Дело №2-228/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Торжок 03 апреля 2018 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Хозинской С.В., при секретаре судебного заседания Шейкиной Е.Г., с участием истца Кузнецовой Т.Ю. и ее представителя Сажневой Е.Н., а также представителя ответчика Пуриной Н.В., действующей на основании доверенности от 16 января 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Татьяны Юрьевны к муниципальному унитарному предприятию г. Торжка «Горэнерго» об обязании производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры согласно показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии и взыскании компенсации морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Кузнецова Т.Ю. обратилась в суд с иском к МУП города Торжка «Горэнерго» и просит обязать МУП города Торжка «Горэнерго» с 01 января 2017 года производить расчеты по оплате коммунальной услуги по отоплению согласно показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <данные изъяты>; взыскать с МУП г. Торжка «Горэнерго» в её пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; взыскать с МУП г. Торжка «Горэнерго» в её пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Р’ основании РёСЃРєР° указывает, что РІСЃРµ квартиры РІ многоквартирном жилом РґРѕРјРµ (РњРљР”), расположенном РїРѕ адресу: <данные изъяты>, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (РРџРЈ).
февраля 2018 года истцом в адрес ответчика в рамках досудебного урегулирования спора было направлено требование о необходимости производить расчеты по отоплению согласно показаниям установленного в квартире индивидуального прибора учета тепловой энергии.
февраля 2018 РіРѕРґР° был получен ответ, согласно которому ответчик отказался производить расчеты РїРѕ отоплению согласно показаниям установленного РІ ее квартире РРџРЈ тепловой энергии.
С указанной позицией ответчика истец не согласен, так как она противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, а именно: п.п. 2, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ст. 157 ЖК РФ, ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 19 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Обзору судебной практики Верховного Суда РФ от 06.07.2016 г. № 2 (вопрос № 4).
Согласно части 3 статьи 1 Гражданского кодека Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Рстец Кузнецова Рў.Р®. РІ судебном заседании исковые требования поддержала РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ.
Представитель истца Сажнева Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала и изложила суду позицию, аналогичную содержанию искового заявления.
Представитель ответчика - МУП г. Торжка «Горэнерго» - Пурина Н.В. в судебном заседании иск не признала, и пояснила, что в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иным правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 153 ЖК РФ определено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение,
электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а так же правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011г. издало Постановление № 354(далее - Постановление № 354), которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В частности, абзац второй пункта 42(1) Правил детализирует порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулами 2 и 2(1) приложения № 2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по отоплению.
Такое правовое регулирование порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ, в которой, как уже было указано выше, размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребления, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемого по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а так же передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии может осуществляться путем ее измерения приборами учета и расчетным путем.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190- ФЗ «О теплоснабжении» осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета: нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Абзацем пятым пункта 2 Правил установлено, что «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
Абзацем седьмым пункта 2 Правил установлено, что «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
Таким образом, содержание абзаца второго пункта 42(1) Правил, которое регламентирует порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулами 2 и 2(1) приложения №2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, не противоречит частям 1,3, статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В своем исковом заявлении истец с отсылкой к нормам Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее, Федеральный закон № 261), в частности ч.1 ст.13 указывает на то, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Однако ч. 1 статьи 13 ФЗ № 261-ФЗ в части организации такого учета до 31 июля 2017г. не распространялась на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Буквальное толкование данной правовой нормы не содержит запрета на установку приборов учета (индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета), а лишь указывает на отсутствие обязанности собственников по их установке, отсутствии обязанности теплоснабжающих организации предоставления предложений об оснащении таких объектов приборами учета, отсутствии обязанности теплоснабжающих организаций в совершении действий по оснащению приборами учета таких объектов.
Согласно справочным данным МУП города Торжка «Горэнерго» максимальный объем потребления тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> составляет 0,0614 Гкал/час., то есть менее 0,2 Гкал/час.
Таким образом, истцу для реализации своих прав, в части организации коммерческого учета поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) необходимо было установить индивидуальный и коллективный (общедомовой) прибор учета, поскольку, согласно пункту 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», коммерческий учет тепловой энергии может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями этой тепловой энергии.
Установленные Правилами права и обязанности исполнителя и потребителя коммунальных услуг не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
С 31 июля 2017 года в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261 (в редакции Федерального закона от 29.07.2017г. №279-ФЗ), требования настоящей статьи распространяются на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2016г. № 2 (Вопрос № 4) разъяснено, что в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер
платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Таким образом, в отсутствии прибора учета, позволяющего правильно определить объем ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается в соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил, который детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, не оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулами 2 и 2(1) приложения № 2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 261 «Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по
истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 261 до 1 января 2019г. собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3-7 статьи 13 Федерального закона № 261 (в соответствии с частью 5 статьи 13 указанного закона многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии).
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона № 261 до 1 июля 2018г. в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, теплоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжения которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Так же, в своем исковом заявление истец со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 06.07.2016г. (вопрос № 4) указывает на то, что при несовершении ресурсоснабжающими организациями (обязанными это сделать) действий по оснащению домов приборами учета и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая вопреки положениям ч.12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.Однако, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации до 31.07.2017г. МУП г.Торжка «Горэнерго» не было обязано устанавливать коллективные (общедомовые) приборы учета на объектах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Как уже указывалось выше, максимальный объем потребления тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> составляет 0,0614 Гкал/час., то есть менее 0,2 Гкал/час. Таким образом, ответственность в виде выпадающего дохода, вызванного отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, не ложится на предприятие.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 154 Р–Рљ Р Р¤ Рё собственники, Рё наниматели жилых помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ РІРЅРѕСЃСЏС‚ плату РїРѕ содержанию общего имущества РґРѕРјР°. Следовательно, предусмотренный абз.2 пункта 40 Правил РїРѕСЂСЏРґРѕРє оплаты коммунальной услуги РїРѕ отоплению, РІ соответствии СЃ которым плата Р·Р° услуги РїРѕ отоплению вносится потребителем этой услуги СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕ без разделения РЅР° плату Р·Р° потребление указанной услуги РІ жилом (нежилом) помещении Рё плату Р·Р° ее потребление РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, согласуется СЃ положениями Р–Рљ Р Р¤, РЅРµ противоречит федеральным законам или иным нормативным актам.
Определением от 05.09.2017г. № АП017-300 Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ признано, что акт, имеющий большую юридическую силу, устанавливающий иные правила определения количества полученной энергии, а так же порядок расчетов за нее, кроме Правил, отсутствует.
Полагает, что у МУП г.Торжка «Горэнерго» имелись все законные основания производить расчеты по отоплению с Кузнецовой Т.Ю., исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> 8.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Кузнецов В.Н., Кузнецов О.В., Кузнецов А.В., Кузнецова Н.В. в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьим лицам были направлены судебные извещения РїРѕ адресам, имеющимся РІ материалах дела, Р° также РѕРЅРё был извещены путем публичного размещения информации Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела РЅР° официальном сайте РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РІ сети В«Рнтернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав истца Кузнецову Т.Ю., её представителя Сажневу Е. Н., представителя ответчика Пурину Н.В, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Кузнецова Т.Ю., Кузнецов В.Н., Кузнецов О.В. на праве общей долевой собственности являются собственниками квартиры в двухэтажном восьмиквартирном жилом доме, общей площадью 75,8 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, договором дарения доли в праве общей собственности на квартиру серии <данные изъяты> (л.д. 12-15).
В указанной квартире, наряду с Кузнецовой Т.Ю., Кузнецовым В.Н., Кузнецовым О.В., проживают Кузнецов А.В., Кузнецова Н.В., малолетняя Кузнецова С.А., что подтверждено выпиской из домовой книги квартиросъемщика от 26 февраля 2018 года (л.д. 17).
21 августа 2016 года в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии и введен в эксплуатацию со сроком поверки по 21 августа 2020 года, что отражено в акте ввода в эксплуатацию квартирных приборов учета (л.д. 19).
РР· актов РґРѕРїСѓСЃРєР° РІ эксплуатацию узла учета тепловой энергии Сѓ потребителя Рё актов повторного РґРѕРїСѓСЃРєР° РІ эксплуатацию узла учета тепловой энергии Сѓ потребителя, утвержденных директором РњРЈРџ РіРѕСЂРѕРґР° РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго», следует, что РїРѕ состоянию РЅР° 03 апреля 2018 РіРѕРґР° узлы учета тепловой энергии были установлены Рё допущены РІ эксплуатацию РІРѕ всех
жилых и нежилых (холл) помещениях восьмиквартирного жилого дома № 24 по улице 2-ая Авиационная в городе Торжке Тверской области (л.д. 24-30).
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме отсутствует.
Согласно представленным счетам-квитанциям, с 01 января 2017 года начисление платы за отопление МУП города Торжка «Горэнерго» производится по нормативу.
Не согласившись с таким порядком расчетов за отопление, истец направил в адрес ответчика требование, в котором просил МУП города Торжка «Горэнерго» производить с ним расчеты за отопление по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии (л.д. 10).
Отказ в удовлетворении претензии ответчик мотивировал тем, что расчет за отопление по индивидуальному прибору учета без наличия общедомового прибора учета законодательством не предусмотрен, вследствие чего расчеты с потребителем будут производиться по утвержденному нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению (л.д. 11).
Вместе с тем в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01 июня 2013 года согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить
оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 01 июня 2013 года размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
При этом Закона об энергосбережении (часть 1 статьи 13) не требует обязательного установления общедомового прибора учета ресурсов в домах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых Гкал/час.
Согласно пояснениям представителя ответчика МУП города Торжка «Горэнерго», нагрузка отопления жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, подключённого к котельной № 17, составляет 0,06116 Гкал/час.
Таким образом, совокупность представленных истцом доказательств, исследованных и принятых судом, указывает на то, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, полностью оборудован индивидуальными приборами учета, а максимальный объем потребления тепловой энергии в указанном жилом доме составляет 0,06116 Гкал/час, то есть менее 0,2 Гкал/час.
При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст.118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон
(Постановления КС РФ от 05.02.2007 г. № 2-П, от 14.02.2002 г. № 4-П, от 28.11.1996 г. № 19-П, Определение КС РФ от 13.06.2002 г. № 166-0).
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (Определение КС № 1642-0-0 от 16.12.2010 г.).
Доказательств, свидетельствующих о том, что в жилом доме истца, расположенном по адресу: <данные изъяты>, имеют место какие-либо теплопотери при потреблении коммунальной услуги отопления, ответчиком не представлено, как не представлено доказательств того, что объём потребления жилого дома более 0,2 Гкал/час.
При таких обстоятельствах следует признать, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире истца должен определяться (рассчитываться) исходя из объема потребленной коммунальной услуги, определяемого по показаниям индивидуального прибора учета.
Доводы ответчика в возражении об обратном являются несостоятельными в силу приведенных выше правовых положений в логической взаимосвязи с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в обзоре судебной практики № 2 (2016), утвержденном 06 июля 2016 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и не могут быть положены в основу настоящего решения.
Рсковые требования обязать ответчика производить расчет платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению согласно показаниям индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета тепловой энергии подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд принимает во внимание, что правоотношения между Кузнецовой Т.Ю. и МУП города Торжка «Горэнерго» как исполнителем услуги по договору регламентируются Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», следовательно, положения названного Закона подлежат применению в рассматриваемом споре.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или
уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства требование о компенсации морального вреда истцом не аргументировано, не указано, какие именно нравственные и (или) физические страдания причинены ответчиком, какова их степень и характер.
Вместе с тем, учитывая объем допущенного ответчиком нарушения, суд считает разумным взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
Поскольку Кузнецовой Т.Ю. уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, она подлежит возврату истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика МУП города Торжка «Горэнерго» следует взыскать 300 рублей в возмещение расходов по госпошлине в доход городского округа город Торжок.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
исковые требования Кузнецовой Татьяны Юрьевны к МУП г. Торжка «Горэнерго» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МУП г. Торжка «Горэнерго» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению согласно показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <данные изъяты>.
Обязать МУП г. Торжка «Горэнерго» с 01 января 2017 года производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению согласно показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <данные изъяты>.
Взыскать с МУП г. Торжка «Горэнерго» в пользу Кузнецовой Татьяны Юрьевны компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей.
В удовлетворении иска о компенсации морального вреда в размере, превышающем 500 рублей, отказать.
Возвратить Кузнецовой Татьяне Юрьевне государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче искового заявления, в размере 300 (триста) рублей (чек-ордер Тверского отделения № 8607 филиал № 248 от 26 февраля 2018 года).
Взыскать СЃ РњРЈРџ РіРѕСЂРѕРґР° РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» (РРќРќ 6915002283, адрес местонахождения: Тверская область, РіРѕСЂРѕРґ РўРѕСЂР¶РѕРє, Ленинградское шоссе, РґРѕРј 52 Р±, дата государственной регистрации РІ Едином государственном реестре юридических лиц 09 РёСЋРЅСЏ 1992 РіРѕРґР°) РІ РґРѕС…РѕРґ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґР° РўРѕСЂР¶РѕРє 300 (триста) рублей РЅР° счёт: в„–40101810600000010005, получатель: Управление Федерального казначейства РїРѕ Тверской области (Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 8 РїРѕ Тверской области), РРќРќ 6915006545, РљРџРџ 691501001, ГРКЦ ГУ Банка Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области, Р‘РРљ 042809001, КБК 18210803010011000110, РћРљРўРњРћ 28750000.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия трешения в окончательной форме через Торжокский городской суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья С.В. Хозинская