Решение по делу № 2-2114/2024 от 02.05.2024

Дело № 2-2114/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2024 года                                                      город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием

представителя истца Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – Харченко Е.В., действующей на основании доверенности,

ответчика Архипова Николая Юрьевича,

представителя ответчика Архипова Н.Ю. – Юникова А.В., действующего в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" – Белых А.С., действующего на основании доверенности,

помощника прокурора Ленинского района города Севастополя Коваль А.А.,

при секретаре судебного заседания Фельдман О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Билетникову Даниилу Сергеевичу, Архипову Николаю Юрьевичу, Архиповой Тамаре Геннадьевне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд,

установил:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО г. Севастополя) обратился в суд с иском Билетникову Д.С., Архипову Н.Ю., Архиповой Т.Г., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, ссылаясь на то, что с целью реализации мероприятий государственной программы, предусмотрено изъятие для государственных нужд у Билетникова Д.С., Архипова Н.Ю., Архиповой Т.Г. объектов недвижимого имущества. расположенных по адресу: <адрес>. Рыночная стоимость изымаемого имущества и убытков, причиненных изъятием, составляет <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлены соглашения об изъятии недвижимости, однако соглашения о выкупной стоимости сторонами не достигнуто. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ДИЗО г. Севастополя просил суд изъять путем выкупа для государственных нужд города Севастополя у Билетникова Д.С. (9/50 доли), Архипова Н.Ю. (9/50 доли), Архиповой Т.Г. (9/50 доли) земельный участок с кадастровым номером , площадью 383 кв.м., образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 1546 кв.м.,     жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 131,7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 15 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером общей площадью 10,5 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 13,7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7,4 кв.м., нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 12,4 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., нежилое. здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 50,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества в размере: <данные изъяты> руб. Билетникову Д.С., <данные изъяты> руб. Архипову Н.Ю., <данные изъяты> руб. Архиповой Т.Г.; указать в резолютивной части решения, что плательщиком стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества у Билетникова Д.С., Архипова Н.Ю., Архиповой Т.Г., является ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 18.06.2024 для дачи заключения по делу привлечен прокурор.

Ответчики Билетников Д.С., Архипова Т.Г. в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте судебного разбирательства. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие ответчиков в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

    Представитель истца Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Харченко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила суд требования истца удовлетворить.

    Представитель ответчика Архипова Н.Ю. – Юников А.В., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, против удовлетворения иска возражал, поскольку изданным распоряжением предусмотрено изъятие объектов, расположенных в границах земельного участка, не включенного в распоряжение.

    Ответчик Архипов Н.Ю. поддержал позицию своего представителя.

    Представитель ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" – Белых А.С., действующий на основании доверенности, полагал требования иска законными и подлежащими удовлетворению.

    Помощник прокурора Ленинского района города Севастополя Коваль А.А. дала заключение о возможности удовлетворения иска.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Архипова Т.Г., Архипов Н.Ю., Билетников Д.С. являются собственниками 27/50 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного ДД.ММ.ГГГГ Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета. 27/50 долей жилого дома состоит из: в лит. «А»: жилая комната площадью 10,5 кв.м., жилая комната площадью 5,8 кв.м., жилая комната площадью 20,9 кв.м.; в пристройке лит. «а»: кухня I площадью 11,1 кв.м.; в пристройке лит. «а1»: кладовая IV площадью 5,3 кв.м., коридор V площадью 5,9 кв.м., кладовая VI площадью 7 кв.м. <адрес>ю 27/50 долей жилого дома составляет 66,5 кв.м. Надворные постройки: сарай лит. «Б», сарай лит. «В», сарай лит. «Г», сарай лит. «Д», летний душ лит. «Л» (л.д. 219 т. 1).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ в Реестр собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь включен и отнесен к составу казны земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1546 кв.м., кадастровый , вид разрешенного использования земельного участка: малоэтажная многоквартирная застройка (код 2.1.1), категория земель: земли населенных пунктов.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «Об изъятии для государственных нужд <адрес> земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях реализации мероприятия «Реконструкция <адрес> в рамках реализации мероприятий по созданию «Парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941-1942 г.г.» на мысе Хрустальном с набережной и Артиллерийской бухтой в городе Севастополе» государственной программы <адрес> «Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП», предусмотрено изъятие для государственных нужд <адрес> земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества согласно приложению, в том числе: земельный участок, образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 383 кв.м. в соответствии с проектом межевания территории; жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 131,7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 15 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 10,5 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 13,7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7,4 кв.м., нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 50,5 кв.м., нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 12,4 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Распоряжением Правительства Севастополя от 15.11.2023 № 172-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 20.04.2023 № 50-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях реализации мероприятия «Реконструкция <адрес> в рамках реализации мероприятий по созданию «Парка Музейно-мемориального комплекса «защитникам Севастополя 1941-1942 г.г.» на мысе Хрустальном с. набережной и Артиллерийской бухтой в городе Севастополе» государственной программы <адрес> «Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», утверждённой постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП» внесены изменения в преамбулу, приложение изложено в новой редакции. Согласно перечню земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежат изъятию для государственных нужд <адрес>, в том числе земельный участок с кадастровым номером , площадью 383 кв.м., образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 383 кв.м. в соответствии с проектом межевания территории; жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 131,7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером общей площадью 15 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 10,5 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 13,7 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7,4 кв.м., нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 50,5 кв.м., нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 12,4 кв.м., нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 121-124 т. 1).

