Судья Нуриева А.В.
№12-63/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
18 июля 2024 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу защитника Бедрицкого С. С.ча на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кольцова С. А.,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда РК от 06 мая 2024 г. индивидуальный предприниматель Кольцов С.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.16.21 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 103135,5 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
В поданных в вышестоящий суд жалобе и ходатайстве защитник Бедрицкий С.С. просит восстановить срок обжалования судебного акта, отменить его и прекратить производство по делу по пп.2, 9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, мотивируя свои доводы недоказанностью фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу и реализации алкогольной продукции, приобретенной в магазинах беспошлинной торговли в личных целях, недопустимостью ряда доказательств и нарушением судьей норм КоАП РФ при разрешении заявленных ходатайств.
С учетом ст.30.3 КоАП РФ, причины пропуска процессуального срока и гарантированного права привлекаемого лица на судебную защиту полагаю возможным восстановить срок обжалования постановления судьи.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В ст.16.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
В силу подп.25, 46 п.1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являющегося приложением №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - ТК ЕАЭС), незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза с недекларированием товаров; товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно п.1 ст.7, п.2 ст.9 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст.13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.
Исходя из п.1 ст.104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п.4 ст.258, п.4 ст.272 и п.2 ст.281 настоящего Кодекса.
В силу пп.1, 2 ст.118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом: соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров; уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.
Выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе.
Пунктами 1, 2 ст.127 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом. В зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза в отношении товаров применяются таможенные процедуры, в том числе выпуска для внутреннего потребления; беспошлинной торговли.
Исходя из п.2 ст.128 ТК ЕАЭС, помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного п.1 ст.204 настоящего Кодекса.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом. Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в п.1 ст.126 настоящего Кодекса (пп.1, 2 ст.134 ТК ЕАЭС).
В силу подп.1 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пп.1, 2 ст.243 ТК ЕАЭС таможенная процедура беспошлинной торговли - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой. Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются физическим лицам, убывающим с таможенной территории Союза; физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза; физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена.
Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются лицам, указанным в подп.1-3 п.2 настоящей статьи, в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза (п.3 ст.243 ТК ЕАЭС).
Условием помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст.7 настоящего Кодекса (п.1 ст.244 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст.245 ТК ЕАЭС такие товары, как алкогольные напитки и пиво, табак и табачные изделия, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются в магазинах беспошлинной торговли лицам, указанным в подп.2 п.2 ст.243 настоящего Кодекса, в количественных нормах, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Главой 37 ТК ЕАЭС предусмотрены особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
В отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса (п.7 ст.256 ТК ЕАЭС).
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных п.19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.
В силу п.2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №711, единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах ЕАЭС (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов ЕАЭС (технических регламентах Таможенного союза). Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.
Исследование материалов дела показало, что в ходе проведенного 27 июля 2023 г. на основании предписания таможенного осмотра помещений и территорий от указанной даты должностными лицами Карельской таможни было выявлено нарушение в области таможенного дела.
Обнаруженное нарушение выразилось в осуществлении индивидуальным предпринимателем Кольцовым С.А. в помещении торговой точки «Лапландия», расположенной по адресу: г.Петрозаводск, проезд Скандинавский, д.4, реализации и хранения алкогольной продукции иностранного производства, незаконно перемещенной через таможенную границу ЕАЭС без письменного декларирования, в отношении которой не уплачены таможенные пошлины, налоги и не соблюдены установленные ограничения.
Предметами административного правонарушения явилась следующая продукция:
3 бутылки вина «MATEUSROSE», 0,75L, Alс 11%; 6 бутылок бренди «ST-REMYXO», 1L, А1с 40%; 4 бутылки вина «BLACKVELVET», 1L, А1с 35%; 8 бутылок вина «BLACKVELVET», 1L, Alс 40%; 12 бутылок ликера «LАККА», 0,5L, Alc 15%; 9 бутылок виски «GRANDMACNISH», 1L, Alс 40%; 6 бутылок бренди «BARDINETVSOR», 1L, Alс 40%; 1 бутылка ликера «JAGERMEISTER», 1L, Alс 35%; 1 бутылка виски «BALLAMTINES», 0,5L, Alс 40%; 1 бутылка водки «MINTTU», 0,5L, Alс 50%; 2 бутылки текилы «SANJOSE», 0,7L, Alс 35%; 1 бутылка виски «BLACKVELVET», 1L, Alс 40%; 2 бутылки водки «ABSOLUTVODKA», 1L, Alс 40%; 4 бутылки виски «LAUDERS», 1L, Alс 40%; 9 бутылок водки «KOSKENKORVA», 1L, Alс 38%; 8 бутылок виски «BLACKVELVET», 1L, Alс 40%; 1 бутылка виски «BLACKVELVET», 1L, А1с 35%; 2 бутылки рома «KINGROBERT» 1L, Alс 43%, 1 бутылка джина «KINGROBERT» 1L, Alс 43%; 2 бутылки бренди «JP.CHENETXO», 0.7L, Alс 40%; 9 бутылок бренди «JP.CHENETVSOP», 0.7L, Alс 36%; 1 бутылка алкогольного напитка «BACARDIMOJITO» 1L, Alс 14.9%; 7 бутылок водки «MINTTUCHOCO», 0.5L, Alс 35%; 4 бутылки виски «LABEL 5», 0.5L, Alс 40%.
На каждой единице алкогольной продукции в общем количестве 104 штук имелась наклейка с надписью «DUTY FREE ONLY» или «ONLY FOR DUTY FREE» или «FOR DUTY FREE SALES ONLY», на фронтальной этикетке и контрэтикетке (на обратной стороне) бутылки водки «MINTTU» (50%) имеелась надпись «DUTY FREE SALES ONLY», а также наклейка «FOR DUTY FREE SALES ONLY», акцизные марки Российской Федерации отсутствовали.
Документов, подтверждающих таможенное оформление товаров на таможенной территории ЕАЭС и свидетельствующих о соблюдении мер технического регулирования, представлено не было.
С учетом положений ТК ЕАЭС в рамках таможенной процедуры беспошлинной торговли алкогольная продукция реализуется без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Поскольку в рассматриваемом случае при отсутствии на товарах маркировки федеральными специальными марками и единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, предусматривающая декларирование товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, в отношении иностранных товаров применена не была, указанное обстоятельство свидетельствует о незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Решением Арбитражного суда РК от 18 марта 2024 г., вступившим в законную силу по результатам его пересмотра 06 июня 2024 г. Тринадцатым арбитражным апелляционным судом, индивидуальный предприниматель Кольцов С.А. признан виновным в совершении противоправных деяний, предусмотренных ч.2 ст.14.16 и ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
В связи с установлением факта реализации и хранения товаров, которые с учетом невыполнения обязанности по их декларированию незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные платежи, уполномоченным должностным лицом Карельской таможни 29 ноября 2023 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении наряду с другими материалами дела передан на рассмотрение в Петрозаводский городской суд РК, и постановлением судьи индивидуальный предприниматель Кольцов С.А. привлечен к административной ответственности.
Исследовав по правилам ст.26.1 КоАП РФ подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельства применительно к заложенной в ст.16.21 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения и возложенным на индивидуального предпринимателя обязанностям, дав верное толкование нормам законодательства в затронутой области, судья городского суда правильно решил о доказанности в данном случае факта совершения Кольцовым С.А. инкриминируемого противоправного деяния в области таможенного дела.
Выводы судьи о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной стороны состава вменяемого деяния основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Постановление судьи вынесено в рамках предусмотренной нормами КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивировано, отвечает установленным ст.29.10 КоАП РФ требованиям.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Вопреки доводам жалобы с учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица, являются допустимыми, относимыми, достаточными для установления содеянного и обоснованно приняты в качестве таковых при вынесении обжалуемого акта.
Эти доводы были подвергнуты анализу судьей городского суда и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении от 29 ноября 2023 г. соответствует предусмотренным ст.28.2 КоАП РФ требованиям, содержит необходимые сведения для установления обстоятельств инкриминируемого деяния, подпись лица о разъяснении ему положений ст.51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1, 25.4 КоАП РФ.
Кольцову С.А. была предоставлена возможность дать объяснения по факту произошедшего события и отсутствие в протоколе об административном правонарушении записи о разъяснении положений ст.25.5 КоАП РФ создание препятствий к реализации процессуальных прав привлекаемым лицом, воспользовавшимся при рассмотрении судьей дела помощью защитника, не повлекло.
Заключение эксперта от 25 августа 2024 г. также получило надлежащую оценку судьи с точки зрения соблюдения процессуальных требований при проведении экспертизы, в том числе с учетом предупреждения эксперта об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, что подтверждается подписью эксперта в определении о назначении товароведческой экспертизы от 04 августа 2023 г. и непосредственно в экспертном заключении.
Акт таможенного осмотра помещений и территорий от 27 июля 2023 г., проведенного на основании предписания таможенного органа, соответствует требованиям ст.330 ТК ЕАЭС, не предусматривающей положений об участии понятых или проведении видеозаписи. Изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения, проведено должностным лицом 27 июля 2023 г. с соблюдением требований ст.27.10 КоАП РФ с участием Кольцова С.А. и применением видеозаписи.
При разрешении судьей ходатайств защитника нарушения ст.24.4 КоАП РФ судьей не допущено, вопрос об отклонении заявленных ходатайств разрешен с вынесением письменных мотивированных определений, законных оснований для разрешения до вынесения постановления по настоящему делу ходатайств о признании доказательств недопустимыми и прекращении производства по делу у судьи не имелось, доводы, изложенные в данных ходатайствах, получили оценку в судебном акте.
Таким образом, поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не допущено, постановление судьи, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кольцова С. А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195,г.Санкт-Петербург,ул.Садовая,д.26).
Судья Н.А.Колбасова