Дело № 2- 57/2020
УИД 75RS0014-01-2020-000057-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красный Чикой 27 февраля 2020 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Добрынина В.А.,
при секретаре Елистратовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова В.Н. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Красночикойский детский сад «Солнышко» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Мельников В.Н. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее.
Он работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Красночикойский детский сад «Солнышко» старшим машинистом котельной на полной ставке. На протяжении всего предшествующего времени работы ответчик при начислении истцу заработной платы включал в её состав, не превышающий минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время и в нерабочие праздничные дни, в результате чего заработная плата истца не отличалась от заработной платы за выполненную работу в нормальных условиях, что нарушало право истца на повышенную оплату труда при выполнении работы в условиях отклоняющихся от нормальных и ему не доначислялась оплата труда. Считает проведённый ответчиком расчёт размера начисленной ему заработной платы с января 2019 г, по декабрь 2019 г. неверным.
При определении размера заработной платы за вышеуказанные периоды ответчиком должны быть начислены:
- оклад за отработанное количество часов в пределах установленной
производственным календарём нормы часов;
- надбавка за выслугу лет;
- надбавка за работу с вредными для здоровья условиями труда (за
вредность) 12 % от оклада;
- доплата до МРОТ.
Далее уже к МРОТ должны быть начислены:
оплата за сверхурочную работу за первые два часа в полуторном размере и последующие часы в двойном размере от размера оплаты одного часа работы, рассчитанного из оклада;
оплата за работу в нерабочие праздничные дни дополнительно ещё в одинарном размере за каждый час работы с учётом того, что оплата за работу в праздничные дни в одинарном размере уже начислена, в результате получится оплата труда в праздничные дни в двойном размере;
доплата за работу в ночное время 35 % от оклада за каждый час работы в ночное время.
Затем на всю начисленную сумму необходимо начислить:
районный коэффициент 40 %;
процентную надбавку за стаж работы в Забайкальском крае 30 %.
В результате неверного начисления ответчиком заработной платы истцу недоначислена и не выплачена заработная плата с января 2019 г. по декабрь 2019 г. в должности старший машинист котельной в сумме-89353,52 руб. = 12300,92 (январь 2019) + 9615,15 (февраль 2019) + 11604,13 (март 2019) + 7638,68 (апрель 2019) + 11777,63 (май 2019) + 9927,10 (сентябрь 2019) + 7545,65 (октябрь 2019) + 10366,72 (ноябрь 2019) + 8577,54 (декабрь 2019).
Полагает, что включение компенсационных выплат, а именно повышенной оплаты, сверхурочной работы, работы в ночное время и в нерабочие праздничные дни, в состав заработной платы, не превышающей минимального размера оплаты труда, нарушает его трудовые права и не соответствует нормам законодательства РФ и он имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2019 г. по декабрь 2019 г.
Недоначисленная и невыплаченная истцу заработная плата подлежит взысканию с ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения Красночикойский детский сад «Солнышко».
Просил взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Красночикойский детский сад «Солнышко» в пользу Мельникова В.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату по должности старший машинист котельной за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в сумме 89353 (восемьдесят девять тысяч триста пятьдесят три) рубля 52 копейки.
В дальнейшем представитель истца Михайлов А.Б., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Красночикойский детский сад «Солнышко» в пользу Мельникова В.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату по должности старший машинист котельной за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в сумме 89353 (восемьдесят девять тысяч триста пятьдесят три) рубля 52 копейки; возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красночикойский детский сад «Солнышко» обязанность в дальнейшем, начиная с 1 января 2020 г., осуществлять повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в нерабочие праздничные дни истца сверх минимального размера оплаты труда в РФ с учётом требований Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П; возложить на Администрацию муниципального района «Красночикойский район» обязанность в дальнейшем, начиная с 1 января 2020 г., обеспечить финансирование оплаты труда истца в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Красночикойском детском саду «Солнышко» с учётом требований Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П о повышенной оплате сверхурочной работы, работы в ночное время, в нерабочие праздничные дни сверх минимального размера оплаты труда в РФ.
Истец, Мельников В.Н. и его представитель Михайлов А.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика, заведующая МДОУ детский сад «Солнышко» Быкова Е.С., действующая на основании прав по должности, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, представила отзыв, в котором исковые требования Мельникова В.Е. признала в полном объеме, с представленным истцом расчетом согласилась. Последствия признания иска ей понятны.
Представитель ответчика, Администрации муниципального района «Красночикойский район» Никифорова И.В., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, возражений по заявленным требованиям не представила.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).
Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 491-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11280 руб. в месяц.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно формулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации из которых следует, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума; вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Законом Забайкальского края № 39-ЗЗК от 14 октября 2008 года «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников бюджетных организаций» с 01 января 2009 года работникам организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов, устанавливаемых муниципальными образованиями, входящими в состав Забайкальского края, установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов (ст. 2).
Для Красночикойского района Забайкальского края статьей 1 указанного Закона Забайкальского края установлен районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, в размере 1,4.
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. N 38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
В соответствии со статьями. 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Положения статей 129, 133 ТК РФ в системной взаимосвязи о статьями 149, 152-154 ТК РФ наряду с соблюдением гарантий об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений трудового законодательства, с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П и от 11 апреля 2019 г. N 17-П, размер месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на уровне не ниже МРОТ должен быть обеспечен без учета районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи выполнением работы в местностях с особыми климатическими условиями, а также без учета доплат, предусмотренных к выплате в соответствии с положениями трудового законодательства в случае возложения на работника дополнительного объема работы или привлечения его к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни.
Применение закона или его отдельных положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в своем постановлении истолкованием, недопустимо.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Мельников В.Н. согласно приказу № от 02.09.1999г., трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности машиниста котельной (л.д.___).
Согласно дополнительному соглашению от 01.01.2019г. к трудовому договору от 01.01.2019г. оплата труда составляла оклад-4722 рубля, 30% и 40% районный и Забайкальский коэффициент, 20 % за стаж (л.д.___).
Согласно дополнительному соглашению от 24.11.2019г. к трудовому договору №, оплата труда составляла: оклад-5218 рублей, 20% за выслугу,12% за вредность, 30% и 40% районный и Забайкальский коэффициент (л.д.___).
Из представленных табелей учёта использования рабочего времени, Мельников В.Н. в январе 2019г. отработал 240 часов из 136 рабочих часов, предусмотренных по норме, в феврале 2019 г. отработал 216 часов из 159 рабочих часов, в марте 2019 г. отработал 264 часов из 159 рабочих часов, в апреле 2019 г. отработал 240 часов из 175 рабочих часов, в мае 2019 г. отработал 240 часов из 143 рабочих часов, в сентябре 2019 г. отработал 216 часов из 168 рабочих часов, в октябре 2019 г. отработал 264 часов из 184 рабочих часов, в ноябре 2019 г. отработал 240 часов из 160 рабочих часов, в декабре 2018 г. отработал 240 часов из 175 рабочих часов.
Из представленных расчетных листков, табеля учета рабочего времени за период с января 2019 по декабрь 2019, штатных расписаний, следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, от оклада начислялась доплата за вредность, за выслугу лет, оплата за ночные, праздничные, затем начислялся районный коэффициент, надбавка за работу в Забайкальском крае и только после этого начислялась доплата до МРОТ.
Таким образом, действия ответчика, производившего оплату труда Мельникову В.Н. включая оплату за сверхурочную работу, за ночные часы, за работу в праздничные и выходные дня, в пределах размера МРОТ, не основаны на законе, сумма фактически выплаченной истцу заработной платы не соответствовала положениям ст. 133 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования истца о взыскании с ответчика - работодателя недоначисленной и невыплаченной заработной платы за работу в ночное время, сверхурочную работу и работу в нерабочие праздничные дни за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года являются обоснованными.
Представленный истцом расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период работы суд находит верным, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и порядок начисления заработной платы. Ответчики расчет истца не оспорили.
Исходя из изложенного выше, требования Мельникова В.Н. в части взыскания с МДОУ «Детский сад «Солнышко» недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 89353 (восемьдесят девять тысяч триста пятьдесят три) рубля 52 копейки, возложения на муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красночикойский детский сад «Солнышко» обязанность в дальнейшем, начиная с 1 января 2020 г., осуществлять повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в нерабочие праздничные дни истца сверх минимального размера оплаты труда в РФ с учётом требований Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П подлежат удовлетворению.
В части исковых требований к администрации муниципального района «Красночикойский район», суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Из данной нормы усматривается, что учредитель работодателя несет дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений финансируемых учредителем.
Судом установлено, что учредителем и собственником МДОУ «Детский сад «Солнышко» является Администрация муниципального района «Красночикойский район», функции и полномочия учредителя и главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Администрация муниципального района «Красночикойский район».
Администрация муниципального района «Красночикойский район», являясь учредителем МДОУ «Детский сад «Солнышко», принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых для оплаты труда работников учреждения, является главным распределителем бюджетных средств в соответствии с положениями ст.ст.6, 158 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, Администрация муниципального района «Красночикойский район» несет обязанность по финансированию образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности, за счет и в пределах, выделяемых на эти цели субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального района «Красночикойский район» подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с абзацем п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по предъявленному требованию составляет 2880,61 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельникова В.Н. удовлетворить.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Красночикойский детский сад «Солнышко» в пользу Мельникова В.Н. недоначисленную заработную плату за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 89 353 (восемьдесят девять тысяч триста пятьдесят три) рубля 52 копейки.
Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красночикойский детский сад «Солнышко» обязанность в дальнейшем, начиная с 1 января 2020 г., осуществлять Мельникову Владимиру Николаевичу повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в нерабочие праздничные дни истца сверх минимального размера оплаты труда в РФ с учётом требований Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П.
Возложить на Администрацию муниципального района «Красночикойский район» обязанность в дальнейшем, начиная с 1 января 2020 г., обеспечить финансирование оплаты труда Мельникова В.Н. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Красночикойском детском саду «Солнышко» с учётом требований Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П о повышенной оплате сверхурочной работы, работы в ночное время, в нерабочие праздничные дни сверх минимального размера оплаты труда в РФ.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Красночикойский детский сад «Солнышко» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2880 (две тысячи восемьсот восемьдесят) рублей 61 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.
Решение суда принято в окончательной форме 27 февраля 2020 года.
Судья: В.А.Добрынин