УИД № 14RS0016-01-2023-000209-35
Дело № 2-291/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 марта 2023 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Макаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Татьяны Анатольевны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) о взыскании задолженности по выплате среднего месячного заработка при увольнении, процентов за задержку выплаты компенсации,
у с т а н о в и л :
Орлова Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению ФНС России по Республике Саха (Якутия), которым с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплате среднего месячного заработка за 5 и 6 месяцы при увольнении в размере 95 670,57 руб., проценты за задержку выплаты за период с 13.04.2022 по 13.02.2023 в размере 15 814,34 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Иск мотивирован тем, что с 22.01.2013 по 22.10.2021 истица состояла в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Саха (Якутия) в должности <данные изъяты>; приказом от 18.10.2021 в связи с реорганизацией Межрайонных ИФНС России по РС(Я) путем присоединения к Управлению ФНС по РС(Я) и сокращением должности гражданской службы в государственном органе, трудовой договор между сторонами расторгнут, истица уволена с государственной гражданской службы с 22.10.2021; при увольнении истцу были выплачены денежная компенсация четырехмесячного содержания в размере <данные изъяты> руб. и компенсация за неиспользованный отпуск (50 кал.дн.) в размере <данные изъяты> руб.; при исчислении месячного денежного содержания и расчете компенсации не были учтены суммы денежных средств материального стимулирования в размере <данные изъяты> руб., выплаченные за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г.; с размером выплаченной суммы компенсации истец была не согласна и обращалась в суд с соответствующим иском; вступившим в законную силу решением суда от 03.03.2022 исковые требования были удовлетворены частично, а в части взыскания компенсации при увольнении в полном объеме – в размере <данные изъяты> руб., проценты за задержку выплат компенсации в размере 11 414,75 руб.; в связи с увольнением истицы из организации, расположенной в районах Крайнего Севера, ей был выплачен средний месячный заработок за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере <данные изъяты> руб., в связи с тем, что истица не была трудоустроена в течение пяти месяцев со дня увольнения; при исчислении среднего месячного заработка ответчиком не были включены средства материального стимулирования за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г.; сумма недоплаченного среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы составила <данные изъяты> за несвоевременную выплату среднего месячного заработка при увольнении ответчик обязан оплатить проценты в размере 15 814,34 руб. за период с 13.04.2022 по 13.02.2023.
На судебное заседание истица Орлова Т.А., ее представитель по доверенности Мутовкин В.А. не явились, заявлениями просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) Чайковская Е.В. в ходе судебного заседания исковые требования не признала, ссылаясь на изложенные в письменном возражении на исковое заявление доводы, просит в их удовлетворении отказать.
Выслушав доводы участника процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1, 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Законом о государственной гражданской службе.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021), фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.
Согласно статье 318 Трудового кодекса РФ - работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как следует из представленных материалов дела, истица Орлова Т.А. в период с 22.01.2013 по 22.10.2021 состояла в трудовых отношениях с Межрайонном ИФНС России № 1 по Республике Саха (Якутия) в должности <данные изъяты>.
Согласно приказу УФНС России по РС(Я) от 18.10.2021 № в связи с реорганизацией Межрайонных ИФНС России по Республике Саха (Якутия) путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) и сокращением замещаемой должности гражданской службы в государственном органе по ч. 1 п. 8.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», трудовой договор между сторонами расторгнут, прекращено действие трудового договора (расторгнут служебный контракт) от 25.03.2015 №, старший государственный налоговый инспектор Отдела выездных проверок Орлова Т.А. уволена с государственной гражданской службы с 22.10.2021, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 50 дней за период работы с 22.01.2021 по 22.10.2021, а также в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
При увольнении истцу выплачены денежная компенсация четырехмесячного содержания в размере <данные изъяты> руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 50 кал. дней в размере <данные изъяты> руб.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации № 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно № 302-12 и № 347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Сторонами не опровергнуто и подтверждается представленными в материалы дела документами-доказательствами, что при увольнении из организации, расположенной в районах Крайнего Севера, истице Орловой Т.А. выплачен средний месячный заработок за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере <данные изъяты> руб., поскольку последняя не была трудоустроена в течение пяти месяцев со дня увольнения; при исчислении среднего месячного заработка ответчиком не были включены средства материального стимулирования за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года.
Вступившим 01.06.2022 в законную силу решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03.03.2022 исковые требования Орловой Т.А. к Управлению ФНС по Республике Саха (Якутия) удовлетворены частично, судом постановлено взыскать с Управления ФНС по РС(Я) в пользу Орловой Т.А. задолженность по оплате компенсации при увольнении в размере <данные изъяты> руб., проценты за задержку выплат компенсации в размере <данные изъяты> руб., задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты> руб., проценты за задержку оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
При изложенных и установленных обстоятельствах, принимая во внимание представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, вступивший в законную силу судебный акт от 03.03.2022, суд приходит к выводу об обоснованности, а потому подлежащими удовлетворению заявленные стороной истца требования и взыскании суммы недоплаченного среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы в размере 95 670,57 руб. (<данные изъяты>), в силу положений ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату среднего месячного заработка при увольнении проценты (денежная компенсация) в размере 15 814,34 руб. за период с 13.04.2022 по 13.02.2023.
Представленный истцом расчет суммы иска ответчиком не оспорен, не опровергнут, контррасчет не представлен, согласно доводам стороны ответчика, расчеты истца с учетом ее уточнений сходятся с расчетом ответчика.
По общему правилу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, без учета размера удовлетворенных требований.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Отношения доверителя и представителя строятся в соответствии с действующим законодательством и, как правило, на условиях договора поручения или договора о возмездном оказании услуг. Важным для такого соглашения является определение условий оплаты вознаграждения за оказываемую юридическую помощь.
Таким образом, размер оплаты услуг представителя определяется соглашением сторон, то есть по их усмотрению.
Суд, решая данный вопрос, не вправе вмешиваться в условия договора об оказании юридических услуг, касающихся сумм вознаграждения представителю.
Однако часть 1 статьи 100 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан взыскивать указанные расходы в разумных пределах, таким образом, взыскание расходов на оплату услуг представителя законодатель ставит в зависимость от категории разумности пределов.
Согласно п. 13 указанного Постановления Пленума ВС РФ, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, удовлетворение исковых требований стороны истца является основанием для удовлетворения в разумных пределах требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя. Учитывая объем заявленных требований, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, продолжительность рассмотрения дела, удовлетворение требований стороны истца в полном объеме, с учетом принципа разумности пределов и учета конкретных обстоятельств, соотносимых с объектом судебной защиты (размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права), суд приходит к выводу об удовлетворении требования в части возмещения расходов на оплату услуг представителя частично и взыскании с ответчика в пользу истца 10 000 руб., признав указанную сумму разумной.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»). В соответствии с частью 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. ст. 50, 61.1. Бюджетного кодекса РФ, а также подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 429,69 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Орловой Татьяны Анатольевны удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) в пользу Орловой Татьяны Анатольевны задолженность по выплате пособия в размере среднего месячного заработка за 5 и 6 месяцы при увольнении в размере 95 670 руб. 57 коп., проценты за задержку выплаты за период с 13.04.2022 по 13.02.2023 в размере 15 814 руб. 34 коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., всего взыскать 121 484 (сто двадцать одна тысяча четыреста восемьдесят четыре) рубля 91 копейку.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республики Саха (Якутия) в доход муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 3 429 рублей 69 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Иванова С.Ж.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.04.2023 г.