Дело № 5-1/2018
Постановление
по делу об административном правонарушении
г. Звенигово 12 января 2018 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием: государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району Е.А.Е., защитника администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» (далее – администрации МО «Городское поселение Звенигово») Принцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Городское поселение Звенигово»,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении № от <дата> администрация МО «Городское поселение Звенигово» не обеспечила соблюдение требований по обеспечению безопасности при содержании дорог при следующих обстоятельствах:
<дата> администрация МО «Городское поселение Звенигово», являясь юридическим лицом, ответственным за эксплуатационное состояние улично-дорожной сети в <адрес> Республики Марий Эл, нарушила требования п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения Российской Федерации, п.п. 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п.п. 6.1, 6.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», которые выразились в отсутствии предусмотренной проектом организации дорожного движения горизонтальной дорожной разметки 1.5, 1.7 у домов № и № по <адрес> Республики Марий Эл.
Данные действия юридического лица государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Е.А.Е. квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и в отношении администрации МО «Городское поселение Звенигово» возбуждено дело об административном правонарушении.
В качестве доказательств вины администрации МО «Городское поселение Звенигово» в совершении административного правонарушения административным органом приведены: протокол об административном правонарушении № от <дата>; акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от <дата>; фототаблицей к акту от <дата>; письменные объяснения С.М.М. от <дата>, Ц.Т.А. от <дата>; устав МО «Городское поселение Звенигово»; рапорт государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Е.А.Е. от <дата>; сведения о государственной регистрации МО «Городское поселение Звенигово» и постановке на учет в налоговом органе; проект организации дорожного движения на улицах <адрес> и иные материалы дела.
В судебное заседание законный представитель администрации МО «Городское поселение Звенигово», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явился, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, обеспечил участие в нем защитника Принцеву А.В.
В судебном заседании защитник администрации МО «Городское поселение Звенигово» Принцева А.В. с выявленными нарушениями согласилась, вместе с тем сообщила о том, что администрацией были приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, пояснила, что на несение предусмотренной проектом организации дорожного движения горизонтальной дорожной разметки 1.5, 1.7 у домов № и № по <адрес> денежных средств в бюджете ранее предусмотрено не было, в связи с чем в ноябре 2016 года администрация обратилась к Собранию депутатов МО «Городское поселение Звенигово» с просьбой выделения дополнительных 250000 рублей на нанесение указанной выше разметки, в чем администрации было отказано по причине отсутствия дополнительных поступлений в бюджет МО «Городское поселение Звенигово», в связи с чем нанести дорожную разметку в 2017 году не представилось возможным по независимым от администрации причинам. Просит по этим основаниям дело об административном правонарушении прекратить.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Е.А.Е. указал, что представленными материалами полностью доказана вина администрации МО «Городское поселение Звенигово» в несоблюдении требований по содержанию автомобильных дорог на территории городского поселения, в ведении которой они находятся.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела и дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, за что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом этого правонарушения является безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, правила по охране дорог и дорожных сооружений.
Объективная его сторона выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от <дата>, в ходе оформления дорожно-транспортного происшествия, произошедшего <дата> около 18 часа, у домов № и № по <адрес> Республики Марий Эл, установлено отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.5 и 1.7, предусмотренной проектом организации дорожного движения.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог предполагает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 34 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Этим же законом установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
В соответствии с пунктами 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
При этом к техническим средствам организации дорожного движения ГОСТ Р 52289-2004 от 15 декабря 2004 года относит дорожные знаки, разметку, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства.
В связи с этим, нанесение разметки и поддержание ее в надлежащем состоянии отнесено законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Устава МО «Городское поселение Звенигово» следует, что к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с проектом организации дорожного движения на <адрес> около домов № и № должна быть нанесена горизонтальная дорожная разметка 1.5 и 1.7.
Таким образом, нанесение дорожной разметки на автодорогах местного значения, является обязанностью администрации МО «Городское поселение Звенигово», направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Отсутствие <дата> у домов № и № по <адрес> предусмотренной проектом организации дорожного движения горизонтальной дорожной разметки 1.5 и 1.7 подтверждается актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от <дата>, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении и не оспаривается самим юридическим лицом.
В связи с этим, действия администрации МО «Городское поселение Звенигово», правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи со следующим.
Так, ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно представленным материалам, в бюджете МО «Городское поселение Звенигово» расходы на нанесение горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной проектом организации дорожного движения, не предусмотрены. В связи с этим, <дата> администрация МО «Городское поселение Звенигово» обращалась к Собранию депутатов МО «Городское поселение Звенигово» с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств в размере 250000 рублей для нанесения в 2017 году горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной проектом организации дорожного движения, однако в выделении данных денежных средств администрации было отказано по причине отсутствия дополнительных поступлений в бюджет МО «Городское поселение Звенигово», что объективно подтверждается письмом главы администрации МО «Городское поселение Звенигово» Ц.Т.А. от <дата>, письмом Председателя Собрания депутатов МО «Городское поселение Звенигово» от <дата>, письмом главы администрации МО «Городское поселение Звенигово» Ц.Т.А. от <дата>, письмом Председателя Собрания депутатов МО «Городское поселение Звенигово» от <дата>.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Городское поселение Звенигово» подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации МО «Городское поселение Звенигово» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
О принятом решении уведомить заинтересованных лиц, направить им копии постановления.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Смирнов