лекарственного препарата <данные изъяты> в аптечных пунктах ГБУ МО « Мособлсервис» <адрес> нет в наличии. Препарат <данные изъяты> имеется в наличии в аптечном пункте ГБУ МО «Мособлсервис» <адрес>. Составлено письмо на имя министра здравоохранения Московской области с просьбой о перемещении данного препарата в аптечный пункт <адрес>. Ориентировочный срок поставки препарата ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.16).
В письме территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном Министерству здравоохранения Московской области, Быкову А.Е. и Росздравнадзору указано, что необходимо в кратчайшие сроки принять меры по обеспечению Быкова А.Е. необходимыми лекарственными препаратами. Быкову А.Е. разъяснено, что компенсация денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в связи с необеспечением возможна в рамках гражданского судопроизводства, в связи с чем необходимо обратиться в прокуратуру или суд( л.д.18-19).
Из представленных Быковым А.Е. кассовых чеков следует, что им приобретен ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты> аптека <адрес>, лекарственный препарат <данные изъяты> 80мг №, стоимостью 12 499 рублей ( л.д.20, 23-24).
ДД.ММ.ГГГГ Быков А.Е. приобрел лекарственный препарат <данные изъяты> 80мг №, стоимостью 12 870 рублей в ООО <данные изъяты> <адрес> ( л.д.27-28)
ДД.ММ.ГГГГ Быков А.Е. приобрел лекарственный препарат <данные изъяты> 80мг №, стоимостью 12 870 рублей в ООО <данные изъяты> <адрес> ( л.д.29-30)
ДД.ММ.ГГГГ Быков А.Е. приобрел лекарственный препарат <данные изъяты> 80мг №, стоимостью 12 998 рублей в ООО <данные изъяты> <адрес> ( л.д.25-26).
ГБУЗ « Каширская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ обращалось к Министру здравоохранения Московской области с просьбой об осуществлении перемещения препарата <данные изъяты> из аптечного пункта № <адрес> в аптечный пункт № <адрес> ( л.д.62).
Из плановых и дополнительных заявок Единой региональной информационной системы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что лекарственный препарат <данные изъяты> имеется в плановой и дополнительной заявке на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.63-75).
В представленной Министерством здравоохранения Московской области выписке из ЕРИС следует, что врачом ГБУЗ МО « Каширская ЦРБ» ФИО2 выписан рецепт на препарат <данные изъяты> 80мг в количестве 2 и рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.52).
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 указанного Федерального закона РФ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 данного Федерального закона РФ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В силу п.п.3,5,14 ч.1 ст. 16 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу ст. 19 названного Федерального закона РФ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно ст. 37 настоящего Федерального закона РФ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (части 1, 2, 5).
В силу ч. 3 ст. 80 указанного Федерального закона РФ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
В перечне групп населения и категорий заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890, предусмотрено, что лицам, имеющим <данные изъяты> заболевания, лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с ч.2 ст.18 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006 - ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» лицам, страдающим социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Отпуск Быкову А.Е., назначенного лекарственного препарата произведен не был из-за отсутствия данного препарата в аптеке, в связи с этим, чтобы не прерывать назначенное ему лечение, истец приобретал указанный лекарственный препарат самостоятельно.
Представители ответчика ГБУЗ МО « Каширская ЦРБ» подтвердили, что лекарственный препарат <данные изъяты> в аптечной сети, осуществляющей отпуск лекарственных препаратов льготникам в городском округе Кашира Московской области, отсутствовал. Первоначально рецепт был выписан на то количество препарата <данные изъяты> которое имелось в аптеке, а затем ввиду его отсутствия рецепт не оформляли.
