64RS0044-01-2022-005036-70
Решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2022 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Хисяметдиновой В.М.,
при помощнике Кабышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варыпаевой Н. В. к нотариусу Яковлевой Н. Н., нотариусу Жогиной С. М., Левиной З. П. о признании недействительным завещания,
установил:
Варыпаева Н.В. обратилась в суд с иском к нотариусу Яковлевой Н.Н., нотариусу Жогиной С.М., Левиной З.П. о признании недействительным завещания.
В обоснование заявленных требований указано, что тетя истца Цыцына В.А. умерла <Дата>, истец является наследником по закону. Истец обратилась с заявлением о принятии наследства, в ходе ознакомления с наследственным делом истцу стало известно о наличии завещания Цыцыной В.А. от <Дата>, удостоверение которого является незаконным и нарушающим права истца как наследника по закону. В частности, завещание удостоверено <Дата> Жогиной С.М., которая наделена полномочиями нотариуса только <Дата>, соответственно, на дату оформления завещания Жогина С.М. нотариусом не являлась и не имела полномочий совершать удостоверительную надпись на завещании. Кроме того, Жогина С.М. на дату оформления завещания не имела личной печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, а подпись лица, удостоверившего завещанию, не заверена печатью, поскольку завещание удостоверено Жогиной С.М., а оттиск печати нотариуса Яковлевой Н.Н. Таким образом, завещание является ничтожным. Кроме того, в завещании отсутствуют сведения о наследнике, позволяющие однозначно установить физическое лицо. Истец полагает, что завещание является мнимой сделкой, поскольку Цыцына В.А. не указала место рождения наследника, место жительства, место работы, родственные или другие отношения, а также любой идентификатор гражданина. Истец указывает, что завещание является ничтожным по основаниям ст. 1124 ГК РФ в связи с несоблюдением формы удостоверения нотариусом, по основаниям ст. 163 ГК РФ по основанию несоблюдения нотариальной формы сделки, и по основаниям ст.170 ГК РФ как мнимая сделка.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Ответчики Левина З.П., нотариус Яковлева Н.Н. возражали против удовлетворения иска.
Ответчик нотариус Жогина С.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание должно быть совершено лично.
На основании ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 настоящего Кодекса.
Несоблюдение установленных настоящим Кодексом правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания.
Составление завещания в простой письменной форме допускается только в виде исключения в случаях, предусмотренных статьей 1129 настоящего Кодекса.
На завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1126 настоящего Кодекса.
В силу п. 1, 2 ст. 1125 ГК РФ (в редакции на 30.04.2015) нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и другие).
При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание статьи 1149 настоящего Кодекса и сделать об этом на завещании соответствующую надпись (п. 6 ст. 1125 ГК РФ).
В силу ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что <Дата> умерла Цыцына В.А.,
<Дата> г.р., приходившаяся истцу согласно представленным документам двоюродной тетей.
<Дата> Варыпаева Н.В. обратилась к нотариусу Яковлевой Н.Н. с заявлением о принятии наследства по закону.
Согласно материалам наследственного дела <№> <Дата> к нотариусу с заявлением о принятии наследства по завещанию обратилась Левина З.П., <Дата> года рождения.
Как следует из завещания №<адрес>2 от <Дата>, удостоверенного
Жогиной С.М., временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа город Саратов Саратовской области Яковлевой Н.Н., Цыцына В.А. завещала все имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, Левиной З.П., <Дата> года рождения.
Цыцыной В.А. на день смерти принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Завещание Цыцыной В.А. от <Дата> удостоверено Жогиной С.М., временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа город Саратов Саратовской области Яковлевой Н.Н.
Из материалов дела следует, что <Дата> Жогиной С.М. Министерством юстиции РФ выдана лицензия на осуществление нотариальной деятельности с указанием на осуществление нотариальной деятельности при наличии приказа ГУ ФРС Министерства юстиции РФ по субъекту РФ. Данные обстоятельства подтверждаются также выпиской из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, представленной истцом из Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области.
Согласно совместному решению <№> Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области и Ассоциации нотариусов «Саратовская областная нотариальная палата» от <Дата> на период отсутствия (отпуска, болезни, других уважительных причин) нотариуса нотариального округа г.Саратов Саратовской области Яковлевой Н.Н. полномочиями нотариуса наделен помощник нотариуса Жогина С.М., имеющая лицензию на право нотариальной деятельности, с <Дата> по <Дата>.
С <Дата> по <Дата> нотариус Яковлева Н.Н. находилась на курсах повышения квалификации в ФГБОУ ВПО «Российская академия Министерства юстиции РФ», в связи с чем на основании приказа <№> л/с от <Дата> обязанности нотариуса в указанный период исполняла помощник Жогина С.М.
В соответствии со ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (в редакции на дату составления и удостоверения завещания) замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие.
Согласно ст. 19.1 Основ помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).
Права и обязанности помощника нотариуса определяются настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором между нотариусом и помощником нотариуса.
Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия, в том числе действия, указанные в части четвертой статьи 19.2 настоящих Основ.
В случаях и в порядке, которые установлены настоящими Основами, помощник нотариуса замещает временно отсутствующего нотариуса.
Согласно ст. 57 Основ нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан, составленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и лично представленные ими нотариусу. Удостоверение завещаний через представителей не допускается.
На дату удостоверения завещания действовало Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, утв. Решением Правления ФНП от 10.12.2008.
Согласно п. 1 указанного Положения лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальный орган) совместно с нотариальной палатой соответствующего субъекта.
В силу п. 4 Положения помощник нотариуса может временно замещать нотариуса, с которым состоит в трудовых отношениях при наделении его в установленном порядке полномочиями нотариуса, он может быть также в течение календарного года наделен полномочиями для временного исполнения обязанностей других нотариусов в период их временного отсутствия по уважительным причинам.
В соответствии с п. 13 Положения основаниями для замещения нотариуса в период его временного отсутствия по уважительным причинам могут быть, в том числе участие в деятельности нотариального сообщества (собрания, участие в работе учебно-методических семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов, конгрессов, курсов повышения квалификации в различных формах как на территории РФ, так и за ее пределами, организуемых нотариальным сообществом).
Согласно п. 19, 20 Положения лицо, временно замещающее нотариуса в период его временного отсутствия по уважительным причинам, совершает нотариальные действия, предусмотренные законодательством, исполняет иные права и обязанности, возложенные на нотариуса.
При совершении нотариальных действий временно замещающее нотариуса лицо использует личную печать, штампы и бланки нотариуса, которого замещает, регистрирует нотариальные действия в реестре регистрации нотариальных действий замещаемого нотариуса. Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, в оформляемых им нотариальных документах слова "нотариус", "нотариусом" заменяет словами "временно исполняющий (исполняющим) обязанности нотариуса" (с указанием фамилии, имени, отчества нотариуса и наименования соответствующего нотариального округа), а также указывает свои фамилию, имя, отчество.
Личная печать, штампы, бланки и реестр для регистрации нотариальных действий передаются нотариусом лицу, его замещающему, по акту.
Как установлено судом и следует из материалов дела, завещание Цыцыной В.А. соответствует требованиям, предъявляемым ст.ст. 1124, 1125 ГК РФ, удостоверено временно исполняющим обязанности нотариуса Жогиной С.М., имеющей лицензию на осуществление нотариальной деятельности, при наличии соответствующего решения территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации совместно с нотариальной палатой субъекта.
С учетом изложенного доводы стороны истца о ничтожности завещания ввиду несоблюдением формы удостоверения нотариусом, несоблюдения нотариальной формы сделки, не подтверждены и являются необоснованными.
Доводы истца о недостаточности сведений, указанных в завещании, для идентификации лица, в пользу которого совершено завещание, не могут служить основанием для признания завещания недействительным, поскольку законом такие обстоятельства не предусмотрены в качестве оснований недействительности завещания.
Свои права на наследственное имущество заявила единственная Левина З.П., являющаяся ответчиком по данному делу. Суду не представлено стороной истца каких-либо доказательств, подтверждающих наличие иных лиц, имеющих такое же имя, включая фамилию, имя и отчество, претендующих на наследство по завещанию после смерти Цыцыной В.А.
Законом не предусмотрена обязанность нотариуса указывать в завещании степень родства наследников с наследодателем, их место рождения, жительства и паспортные данные, в связи с чем доводы истца об отсутствии сведений, позволяющих обеспечить идентификацию наследников, признаются судом несостоятельными.
Истец также ссылается на недействительность завещания по основанию мнимости.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу п. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
По смыслу приведенной нормы права, стороны мнимой сделки при ее заключении не имеют намерения устанавливать, изменять либо прекращать права и обязанности ввиду ее заключения, то есть стороны не имеют намерений ее исполнять либо требовать ее исполнения.
При этом следует учитывать, что стороны такой сделки могут придать ей требуемую законом форму и произвести для вида соответствующие регистрационные действия, что само по себе не препятствует квалификации такой сделки как ничтожной на основании п.1 ст. 170 ГК РФ.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении требования о признании той или иной сделки мнимой, является установление того, имелось ли у каждой стороны сделки намерение реально совершить и исполнить соответствующую сделку.
Оснований и для признания завещания недействительным по статье 170 Гражданского кодекса Российской Федерации по мотиву мнимости, на которую ссылался истец, суд не усматривает. Каких-либо доказательств мнимости истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено. При этом суд, оценивая реальность намерения наследодателя на совершение завещания, принимает во внимание, что наследодатель лично обратилась к нотариусу, выразила свою волю, завещание удостоверено в установленном законом порядке.
Оспариваемое завещание удостоверено в соответствии с установленными требованиями, является действительной сделкой, направленной на создание соответствующих правовых последствий, подписано завещателем. Цыцына В.А. вправе была распоряжаться принадлежащим ей имуществом по своему усмотрению, никаких препятствий для распоряжения у нее, как собственника, не имелось.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» завещания относятся к числу недействительных вследствие ничтожности при несоблюдении установленных ГК РФ требований: обладания гражданином, совершающим завещание, в этот момент дееспособностью в полном объеме (пункт 2 статьи 1118 ГК РФ), недопустимости совершения завещания через представителя либо двумя или более гражданами (пункты 3 и 4 статьи 1118 ГК РФ), письменной формы завещания и его удостоверения (пункт 1 статьи 1124 ГК РФ), обязательного присутствия свидетеля при составлении, подписании, удостоверении или передаче завещания нотариусу в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 1126, пунктом 2 статьи 1127 и абзацем вторым пункта 1 статьи 1129 ГК РФ (пункт 3 статьи 1124 ГК РФ), в других случаях, установленных законом.
При рассмотрении требований о признании завещания недействительным по заявленным стороной истца основаниям, обстоятельства, на которые ссылалась сторона истца в процессе рассмотрения дела, своего подтверждения не нашли.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, как не обоснованных.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Варыпаевой Н. В. к нотариусу Яковлевой Н. Н., нотариусу Жогиной С. М., Левиной З. П. о признании недействительным завещания отказать.
По вступлении в законную силу решения суда отменить меры по обеспечению иска, принятые на основании определения Заводского районного суда г.Саратова от <Дата>, в виде приостановления выдачи свидетельства о праве на наследство по наследственному делу <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2022 года.
Судья В.М. Хисяметдинова