Решение по делу № 2-4928/2022 от 02.08.2022

УИД 48RS0001-01-2022-004440-75                                            Дело № 2-4928/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2022 года                                                            г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаградян Ж.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах Пронина Александра Владимировича к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, Администрации г. Липецка о возложении обязанности оборудовать пандус в многоквартирном доме, выделить денежные средства для оборудования пандуса,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в интересах <данные изъяты> Пронина А.В. с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, Администрации г. Липецка о возложении обязанности оборудовать пандус в многоквартирном доме, выделить денежные средства для оборудования пандуса.

В обоснование требований прокурор указал, что <данные изъяты> Пронин А.В. проживает в 1-ом подъезде многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида он нуждается в медицинской и в социально-средовой реабилитации, социально-бытовой адаптации. Муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах проведено обследование 1 подъезда данного многоквартирного дома, по результатам которого установлена необходимость устройства пандуса. Однако ответчиками не приняты меры по проведению мероприятий по оборудованию пандуса, в связи с чем инвалиду не обеспечен беспрепятственный доступ к месту жительства в месте общего пользования имуществом многоквартирного дома.

В связи с изложенными обстоятельствами, прокурор просил обязать Администрацию г. Липецка и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка предоставить заключение комиссии по обследованию общего имущества многоквартирного <адрес> в целях его приспособления с учетом потребностей и обеспечения условий доступности для инвалида; оборудовать вход в многоквартирный <адрес> пандусом с поручнями с учетом технических требований, установленных строительными правилами и государственными стандартами.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка установить стационарные пандусы на входной группе в подъезд и на лестнице первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> <адрес>, с учетом технических требований, установленных строительными правилами и государственными стандартами; обязать Администрацию г. Липецка выделить денежные средства для установки пандусов на входной группе в подъезд и на лестнице первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес>.

Истец – представитель прокурора Октябрьского района г. Липецка ФИО4 в судебном заседании уточненный иск поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнительно объяснила, что в данном случае для обеспечения инвалиду Пронину А.В. беспрепятственного доступа к месту жительства необходимо установить два стационарных пандуса, один на входной группе в подъезд <адрес>, другой – на лестнице внутри подъезда этого же дома, с переносом имеющегося поручня и устройством настенного поручня со стороны <адрес>, без демонтажа отопительных приборов в подъезде.

Ответчик - представитель Администрации г. Липецка ФИО5 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно объяснила, что стоимость работ по устройству двух пандусов на входной группе и в подъезде многоквартирного <адрес>, где проживает <данные изъяты> Пронин А.В., будет учтена при формировании бюджета на 2023 год. Для исполнения обязанности по установке пандусов Администрация г. Липецка в силу действующего законодательства выделяет необходимые денежные средства, в связи с чем не имеется оснований для возложения указанной обязанности на орган местного самоуправления в судебном порядке.

Третье лицо – представитель ООО «Управляющая компания «Спутник» ФИО6 в судебном заседании полагала исковые требования прокурора к Департаменту ЖКХ администрации <адрес> обоснованными, поскольку для обеспечения <данные изъяты> Пронину А.В., а также женщинам, перевозящим маленьких детей в колясках, беспрепятственного доступа в подъезд многоквартирного <адрес> <адрес>, необходимо установить стационарные пандусы на входной группе и внутри подъезда на лестнице 1-го этажа, а также оборудовать поручень со стороны <адрес>. При этом не следует демонтировать имеющиеся в подъезде отопительные приборы, так как в случае их демонтажа будет промерзать стена одной из находящихся на 1-ом этаже квартир, что повлечет нарушение санитарных норм в жилом помещении и нарушение прав жильцов квартиры на благоприятную среду.

Третье лицо – представитель Управления капитального ремонта г. Липецка в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту "в" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. N 649, доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Судом установлено, что Пронин Александр Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой сер. .

<данные изъяты> Пронин А.В. передвигается с помощью инвалидной коляски, нуждается в социально-средовой реабилитации, социально-бытовой адаптации.

Пронин А.В. проживает в <адрес>, квартира расположена на 1 этаже в 1-ом подъезде многоквартирного дома.

Входная группа в подъезд указанного многоквартирного дома не оборудована пандусом; внутри подъезда на лестничном марше первого этажа также отсутствует пандус.

