16RS0046-01-2022-008788-93
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 августа 2022 года г.Казань, Республика Татарстан
Вахитовский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Трегуловой К.К.,
при секретаре Булатовой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Казани в интересах несовершеннолетней ФИО13, к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом по жизненным показаниям,
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района г.Казани в интересах ФИО14, ... года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом по жизненным показаниям.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Советского района г.Казани по обращению ФИО15 Л.Р. в интересах ФИО16 Я.Н., ... года рождения, проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в сфере обеспечения лекарственными препаратами. ФИО17 Я.Н. согласно справке ... имеет статус ребенка-инвалида, ей установлен диагноз: ФИО18. По результатам проведенной в ДРКБ МЗ РТ «Детская поликлиника № 3» г.Казани врачебной комисии от .... принято решение о назначении несовершеннолетней ФИО19 Я.Н. лекарственных препаратов: ...) 10мг.- 20 шт. ( блистеры 5 шт. в упаковке) ( на 12 месяцев – 2 упаковки препарата), ... раствор ректальный ( микроклизмы) 4 мг/мл – 5 шт. ( на 12 месяцев – 22 упаковки).Согласно ответу Министерства здравоохранения РТ лекарственные препараты ... не входят в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, рассмотрение вопроса организации обеспечения ФИО20 Я.Н. вышеуказанными лекарственными препаратами возможно при выделении дополнительных денежных средств. Просит суд обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ФИО21 Я.Н.,... года рождения, лекарственными препаратами ...) в необходимом объёме и дозировке рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата.
Представитель истца ФИО22 Т.В. в судебном заседании иск поддержала, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что после подачи иска в суд стали выделяться лекарственные препараты. Несмотря на то, что на данный момент ребенок обеспечен лекарственными препаратами, полагает, что требование подлежит удовлетворению, поскольку обеспечение лекарственными препаратами требуется на постоянной основе.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Татарстан ФИО23 Т.А. иск не признала и пояснила, что несовершеннолетняя ФИО24 Я.Н. наблюдается в ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ». Относится к льготным категориям граждан федерального уровня ответственности. Ребенок-инвалид. Врачебной комиссией ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» от ... назначены лекарственные препараты .... Обеспечение льготных категорий граждан федерального уровня ответственности, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в рамках перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р (с изменениями от 23.12.2021 №3781-р). Указанные лекарственные препараты в указанный перечень не включены. Министерством здравоохранения Республики Татарстан направлены обращения в адрес Премьер-министра Республики Татарстан А.В.ФИО25 о выделении дополнительных денежных средств для организации лекарственного обеспечения ФИО26 Я.Н. лекарственными препаратами .... Согласно Положению, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011 № 1052, Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовывает свою работу, в том числе по обеспечению населения лекарственными средствами за счет средств, предусмотренных в соответствующем бюджете, и не вправе принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходов бюджета, не предусмотренных Законом о бюджете, а также заключать соответствующие государственные контракты в целях обеспечения лекарственными препаратами без выделения необходимых финансовых средств на указанные цели. На данный момент ФИО27 Я.Н. обеспечена лекарственными препаратами. Министерство здравоохранения РТ организует льготное лекарственное обеспечение согласно тем средствам, которые выделяются федеральным бюджетом. На тот момент денежные средства на закуп данного препарата не были выделены.
Третье лицо ФИО28 Л.Р. в судебном заседании просила исковые требования прокурора Советского района г.Казани удовлетворить, пояснив, что без данного препарата ребенок не может существовать, у нее постоянные эпилептические приступы. Они приобретают лекарственные препараты на свои средства. Им сказали, что выделены препараты на месяц, но они пока ничего не получили.
Представитель третьего лица ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ» ФИО29. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, пояснив, что поддерживает позицию Министерства здравоохранения РТ, детская поликлиника по адресу: г.Казань, ул.Бигичева, д.20, является обособленным подразделением ГАЗ «Детская республиканская клиническая больница».
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Татарстан в суд не явился, представил отзыв, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, о дне и времени судебного заседания извещен, отзыв не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
Материнство и детство, семья находится под защитой государства (статья 38 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац 3 части 2 статьи 4 Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, включая социальное обеспечение, находятся в совместной ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Положениями статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.
В силу пункта 5 части 1 указанной статьи организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО30 Я.Н., ... года рождения, имеет статус ребенка-инвалида, инвалидность установлена повторно .... до .... (л.д.9,10).
Согласно выписке из истории развития ребенка ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ» поликлиника № 3несовершеннолетняя ФИО31 Я.Н. наблюдается с месячного возраста у невролога, с 5 месяцев появились приступы в виде спазмов, в апреле 2018 года назначены противоэпилептические препараты, без положительного эффекта, назначены препараты ..., оформлена заявка через врачебную комиссию 12.08.2019г. .... консультирована неврологом-эпилептологом, диагноз: ФИО32 назначен .... Протоколом ... от .... заседания врачебной комиссии ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» назначен ...) 10 мг № 30 табл. В упаковке, 12 упаковок в год. В настоящее время у ребенка ежедневные дискинезии в руках по типу хореатетоза. Также присутствуют ежедневные эпилептические приступы ( спазмы, тонические приступы).(л.д.13).
Из протокола ... от .... заседания врачебной комиссии ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» следует, что комиссия ДРКБ, в связи с неэффективностью применения у пациента ФИО33 Я.Н. иных зарегистрированных препаратов приняла решение о необходимости ввоза к индивидуальному применению по жизненным показаниям лекарственный препарат ...) 10 мг № 30 табл. В упаковке, 12 упаковок в год. ( л.д.18).
После консультации невролога-эпилептолога ФИО34 П.А. от .... врачом рекомендовано: ... 5 мг ( на ночь) – длительно, постоянно, при сериях приступов более 15 минут – введение ... 5 мг ( ректально или в/м). ...г. проведена консультация врача невролога ФИО35 П.А., рекомендовал ... 5 мг ( на ночь) длительно, постоянно, при сериях приступов более 10 минут – введение ... 5 мг. ( л.д.20-23).
... врачом неврологом подтвержден установленный диагноз и рекомендовано аналогичное лечение лекарственными препаратами .... ( л.д.26-27).
Согласно протоколу ... от ... заседания врачебной комиссии ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» подкомиссии по льготному лекарственному обеспечению ФИО36 Я.Н. показано обеспечение лекарственными препаратами: ... таблетки 10 мг 20 шт. – блистеры 5 шт. в упаковке, ... раствор ректальный 4 мг/мл 5 мл – микроклизмы ( 5 шт.) ректально 5 мг для купирования длительных приступов, на 12 месяцев – 22 упаковки. ( л.д.14).
На обращения матери ФИО37 Я.Н. - ФИО38 Л.Р. по вопросу лекарственного обеспечения ребенка Министерством здравоохранения Республики Татарстан был дан ответ о том, что лекарственные препараты ... в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов ( ЖНВЛП), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019г. ; 2406-р ( с изменениями от 23.12.2021г.) не включены. Для организации льготного лекарственного обеспечения Я.Н. ФИО39 требуется выделение дополнительных денежных средств. При выделении дополнительных денежных средств лекарственное обеспечение ребенка будет организовано. ( л.д.28).
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2022г. № 1546-р постановлено Министерству здравоохранения Республики Татарстан обеспечить оплату расходов за счет средств, предусмотренных в Законе РТ от 25.11.2021г. № 86-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2022 года и на плановый период 2021 и 2024 годов» по ведомству «Министерство Республики Татарстан» на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами, в том числе ФИО40.Н. ( лекарственные препараты- ...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В силу ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Потребность в лекарственных средствах граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется Министерством здравоохранения Республики Татарстан на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.
В соответствии с разделом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011г. № 1052 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан» одной из основных задач Министерства является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан.
На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции – разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования ( абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения РТ).
Таким образом, реализация государственной политики в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложено на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Согласно п.1.3 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии со ст.15 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с абзацем 12 п.4.4 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязано организовывать обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с вышеизложенными нормами права, принимая во внимание, что Кабинетом Минитров РТ дано распоряжение о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения ФИО41 Я.Н. лекарственным препаратом ..., вместе с тем, в настоящее время ФИО42 Я.Н. не получила назначенные лекарственные препараты, учитывая характер заболевания, при котором при отсутствии регулярного применения указанных лекарственных препаратов возможны негативные последствия для здоровья и жизни несовершеннолетнего ребенка, с целью процессуальной экономии, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований об обязании обеспечить ФИО43 Я.Н. лекарственными препаратами ... в объеме и дозировке, предусмотренными в объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.
Тот факт, что в настоящее время Кабинетом Министров Республики Татарстан дано распоряжение о финансировании лекарственного обеспечения, в том числе ФИО44 Я.Н. на определенную сумму, также основанием к отказу в иске не является, так как указанные лекарственные препараты подлежат применению длительно и постоянно, и обеспечение данными лекарственными препаратами должно быть организовано постоянно в установленном законом порядке.
Ссылка представителя ответчика на Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2022г. № 16630р, как на разрешение спора об обеспечении несовершеннолетней ФИО45 Я.Н. необходимыми лекарственными препаратами, также основанием к отказу в иске не является, так как исполнение данного Распоряжения предусматривает организационные мероприятия, в том числе по внесению изменений в Закон РТ о бюджете, организации закупки и т.д., имеющие длительный характер, тогда как необходимость применения препаратов ФИО46 Я.Н. ежедневная.
Руководствуясь статьями 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан, ИНН ..., ОГРН ... организовать обеспечение на постоянной основе по жизненным показаниям ФИО47, ... года рождения, уроженки ..., лекарственными препаратами ...), предусмотренными в объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата ФИО48, ... года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вахитовский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Судья - К.К.Трегулова