Согласно выписке из ЕГРН на государственном кадастровом учете до ДД.ММ.ГГГГ находился земельный участок с кадастровым номером , площадью 1546 +/- 14 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)», ДД.ММ.ГГГГ объект снят с кадастрового учета. В границах указанного земельного участка находились объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами (л.д. 216-217 т. 1).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом учете находится земельный участок с кадастровым номером , площадью 1163 +/- 12 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)», в границах которого расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: , (л.д. 206-207 т. 1), а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 383 +/- 7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)», в границах которого расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 91:03:001001:844, (л.д. 208-211 т.1).

Согласно сведениям реестра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества - жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 131,7 кв.м., расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами (л.д. 201-205 т. 1);

объект недвижимого имущества - нежилое здание (сарай) с кадастровым номером с кадастровым номером , общей площадью 10,5 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 91:03:001001:2403 (л.д. 168-172 т. 1);

объект недвижимого имущества – нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 13,7 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 173-178 т. 1);

объект недвижимого имущества - нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 178-182 т. 1);

объект недвижимого имущества - нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7,4 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 187-190 т. 1);

объект недвижимого имущества - нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 12,4 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 183-186 т. 1);

объект недвижимого имущества - нежилое здание (сарай) с кадастровым номером , общей площадью 7 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 191-194 т. 1);

объект недвижимого имущества - нежилое здание (летняя кухня) с кадастровым номером , общей площадью 50,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сведения о нахождении в границах земельных участков отсутствуют (л.д. 198-200 т. 1).

Кроме того, на кадастровом учете имеется объект нежилое здание (душевая) с кадастровым номером , общей площадью 3,9 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, сведения о нахождении в границах земельных участков отсутствуют (л.д. 195-197 т. 1).

Согласно заключению специалиста № ЦОЭ-Ви-02.102.20/2 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «Центр оценки и экспертизы», итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости, подлежащих изъятию, а также убытков, причинённых изъятием, определена в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 27-85 т. 1).

25.04.2024 в адрес Билетникова Д.С., Архипова Н.Ю., Архиповой Т.Г. направлены уведомления о планируемом изъятии (л.д. 88-90 т. 1).

23.11.2023 в адрес Архипова Н.Ю., Архиповой Т.Г., 01.12.2023 в адрес Билетникова Д.С. направлены проекты соглашений об изъятии (л.д. 102-104 т. 1).

В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В развитие предписаний Конституции Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, которое должно быть предварительным и равноценным и в размер которого для собственника земельного участка включаются рыночная стоимость участка и убытки, причиненные его изъятием (пункты 1, 2 и 4 статьи 281). При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд; в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Вместе с тем, как предусмотрено пунктами 1 и 2 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 названного Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 названного Кодекса (пункт 4).

В соответствии с пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ предусмотрено, что с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 названного Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

Согласно статье 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности неуведомление правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка, является основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка.

Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев прямо указанных в данной норме.

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение (пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что часть объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, согласно сведениям ЕГРН, расположены в границах земельного участка, изъятие которого распоряжением Правительства Севастополя не предусмотрено, суд приходит к выводу, о несоблюдении процедуры изъятия и как следствие отказу в удовлетворении исковых требований Департамента.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Билетникову Даниилу Сергеевичу, Архипову Николаю Юрьевичу, Архиповой Тамаре Геннадьевне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 18 июля 2024 года.

Судья:                                                                                      С.Ф. Эрзиханова

2-2114/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Севастополя
Департамент по мущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчики
Архипова Тамара Геннадьевна
Архипов Николай Юрьевич
Билетников Даниил Сергеевич
Другие
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя»
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Эрзиханова Сабина Фаидиновна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
03.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2024Предварительное судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее