Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Береговой М. Е. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Береговая М.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указала, что в 1944 году прабабка истца Крутских В.Р. получила спорный дом как колхозник-переселенец, что подтверждается записями в похозяйственных книгах. После смерти Крутских В.Р. наследство приняла ее дочь Крутских (Тозлиян) М.С. В свою очередь после смерти Крутских (Тозлиян) М.С. наследство принял ее сын Тозлиян А.Н., который при жизни составил завещание, которым завещал все свое имущество истцу Береговой М.Е. Однако, нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с тем, что право собственности наследодателя не было зарегистрировано.
В судебном заседании истец Береговая М.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил в материалы дела письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь положениям ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 1206 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с возникновением права собственности на спорный дом, подлежат применению положения ранее действовавшего на территории города Севастополя законодательства Украины.
Постановлением ЦИК и СНК СССР «О льготах по сельскохозяйственному переселению» от ДД.ММ.ГГГГ на советы народных комиссаров союзных и автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты возложена обязанность в местах вселения переселенцев передавать из имеющихся в колхозах и у сельских советов свободных построек каждой переселенческой семье отремонтированный дом с надворными постройками и усадьбой. По истечении пяти лет беспрерывной работы переселенца в колхозе, находящийся в его пользовании дом и надворные постройки передаются в личную собственность переселенца.
Постановлением Государственного комитета обороны «О переселении колхозников в районы Крыма» №ГКО-6372с от ДД.ММ.ГГГГ на Совнарком Крымской АССР (т. Кабанова) и обком ВКП(б) (т. Тюляева) возложена обязанность передать земли бывших татарских, болгарских и других выселенных колхозов с имеющимися посевами и насаждениями вновь организуемым колхозам, заселяемым колхозниками-переселенцами, и закрепить указанные земли за колхозами на вечное пользование, наделить переселяемые в Крым семьи колхозников домами с имеющимися надворными постройками и приусадебными участками.
Установить, что жилые дома и надворные постройки, переданные колхозникам-переселенцам, не могут быть ими проданы или сданы в аренду. Указанные постройки переходят в их личную собственность по истечении 5 лет непрерывной работы в колхозе.
Согласно Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, право собственности на жилой дом, расположенный в сельской местности, регистрации в органах технической инвентаризации не подлежало.
В соответствии с Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов являлась похозяйственная книга, в которой содержалась информация о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящихся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР ДД.ММ.ГГГГ, Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР ДД.ММ.ГГГГ №, данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Согласно п. 2.3 Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для регистрации жилых домов в сельской местности являлись подворные списки, выписки из них, справки сельских Советов народных депутатов.
Аналогичные нормы содержались и в законодательстве УССР и Украины, а именно в Законе УССР «О сельском Совете народных депутатов трудящихся УССР» от ДД.ММ.ГГГГ, Инструкции «О порядке регистрации домов и домовладений в городах и селах городского типа УССР» от ДД.ММ.ГГГГ, Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами УССР, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что прабабушке истца Крутских В.Р. в 1944 году как колхознику-переселенцу предоставлен жилой дом, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, пер.Батилиманский, 11, что подтверждается сведениями, содержащимися в похозяйственных книгах Орлиновского сельского совета.
Как следует из архивной выписки из списков переселенцев по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, под номером 71 указана Крутских В. Р. в качестве главы семьи, переселенец из <адрес>.
Согласно ответу отдела записи актов гражданского состояния <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись акта о смерти № Крутских В. Р., зарегистрированная Орлиновским сельским Советом депутатов трудящихся <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая, что Крутских В.Р. более 5 лет с 1944 по 1951 годы работала колхозницей в колхозе Красный Октябрь, в силу вышеизложенных норм права, действовавших в период возникновения правоотношений, она стала собственником спорного жилого дома. Действовавшее на тот момент законодательство не предусматривало обязательной государственной регистрации права собственности на жилой дом и возникновение права собственности на такой дом не зависело от его государственной регистрации.
Более того, отсутствие надлежаще оформленной государственной регистрации права не влечет отсутствие самого права на имущество. Государственная регистрация - это административное действие, которое не порождает прав и обязанностей, она лишь признает и подтверждает их возникновение, а не является основанием возникновения права собственности на имущество. Сама по себе регистрация права собственности по своей правовой природе как действие регистрирующего органа по удостоверению возникновения, ограничения, перехода или прекращения права на недвижимое имущество не является ненормативным правовым актом, порождающим правовые последствия для правообладателя. Акт государственной регистрации носит правоподтверждающий, а не распорядительный характер, свойственный правовым актам органов исполнительной власти. В действиях по проведению регистрации не выражаются какие-либо юридически властные волеизъявления регистрирующего органа, а действие акта регистрации не прекращается исполнением, как это свойственно ненормативным правовым актам. Ни акт регистрации, ни запись в реестре не являются ненормативными актами государственного органа, поскольку не адресованы определенному кругу лиц, не содержат властных предписаний и запрещений.