В результате отсутствия пандусов инвалид 1-ой группы, передвигающийся с помощью инвалидной коляски, лишен возможности беспрепятственно выходить за пределы квартиры.

Муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах 14.04.2021 года проведено обследование <адрес> и общего имущества, расположенного в данном многоквартирном доме, на соответствие требованиям, предусмотренным разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. N 649; по результатам которого составлен акт № 86 от 14.04.2021 года о необходимости реконструкции общего имущества МКД.

16.04.2021 года Департамент ЖКХ администрации г. Липецка направил в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области акт № 86 от 14.04.2021 года для проведения проверки экономической целесообразности реконструкции.

По результатам проведения проверки принято решение № 11 от 29.12.2021 года об экономической целесообразности реконструкции МКД, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида, проживающего в <адрес>.

14.04.2022 года МУ «управление капитального ремонта г. Липецка» заключило с ООО «Геостройкадастр» муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по устройству пандусов и подъемных платформ для приспособления общего имущества многоквартирного <адрес>, согласно которому для устройства подъемной платформы предусмотрен перенос существующей в подъезде батареи отопления на противоположную стену.

ООО УК «Парус» не согласовало указанный проект из-за отсутствия согласия собственником помещений МКД на перенос общего имущества - батареи отопления в подъезде <адрес>

30.05.2022 года Департамент ЖКХ администрации г. Липецка направил в адрес МУ «Управление капитального ремонта г. Липецка письмо с предложением рассмотреть вариант иного конструктивного решения по установке пандуса.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования и просил обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка установить стационарный пандус на входной группе в подъезд многоквартирного <адрес>, а также стационарный пандус на лестничном марше первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> <адрес> с устройством необходимых поручней, без демонтажа отопительных приборов.

В настоящее время пандусы на входной группе в подъезд и на лестнице первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> отсутствуют.

Наличие технической возможности оборудовать стационарные пандусы на входной группе в подъезд и на лестничном марше первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> Департаментом ЖКХ администрации г. Липецка не оспаривалось.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

В то же время в силу ч. 4.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Так как отсутствие пандусов на входной группе в подъезд и на лестнице первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> лишает <данные изъяты> Пронина А.В. права на беспрепятственное передвижение и доступ к объекту социальной инфраструктуры, местам общего пользования МКД, следовательно, имеет место нарушение прав, гарантированных ему Конституцией РФ и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, исковые требования прокурора к Департаменту ЖКХ администрации г. Липецка о возложении обязанности установить пандус на входной группе в подъезд и на лестнице первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес>, с учетом технических требований, установленных строительными правилами и государственными стандартами, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время истцом не представлено доказательств, что Администрация г. Липецка препятствует установке пандусов на входной группе в подъезд и на лестнице первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес>, либо отказала в выделении денежных средств для финансирования работ по установке пандусов. Поскольку факт нарушения прав инвалида либо требований законодательства со стороны Администрации г. Липецка не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства, основания возлагать на Администрацию г. Липецка в судебном порядке обязанность по выделению денежных средств для установки пандусов – отсутствуют, поскольку данную обязанность орган местного самоуправления обязан исполнить в силу закона. В данной части иск является преждевременным и удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает Департаменту ЖКХ администрации г. Липецка срок для установки стационарных пандусов на входной группе в подъезд и на лестничном марше первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> – до 15 апреля 2023 года.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка в срок до 15 апреля 2023 года установить стационарный пандус на входной группе в подъезд многоквартирного <адрес> <адрес>; стационарный пандус на лестничном марше первого этажа в подъезде многоквартирного <адрес> с переносом имеющегося поручня и устройством настенного поручня со стороны <адрес>, без демонтажа отопительных приборов, - в соответствии с требованиями строительных правил и государственных стандартов; в удовлетворении остальной части требований к Администрации г. Липецка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                     А.Н. Малыхина

Мотивированное решение

составлено 22.12.2022 г.

2-4928/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Пронин Александр Владимирович
Ответчики
Департамент ЖКХ администрации г. Липецка
администрация г. Липецка
Другие
ООО УК "Спутник"
Управление капитального ремонта г. Липецка
Суд
Советский районный суд г. Липецк
Судья
Малыхина Алла Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsud.lpk.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2022Подготовка дела (собеседование)
23.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее