Решение по делу № 2-3483/2016 от 17.10.2016

Дело №2-3483/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2016 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,

при секретаре Белокосовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Телегиной Н.П. к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Телегина Н.П. обратилась в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в ее фактическом пользовании находится жилой дом по адресу:<адрес>. Данный жилой дом был построен самовольно в1988 году. Земельный участок под жилым домом, площадью 1027 кв.м, был сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования – индивидуальные жилые дома.

В мае 2016 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу:<адрес>

Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ПС83/01-13/4отказал в предоставлении земельного участка, поскольку данный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне (ОД), градостроительным регламентов данной территориальной зоны эксплуатация жилого дома предусмотрена условно разрешенным видом использования. Также указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района.

Истец считает отказ незаконным, поскольку он противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и действующему законодательству.

Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости в нарушение Закона о кадастре, не внесены и координаты (границы) характерных точек территориальных зон г. Барнаула отсутствуют.

Какие-либо заключения об установлении санитарно-защитных зон на территории спорного земельного участка Управлением Роспотребнадзора не выдавалось.

Таким образом, спорный земельный участок может находиться в частной собственности.

С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, Телегин С.А.

В судебном заседании истица Телегина Н.П., ее представители Заболотская С.Н., Морозова Д.В. на доводах иска настаивали в полном объеме. Представитель истца Морозова Д.В. ссылалась на то, что отказ в предоставлении земельного участка истице противоречит действующему законодательству, так как никаких нарушений норм градостроительного, земельного, водного законодательства самовольным возведением жилого дома не допущено; препятствий к предоставлению земельного участка в собственность не имеется. Напротив, оспариваемым отказом ответчика нарушаются права истца на предоставление земельного участка в собственность.

Представитель ответчика Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Левкина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее возражала против удовлетворения иска, поясняя, что при рассмотрении заявления Телегиной Н.П. и принятии решения, комитет действующее законодательство РФ и охраняемые законом права истца не нарушил.

3-е лицо Телегин С.А. требования истца поддержал.

Представитель 3-го лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно требованиям ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с положением «О комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула», утвержденным решением Барнаульской городской Думы №33 от 26 декабря 2008 года, комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.

Пунктом 3.10 Положения о комитете предусмотрено, что во исполнение основных функций комитет принимает распоряжения об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции по предоставлению земельных участков на кадастровом плане территорий, образованных в результате перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет подготовку схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проектов постановлений администрации города об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции администрации города по предоставлению земельных участков.

Согласно п.п.4 абз.1 ст.2 Закона Алтайского края от 02.11.2015 года N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положениями этой правовой нормы предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, по адресу: <адрес> расположен жилой дом, являющийся самовольной постройкой, возведенной в 1988 году, о чем свидетельствует технический паспорт, на земельном участке, площадью 1027 кв.м (согласно кадастрового паспорта), который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.

В настоящее время жилой дом и земельный участок находится в фактическом пользовании у истицы Телегиной Н.П. и членов ее семьи.

В целях оформления прав на жилой дом и земельный участок истец 05.05.2016 г. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предоставлении земельного участка по указанному адресу на праве собственности.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула истцу отказано в предоставления земельного участка и 31.05.2016 направлен ответ, в соответствии с которым основанием для отказа является пункт 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно сведениям Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула земельный участок по адресу: <адрес> <адрес> расположен в общественно-деловой зоне (ОД), градостроительным регламентом которой эксплуатация жилого дома предусмотрена условно разрешенным видом использования. Также земельный участок также расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района.

Суд полагает, что решение комитета по земельным ресурсами и землеустройству города Барнаула является законным и обоснованным.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015г. N98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действиеЗемельного кодексаРоссийской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного иградостроительного законодательстваи предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской думы от 09.10.2012 года № 834, ответом комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула №550-в от 19.06.2016 г., подтверждается, что жилой дом по адресу: <адрес> расположен в общественно-деловой территориальной зоне (ОД).

В соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами, размещение индивидуальных жилыхдомовв данной зонеотноситсякусловноразрешенномувидуиспользованияземельных участков и объектов капитальногостроительства.

Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства носит особый порядок.

Статьей 39Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39Градостроительного кодекса РФ).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39Градостроительного кодекса РФ).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 статьи 39Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Материалы дела не содержат данных о том, что уполномоченным органом принималось решение о предоставлении истцу разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.

Таким образом, поскольку в соответствии с действующими на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 834 (в ред. от 30.10.2015 № 521), спорный земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне (ОД), где эксплуатация жилого дома предусмотрена условно разрешенным видом использования, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзац третий).

Также судом установлено, что спорный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, что является нарушением п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 90 названных Правил землепользования установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные законодательством Российской Федерации со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу подп. 1 ч. 2 ст. 56 того же Кодекса могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ст. 1 указанного закона факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен: находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. N74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

В соответствии с п.п.2,3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834, установлено, что в соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

При таких обстоятельствах, образование земельного участка для целей указанных Телегиной Н.П. является нарушением вышеприведенных норм градостроительного и земельного законодательства.

Доводы представителя истца об обратном основаны на неправильном толковании норм права.

Таким образом, судом установлено, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность принят уполномоченным лицом, при этом он основан на вышеуказанном законодательстве, не противоречит ему, и с учетом установленных судом обстоятельств по делу, не нарушает прав истца, в силу чего, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Телегиной Н.П. оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Э.А. Гладышева

2-3483/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Телегина Н.П.
Ответчики
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула
Другие
Морозова Д.В.
Телегин С.А.
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Заболотская С.Н.
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
17.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2016Передача материалов судье
21.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2016Предварительное судебное заседание
05.12.2016Судебное заседание
16.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее