дело №33-1284/2017 судья в первой
категория 115 г инстанции Дыбец А.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 20 апреля 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Герасименко Е.В.,
судей - Андрейченко А.А., Радовиля В.Л.,
при секретаре - Кравченко Д.А.,
с участием:
представителя истца - Сушковой Д.Н.,
представителя третьего лица - Лавренова Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Севастополя к Аппак А.В., Федотову О.А., третьи лица - Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства г. Севастополя, об истребовании земельного участка из незаконного владения
по апелляционной жалобе Федотова О.А., поданной его представителем Матушевским Ю.В., на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 15 ноября 2016 г.,
заслушав доклад судьи Андрейченко А.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
истец обратился в суд с иском об истребовании в собственность города Севастополя из незаконного владения Федотова О.А. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок является государственной собственностью города Севастополя в силу статьи 1 Закона Севастополя от 23 апреля 2014 г. «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», законного основания возникновения права собственности Аппак А.В. на спорный земельный участок не имелось, это имущество выбыло из владения управомоченного лица без его ведома, помимо его воли, несмотря на то, что Аппак А.В. совершил отчуждение спорного участка Федотову О.А., а также без предусмотренных законом оснований был осуществлен кадастровый учет земельного участка.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 15 ноября 2016 г. исковые требования удовлетворены частично, земельный участок истребован в государственную собственность субъекта федерации - города федерального значения Севастополя из незаконного владения Федотова О.А.
В удовлетворении исковых требований к Аппак А.В. отказано.
Представитель Федотова О.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики, представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая изложенное, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности фактов приобретения Аппак А.В. спорного земельного участка в собственность в нарушение установленного земельным и лесным законодательством порядка; выбытия спорного земельного участка из государственной собственности вопреки воле государства в лице уполномоченного органа и в нарушение требований земельного и лесного законодательства; и отсутствия оснований для удовлетворения иска об истребовании имущества из владения Аппак А.В. вследствие владения на праве собственности спорным земельным участком на момент принятия решения по настоящему делу ответчиком Федотовым А.А.
Выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах и соответствующими закону.
Судом первой инстанции установлено, а также следует из материалов дела, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации (далее СГГА) №-р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 15, 00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала дачной застройки Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» (далее ОК «ДСК «Благополучный»), расположенные в Севастопольской зоне Южного берега Крыма, в том числе: 15, 00 га - для индивидуального дачного строительства членов кооператива; была утверждена техническая документация по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право собственности каждого из членов кооператива на земельный участок для индивидуального дачного строительства; а также были переданы в частную собственность гражданам Украины - членам ОК «ДСК «Благополучный», земельные участки в пределах их бесплатной приватизации общей площадью 15, 00 га для индивидуального дачного строительства, расположенные в Балаклавском районе города Севастополя с указанием адресов, указанных в адресных справках управления градостроительства и архитектуры городской государственной администрации согласно приложению.
Согласно заключению эксперта землеустроителя ООО «Севгеоцентр» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам исследования материалов лесоустройства 1999 года, ведомости геоданных внешних границ участка ОК «ДСК «Благополучный», кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № установлено, что земельный участок ОК «ДСК «Благополучный» расположен в Севастопольской зоне Южного берега Крыма в лесном массиве - в квартале №, выделы №, №, №, № Орлиновского участкового лесничества и в границах ранее учтенного земельного участка лесного фонда.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, зарегистрировано за Федотовым О.А.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям в части обстоятельств законности приобретения ответчиком Аппак А.В. спорного земельного участка в собственность подлежат применению нормы материального права Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 81 и части 3 статьи 116 Земельного кодекса Украины (далее ЗК Украины), действовавшего на территории города Севастополя на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании, в том числе бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результатам аукциона.
Статьей 118 ЗК Украины установлен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, в соответствии с которым граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для индивидуального дачного строительства, в пределах норм бесплатной приватизации, должны подать ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию либо сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанным с согласованием документации по землеустройству, которая в трехнедельный срок предоставляет соответствующему органу исполнительной власти или органу местного самоуправления свое заключение по согласованию проекта либо отказ в его согласовании.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность (части 6-9 статьи 118 ЗК Украины).
В силу статьи 9, пункта 12 Переходных положений ЗК Украины полномочия по распоряжению землями, в частности, по передаче земельных участков государственной и коммунальной собственности в собственность граждан в пределах города Севастополя осуществлял Севастопольский городской Совет.
Спорный земельный участок находится в пределах Балаклавского района города Севастополя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у СГГА полномочий на распоряжение спорным земельным участком и о приобретении Аппак А.В. этого участка в нарушение действовавшего на территории города Севастополя на момент издания распоряжения СГГА №-р от ДД.ММ.ГГГГ земельного законодательства Украины.
Частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
До получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства (пункт 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины).
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок на момент передачи его в собственность Аппак А.В. относился к землям лесного фонда и был передан в постоянное пользование Государственному предприятию «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство.
Сведения относительно изъятия в установленном законом порядке спорного земельного участка у постоянного пользователя материалы дела не содержат.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».
Согласно части 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи, а именно: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, что предусмотрено частью 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и применив приведенные нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что решение о передаче спорного земельного участка в собственность Аппак А.В. принято неуполномоченным органом, вследствие чего спорный земельный участок выбыл из собственности территориальной громады города Севастополя помимо воли собственника, в том числе, без согласия постоянного землепользователя и изъятия у него спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение СГГА от ДД.ММ.ГГГГ №-р на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения не было признано незаконным или недействительным и право собственности ответчика в установленном законом порядке зарегистрировано, несостоятельны, поскольку не опровергают доказанность факта нарушения установленного законом порядка получения земельного участка в собственность. Кроме того, согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе не применять данное распоряжение, как противоречащее закону, независимо от того, предъявлялись ли требования о признании его недействительным. Признание свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительным является самостоятельным способом защиты нарушенных прав и не зависит от отмены распоряжения соответствующего органа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к землям лесохозяйственного значения и СГГА была уполномочена на распоряжение землями государственной и коммунальной собственности, также несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок Правительство Севастополя не являлось собственником земель г. Севастополя, а значит и собственником спорного земельного участка, не является правопреемником ни Севастопольского городского Совета, ни Севастопольской городской государственной администрации, следовательно, земельный участок не мог выбыть из владения, пользования и распоряжения Правительства Севастополя помимо его воли, вследствие чего Правительство является ненадлежащим ответчиком - несостоятельны по следующим основаниям.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 г. № 7156 «О статусе города - героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
В соответствии с пунктом 7 частью 2 статьи 34 Устава города Севастополя, Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 27 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30 апреля 2014 г. «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя; осуществляет управление в области земельных отношений; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Правительство Севастополя является надлежащим истцом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем не могут служить основаниями для его отмены или изменения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 15 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Герасименко
Судьи А.А. Андрейченко
В.Л. Радовиль