Решение по делу № 33-9285/2023 от 05.12.2023

Дело № 33-9285/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2023 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Раковского В.В.,

при секретаре Лоблевской Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Деревянко Р.Е. на определение Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) о назначении экспертизы в части возложения расходов по ее оплате

установил:

АО «СОГАЗ» обратилось в суд с исковым заявлением к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Деревянко Р.Е. о признании заключения об установлении инвалидности незаконным, признании заявленного события от (дата) не страховым случаем, в обоснование требований, указав, что (дата) между истцом и Деревянко Р.Е. был заключен договор по ипотечному страхованию со сроком страхования в 12 месяцев с даты его заключения. Выгодоприобретателем первой очереди по договору страхования является ПАО Сбербанк в пределах непогашенной задолженности по кредитному договору, определенной на дату наступления страхового случая, в оставшейся части - Деревянко Р.Е. Страховое покрытие по договору страхования распространяется в том числе на случаи установления застрахованному лицу I или II группы инвалидности в течение срока действия договора страхования или не позднее, чем 180 дней после его окончания, в результате несчастного случая или заболевания, произошедших в течение срока действия полиса. При этом, пунктами 7.4.1 и 7.4.3 правил страхования, на основании которых заключен договор, предусмотрено право страховщика по проверке сообщенной страхователем информации, выполнения последним требований правил и договора страхования, на запрос документов (дополнительных сведений, связанных со страховым случаем у страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя), учреждений, организаций и граждан, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая, а также право на самостоятельное выяснение причин и обстоятельств заявленного события (страхового случая). В период действия договора страхования (дата) на основании протокола и акта проведения медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Бюро ) Деревянко Р.Е. на была установлена инвалидность без его очного освидетельствования. (дата) Деревянко Р.Е. обратился в АО «СОГАЗ» с заявлением о наступлении события, обладающего признаками страхового случая. В рамках рассмотрения данного заявления у истца возникли сомнения в обоснованности решения Бюро МСЭ с учетом ведения застрахованным лицом прежнего образа жизни, отсутствием обращений Деревянко Р.Е. в период до заключения договора страхования в медицинские учреждения с жалобами на здоровье, послужившими основанием для установления ему инвалидности, его возражениями против очного освидетельствования. С учетом выводов проведенной истцом экспертизы в целях проверки наступления страхового случая полагают, что группа инвалидности Деревянко Р.Е. была установлена необоснованно, а медико-социальная экспертиза проведена с нарушением правил признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата). Считают также, что решение МСЭ нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет неправомерное возложение на АО «СОГАЗ» обязанности по выплате страхового возмещения на основании договора страхования и приведет к недобросовестному обогащению застрахованного лица.

Просит суд признать заключение Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении Деревянко Р.Е. группы инвалидности, оформленное актом (дата)/2022 медико-социальной экспертизы гражданина от (дата) незаконным, взыскать с ответчика в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 6 000 рублей.

Определением Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) по рассматриваемому гражданскому делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:

Имелись ли ограничения основных категорий жизнедеятельности у Деревянко Р.Е. по состоянию на (дата), если имелись, то какие и какова степень их выраженности? Подтверждается ли поставленный Деревянко Р.Е. диагноз (глаукома) и степень нарушения функций проведенным исследованием?

Имелись ли основания для признания Деревянко Р.Е. инвалидом по состоянию на (дата), если имелись, то какой группы?

Производство экспертизы поручено экспертам ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». Расходы по проведению экспертизы возложены на истца

На определение суда о назначении судебной экспертизы Деревянко Р.Е. подана частная жалоба, в которой просит указанное определение отменить в части возложения оплаты экспертизы.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения суда первой инстанции, исходя из доводов частной жалобы, с учетом положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении частной жалобы без извещения и вызова лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Со ссылкой на положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции возложил на АО «СОГАЗ» расходы по проведению экспертизы, поскольку представителем истца было заявлено соответствующее ходатайство.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться данными выводами.

Частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

В соответствии с частью 3 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (пункт 1 статьи 9.1 Федерального закона от (дата) № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

По смыслу изложенного, если эксперт, специалист, переводчик государственного учреждения, обладающие специальными знаниями в определенной области, осуществляют по поручению суда работу, которая непосредственно входит в их служебные обязанности как работников государственного учреждения, то вознаграждение им за выполнение этой работы не выплачивается.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от (дата) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу абзаца второго преамбулы названного Федерального закона предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Федерального закона от (дата) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от (дата) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от (дата) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Постановление Правительства РФ от (дата) «О признании лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.

Пунктом 2 Правил установлено, что признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от (дата) н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы», предусмотрено бесплатное оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (пункт 47 этого Порядка).

Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от (дата) н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» предусмотрено, что Федеральное бюро в числе прочих функций оказывает услугу по проведению медико-социальной экспертизы гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро; осуществляет контроль за решениями главных бюро. В пункте 47 названного Порядка указано, что оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно.

Из приведенных нормативных положений следует, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, к которым относятся бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, главные бюро медико-социальной экспертизы и Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Проведение названными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы гражданина для определения его потребностей в мерах социальной защиты является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется данными учреждениями бесплатно.

Таким образом, с учетом правового регулирования организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и положений части 3 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведение Федеральным бюро медико-социальной экспертизы гражданина, производится бесплатно, поскольку осуществление такой экспертизы гражданина входит в функциональные обязанности Федерального бюро.

При таких обстоятельствах, принятое судом определение подлежит отмене в части возложения на АО «СОГАЗ» обязанности по несению расходов по оплате производства экспертизы.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 330, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) в части возложения расходов на проведение экспертизы на истца акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» отменить.

Председательствующий судья

33-9285/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района г. Оренбурга
АО Страховое общество газовой промышленности
Ответчики
Федеральное казенное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области
Деревянко Роман Евгеньевич
Другие
САО РЕСО-гарантия
ПАО Сбербанк
Суд
Оренбургский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Передано в экспедицию
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее