УИД 79RS0002-01-2020-007598-23
Дело № 2а-3049/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
с участием:
представителя административного истца Семченко О.В.,
представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС № 1 по ЕАО Щербилис Д.О.,
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению Фроловой Татьяны Ринатовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Фролова Т.Р. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что 04.07.2012 административный истец была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС № 1 по ЕАО в качестве индивидуального предпринимателя. 30.01.2015 она прекратила свою деятельность в качестве ИП. За период деятельности образовалась задолженность по страховым взносам в ПФР. Так, ограном вынесены: постановление о взыскании страховых взносов № от 15.04.2013 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 077,14 руб. и пени в размере 85,63 руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 1388,21 руб. и пени в размере 16,80 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 01.04.2014 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 479,20 рублей и пени в размере 1 052,96 руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 3 185,46 руб. и пени в размере 170,68 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 11.08.2015 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 17 328,48 руб. и пени в размере 3 883,87 руб. и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 3 399,05 руб. и пени в размере 457,94 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 09.08.2016 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 500,87 руб. и пени в размере 1 178,17 руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 3 650,58 руб. и пени в размере 212,44 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 09.11.2016 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 448,57 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 796,17 руб.
Считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания переданных органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ недоимок по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017. Налоговым органом не произведено списание имеющейся у нее задолженности по страховым взносам и пеням.
Просит суд признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, выразившееся в не списании налоговым органом задолженности по страховым взносам за период с 2013-2016 годы, обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО списать задолженность Фроловой (Сидоркиной) Т.Р. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 58 385, 69 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 11 623,30 рубля и пени в размере 13 303,23 руб., как безнадежную к взысканию.
Определением от 16.10.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в ЕАО.
Административный истец Фролова Т.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель административного истца Семченко О.В. в судебном заседании отказалась от административного иска в части требований об обязании списать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 58 385,69 руб., о чем представила заявление, в котором указала, что последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны. В остальной части требования уточнила, просила признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, выразившееся в не списании налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 2013-2016 годы, обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО принять решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7 471,38 руб. и пени в размере 4 046,28 руб., как безнадежную к взысканию. Требования обосновала доводами административного иска.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 1 по ЕАО Щербилис Д.О. в судебном заседании не возражала против прекращения производства в связи с отказом от административного иска в части. В остальной части заявленные исковые требования административного истца не признала, указала на законность и обоснованность оспариваемого бездействия. Пояснила, что ГУ УПФР в г. Биробиджане были вынесены постановления от 15.04.2013 №, от 01.04.2014 №, от 11.08.2015 №, от 09.08.2016 № о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период 01.01.2013 и направлены для исполнения в Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» ГУ УПФР в г. Биробиджане в порядке электронного обмена был передан в налоговый орган остаток задолженности: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в сумме 1483,35 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в сумме 7471,38 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 221,42, руб.; недоимка по страховым взносам обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 1633,19 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 737,51 руб.; недоимка по страховым на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 5439,54 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1208,39 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 8723,16 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 41130,56 руб.
Налоговым органом 29.11.2019 и 14.10.2020 признана безнадежной к взысканию и списана задолженность по обязательному пенсионному страхованию за периоды до 01.01.2017 полностью.
У налогоплательщика сохраняется задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в сумме 7471,38 руб., пени - 4017,38 руб., которая не подлежит списанию на основании письма Министерства финансов РФ от 27.02.2020 № 03-15-05/14217. Данные суммы недоимки и пени рассчитаны на основании постановлений пенсионного органа от 15.04.2013 №, от 01.04.2014 №, от 11.08.2015 №, с учетом оплаты и переданных сумм. Требование в адрес административного истца о наличии данной задолженности не направлялось, с требованиями о взыскании данной задолженности в судебном порядке не обращались.
Представитель заинтересованного лица Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя данного учреждения.
Суд с учетом мнения представителей административных истца и ответчика считает возможных рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
Согласно ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
От административного истца Фроловой Т.Р. поступило заявление об отказе от административного иска в части требований об обязании списать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 58 385,69 руб., в котором указано, что последствия отказа от иска разъяснены и понятны. Заявление подписано представителем Семченко О.В., имеющей соответствующие полномочия.
Суд считает возможным принять отказ административного истца от указанной части заявленных требований, поскольку он не противоречит закону, не нарушает прав сторон, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
До 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 18).
В соответствии с ч. 5 ст. 15 этого же федерального закона ежемесячный обязательный платеж (страховые взносы, уплачиваемые в течение расчетного периода, - часть 4 этой статьи) подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В случае неуплаты индивидуальным предпринимателем в установленный срок или неполной уплаты страховых взносов производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного федерального закона (части 2 и 3 статьи 18).
До принятия решения о взыскании страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (часть 3 статьи 19).
По общему правилу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется индивидуальному предпринимателю уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (части 2 и 3 статьи 22 этого же федерального закона).
Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках на основании решения о взыскании уполномоченного органа, который направляет в соответствующий банк поручение на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения данного срока (части 1, 2 и 5 ст. 19 названного федерального закона).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о таких счетах уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 14 ст. 19, ч. 2 и 3 ст. 20 этого же федерального закона).
С 01.01.2017 Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом РФ в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 Налогового кодекса РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 04.07.2012 Фролова (до заключения брака – Сидоркина) Т.Р. была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС № 1 по ЕАО в качестве индивидуального предпринимателя и 30.01.2015 прекратила свою деятельность.
За период деятельности у административного истца образовалась задолженность по страховым взносам в ГУ-УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району, которым вынесены: постановление о взыскании страховых взносов № от 15.04.2013 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 077,14 руб. и пени в размере 85,63 руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 1388,21 руб. и пени в размере 16,80 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 01.04.2014 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 479,20 рублей и пени в размере 1 052,96 руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 3 185,46 руб. и пени в размере 170,68 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 11.08.2015 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 17 328,48 руб. и пени в размере 3 883,87 руб. и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 3 399,05 руб. и пени в размере 457,94 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 09.08.2016 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 500,87 руб. и пени в размере 1 178,17 руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 3 650,58 руб. и пени в размере 212,44 руб.; постановление о взыскании страховых взносов № от 09.11.2016 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 448,57 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 796,17 руб.
Пенсионным органом вынесенные постановления, в том числе от 15.04.2013 №, от 01.04.2014 №, от 11.08.2015 №, направлены для исполнения в службу судебных приставов.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» пенсионным органом в порядке электронного обмена был передан в налоговый орган остаток задолженности: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в сумме 1483,35 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в сумме 7471,38 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 221,42, руб.; недоимка по страховым взносам обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 1633,19 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 737,51 руб.; недоимка по страховым на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в сумме 5439,54 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1208,39 руб.; пени на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 8723,16 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 41130,56 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговым органом 29.11.2019 и 14.10.2020 признана безнадежной к взысканию и списана задолженность по обязательному пенсионному страхованию за периоды до 01.01.2017 полностью (решения налогового органа от 14..10.2020, 11.12.2019, справки).
Согласно справке о состоянии расчетов за Фроловой Т.Р. числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в сумме 7471,38 руб., пени - 4033,25 руб.
С учетом изменения суммы задолженности административные исковые требования уточнены, административный истец просила признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, выразившееся в не списании налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 2013-2016 годы, обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО принять решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7 471,38 руб. и пени в размере 4 046,28 руб., как безнадежную к взысканию.
Пунктом 1 ст. 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу п. 5 ст. 59 Налогового кодекса РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 Налогового кодекса РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Федеральный законодатель в ст. 44 Налогового кодекса РФ, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (п. 4 данной статьи), закрепляя в пп. 1 - 4 п. 3 конкретные основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, указал, что таковыми могут быть признаны иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п. 5).
Так, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ).
Исходя из положений пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.
Учитывая, что в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ при определении размера недоимки по страховым взносам, признаваемой безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, законодатель с помощью отсылочной нормы указывает на ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в которой данный размер определялся только для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то по совокупности приведенных норм признается безнадежной к взысканию и списывается недоимка по страховым взносам только на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, и, соответственно, основания для признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, отсутствуют, в связи с чем правовых оснований для признания бездействия Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, выразившегося в не списании налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 2013-2016 годы, не имеется.
Из пояснений представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС № 1 по ЕАО Щербилис Д.О. следует, что требования в адрес административного истца об уплате вышеуказанной задолженности не направлялось, с требованиями о взыскании данной задолженности в судебном порядке не обращались.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Поскольку полномочиями по признанию недоимки по страховым взносам и пени безнадежными к взысканию и ее списанию наделен руководитель налогового органа по месту учета налогоплательщика, а не суд, отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм, то оснований для возложения обязанностей, то не имеется оснований для возложения на Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО обязанности принять решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7 471,38 руб. и пени в размере 4 046,28 руб., как безнадежную к взысканию.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 194, 195, 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2013-2016 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 58 385,69 ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 58 385,69 ░░░. – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 195 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.11.2020.