Указанная позиция обоснована Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в котором сказано, что «государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов».
Согласно ст.416 Гражданского кодекса РСФСР от 1922 года допускается наследование по закону и по завещанию согласно нижеследующим статьям в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10000 золотых рублей, за вычетом всех долгов умершего.
В силу ст.418 ГК РСФСР от 1922 года круг лиц, призываемых к наследованию по обоим указанным в ст. 416 основаниям, ограничивается прямыми нисходящими (детьми, внуками и правнуками) и пережившим супругом умершего, а также нетрудоспособными и неимущими лицами, фактически находившимися на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти.
В соответствии со ст.429 ГК РСФСР 1922 года если присутствующий в месте открытия наследства наследник в течение 3 месяцев со дня принятия мер охранения не заявит подлежащему суду об отказе от наследства, он считается принявшим наследство. Доля отказавшегося переходит к государству. Находящиеся налицо наследники могут вступить в управление наследственным имуществом, не дожидаясь явки прочих наследников, каковые, своевременно явившись, могут истребовать свою долю наследственного имущества.
Как следует из похозяйственных книг, представленных в материалы дела, после смерти Крутских В.Р. в качестве главы семьи, а следовательно собственника жилого дома указана Крутских (Тозлиян) М.С., в качестве члена семьи указан сын Тозлиян А.Н., что свидетельствует о принятии Крутских (Тозлиян) М.С. наследства в виде спорного жилого дома после смерти матери Крутских В.Р.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Крутских (Тозлиян) М.С., что подтверждается свидетельством о смерти 11-АП № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 525 ГК УССР смерть гражданина влечёт открытие наследства.
Согласно статье 524 ГК УССР наследование осуществляется по закону или по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
При наследовании по закону наследниками первой очереди являются в равных долях, дети (в том числе усыновленные), супруга и родители (усыновители) умершего. К числу наследников первой очереди относится также ребенок умершего, который родился после его смерти (статья 529 ГК УССР).
В соответствии со статьей 548 ГК УССР для приобретения наследства необходимо, чтобы наследник его принял. Не допускается принятие наследства под условием или с оговоркой. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства.
В установленный законом срок сын умершего наследодателя Крутских (Тозлиян) М.С. – Тозлиян А.Н. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обратился.
Вместе с тем, согласно статье 549 ГК УССР признается, что наследник принял наследство, если он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом.
Согласно справке, выданной депутатом Совета Орлиновского муниципального округа г.Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, Тозлиян А.Н. постоянно в течение длительного времени проживает на территории Орлиновского муниципального округа по адресу: <адрес>, пер.Батилиманский, 11. Ранее вместе с ним проживала его мать Тозлиян М. С., которая скончалась в 1992 году.
Как следует из пояснений почтальона ОПС Орлиное Чернецкой А.В., Тозлиян А.Н. проживает по адресу: <адрес>, пер.Батилиманский, 11 с 1985 года, регулярно оплачивает коммунальные услуги в почтовом отделении.
Согласно пояснениям Бочковой Г.В., являющаяся соседкой наследодателя, Тозлиян А.Н. постоянно проживает по адресу: <адрес>, пер.Батилиманский, 11 с 1978 года. Ранее с ним проживала и его мать.
В соответствии со справкой подтверждением совета внутригородского муниципального образования г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Тозлиян А.Н. зарегистрирован и проживает с 1974 года по адресу: г.Севастополь, пер.Батилиманский, <адрес>.
Судом установлено, что на момент смерти Крутских (Тозлиян) М.С., ее сын Тозлиян А.Н. продолжил пользоваться наследственным имуществом, а именно жилым домом, нес расходы, связанные с его содержанием, обеспечивая его сохранность. Таким образом, совершил действия по принятию наследства.
ДД.ММ.ГГГГ умер Тозлиян А.Н., что подтверждается свидетельством о смерти 1-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В силу действующего гражданско-правового законодательства в области наследственного права распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителей не допускается. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом удостоверено завещание Тозлиян А.Н., которым он завещал все свое имущество истцу Береговой М.Е.
ДД.ММ.ГГГГ Береговая М.Е. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по завещанию после смерти Тозлияна А.Н. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию истцу отказано, поскольку право собственности Тозлияна А.Н. на спорный жилой дом не зарегистрировано в установленном порядке.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» (далее – Постановление №) п. 8. При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, учитывая факт принятия истцом наследства после смерти Тозлияна А.Н. путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу, исковые требования Береговой М.Е. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Береговой М. Е. удовлетворить.
Признать за Береговой М. Е. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, пер.Батилиманский, <адрес>, площадью 41,1 кв.м. в порядке наследования по завещанию после смерти Тозлияна А. Н..
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020
Судья подпись В.В.Просолов