Таким образом, Быков А.Е. имел право на бесплатное получение за счет средств бюджета Московской области препарата <данные изъяты> отпуск которого должен производиться уполномоченными аптечными организациями на основании рецептов, выписываемых лечащим врачом истца.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994года № 890 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедшитх в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
На основании постановления Правительства Московской области от 19.12.2011г. № 1584/51 Министерство здравоохранения Московской области включено в перечень государственных заказчиков, осуществляющих самостоятельно функции по размещению заказов путем проведения открытых конкурсов, открытых аукционов, в том числе открытых аукционов в электронной форме, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Московской области.
Таким образом, функция по закупке лекарственных препаратов для обеспечения при амбулаторном лечении льготных категорий граждан по льготным рецептам была закреплена за Министерством здравоохранения Московской области. Для выполнения указанной выше функции Министерство здравоохранения Московской области обязано проводить соответствующие аукционы, по итогам которых заключать государственные контракты на поставку медикаментов и оплачивать их исполнение за счет средств областного бюджета.
Лекарственное средство <данные изъяты> отсутствовало в аптечной организации Московской области, в связи с чем Быкову А.Е. не был произведен его отпуск на бесплатной основе за счет средств бюджета Московской области, что привело к нарушению его прав.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При прохождении лечения Быкову А.Е. лечащим врачом в лечебном учреждении был назначен и рекомендован ему для применения в определенной дозировке, однако бесплатно указанный лекарственный препарат в полном объеме предоставлен не был
В связи с необеспечением лекарственным препаратом « фирмагон» Быков А.Е. для поддержания своего здоровья приобрел данный препарат за счет собственных средств.
Он неоднократно обращался в различные учреждения, в том числе и Министерство здравоохранения Московской области по вопросу обеспечения его назначенным лекарственным препаратом, но вопрос так и остался неразрешенным.
Представители ответчика ГБУЗ « Каширская ЦРБ» ссылаются на оформление заявки на поставку лекарственного средства <данные изъяты> но его не было, вследствие чего рецепты Быкову А.Е. они не оформляли.
Отсутствие в аптечной сети лекарственного препарата и непредоставление лекарственного препарата в рекомендованной врачом дозировке, не должно ограничивать право Быкова А.Е. на получение социальных гарантий, иное повлекло бы нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Учитывая указанные выше правовые нормы, суд находит требования истца обоснованными.
Обязанность по организации обеспечения Быкова А.Е. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Московской области.
Разрешая исковые требования Быкова А.Е., суд учитывает следующее.
Согласно положениям статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При этом финансовый орган выступает от имени ответчика только в том случае, если эта обязанность не возложена на другой орган.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.
На основании п.14.7 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28 следует, что являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, Министерство здравоохранения уполномочено выступать в суде, арбитражном суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий ( бездействия) Министерства или его должностных лиц.
Из положений п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ следует, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту российской Федерации.
При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство здравоохранения Московской области.
Общая сумма денежных средств, затраченных Быковым А.Е. на приобретение лекарственного препарата составляет 51 237 рублей (12499руб.+ 12 870руб. + 12870руб. +12998руб.), которая подлежит взысканию с ответчика.
Оснований для удовлетворения требований, заявленных к ГБУЗ МО « Каширская центральная районная больница» не имеется.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, ссылаясь на физические страдания и нравственные переживания в связи с опасностью прогрессирования имеющегося у него заболевания.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага ( жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой §4 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994г. №10 « Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд исходит из нарушения права Быкова А.Е. на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно и определяет компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей 00 копеек, вследствие чего удовлетворяет данные требования частично.
По мнению суда, установленный размер компенсации морального вреда согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (ст.21 и ст.53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Быкова <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Быкова <данные изъяты> денежные средства за самостоятельно приобретенные лекарственные средства в размере 51 237 ( пятьдесят одна тысяча двести тридцать семь) рублей 00 копеек и денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 ( пять тысяч) рублей 00 копеек, а всего 56 237 ( пятьдесят шесть тысяч двести тридцать семь) рублей 00 копеек.
В исковых требованиях заявленных к ГБУЗ Московской области «Каширская ЦРБ» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С. А. Аладышева