Решение по делу № 7У-14134/2023 [77-357/2024 - (77-6212/2023)] от 12.12.2023

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                    № 77-357/2024

(№ 77-6212/2023)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

суда кассационной инстанции

г. Саратов                                                         30 января 2024 года

Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Бородиной С.А.,

судей Желонкиной Г.А., Строганова С.В.,

при секретаре Харламовой М.А.,

с участием:

прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Голишниковой Т.П.,

осужденного Васильева А.И., посредством видео-конференц-связи,

защитника осужденного – адвоката Финогеновой Т.И., представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Васильева А.И. на приговор Мокшанского районного суда Пензенской области от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года.

По приговору Мокшанского районного суда Пензенской области от 21 декабря            2022 года

Васильев А.И., <данные изъяты>, несудимый,

осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания постановлено исчислять с момента вступления приговора в законную силу, зачтено в срок лишения свободы в соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей с 13 июня 2022 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Разрешены вопросы о мере пресечения, судьбе вещественных доказательств, процессуальных издержках.

Апелляционным определением Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года приговор оставлен без изменения.

По этому же уголовному делу осужден ФИО19, судебные решения в отношении которого в кассационном порядке не обжалуются.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., изложившей содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы осужденного Васильева А.И., возражений на нее прокурора, выступление осужденного Васильева А.И. и его защитника - адвоката Финогеновой Т.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, просивших изменить судебные решения, переквалифицировать действия Васильева А.И. на ч. 5 ст. 33, ч. 3                       ст. 228 УК РФ и смягчить наказание, мнение прокурора Голишниковой Т.П., просившей судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

по приговору Васильев А.И. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, совершенном с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.

Преступление совершено на территории <адрес> в период ДД.ММ.ГГГГ при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Васильев А.И. выражает несогласие с судебными решениями как незаконными и необоснованными.

Указывает, что в основу вывода о его виновности в совершении инкриминированного преступления, судом положены недопустимые доказательства, а именно протокол осмотра предметов, документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при осмотре его сотового телефона марки «Redmi» обнаружены приложения «Tor Browser», «Orbot» и удаленные фотоизображения, которые не запрещены законом, при этом не было установлено, что удаленные с телефона приложения и файлы использовались в качестве средства незаконного оборота наркотических средств.

Обращает внимание, что удаленные файлы были восстановлены с помощью приложения, не сертифицированного должным образом в России для уголовного судопроизводства, а следовательно, не являются допустимыми доказательствами по делу; изъятый телефон с сим-картой был средством общения и не может являться орудием преступления и доказательством его вины, в связи с чем просит исключить его из числа вещественных доказательств и вернуть.

Полагает, что представленные в материалы уголовного дела результаты ОРМ не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, поскольку согласно справке о проведении ОРМ «Наблюдение» оперативно-розыскные мероприятия проводились в отношении неустановленных лиц, документов, подтверждающих наличие информации о причастности Васильева А.И. к незаконному обороту наркотических средств, не имелось.

Выражает несогласие с заключением судебно-психиатрической экспертизы              от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент инкриминированного ему деяния по состоянию психического здоровья способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку эксперты рядом с ним в момент совершения преступления не находились и не могли знать его психофизическое состояние.

Считает, что суд необоснованно положил в основу приговора показания             ФИО23 согласно которым между ними имелась договоренность о том, что в моменты закладок наркотических средств, либо взятия их из тайников, он следит за окружающей обстановкой и при возникшей опасности должен был предупредить об этом ФИО24 Полагает, что последний его оговаривает за возможное смягчение для себя наказания.

По мнению автора жалобы, доказательств, подтверждающих его вину в покушении на сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, не имеется, активной роли при совершении преступления не проявлял, не был осведомлен о маршруте и цели поездки, а должен был лишь сменить ФИО25 по договоренности с ним за рулем автомобиля, в связи с чем его действия следует квалифицировать как пособничество, а сама по себе передача наркотического средства другому лицу не подтверждает наличие умысла на их сбыт, с учетом того, что ему не было известно содержимое свертков и их объем.

Указывает, что преступление имеет формальный состав, наркотические вещества изъяты сотрудниками полиции, предполагаемые тяжкие последствия не наступили. Определяя вид и размер наказания суд не в полной мере учел его отношение к содеянному, данные о личности, частичное признание вины, раскаяние в содеянном, добровольное изобличение неустановленных участников преступления, его средний возраст, положительные характеристики с постоянного места жительства, ведение активного и здорового образа жизни, наличие высшего образования, к уголовной и административной ответственности он не привлекался, а также влияние назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи, в связи с чем назначил наказание, не соответствующее тяжести содеянного.

Просит приговор изменить, переквалифицировать действия на ч. 5 ст. 33, ч. 3                       ст. 228 УК РФ, применить пп. «д», «и» ч. 1 ст. 61, ст. 64 УК РФ и смягчить назначенное наказание, а также вернуть телефон сотовой связи.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Кирьянов И.Г. считает, что при рассмотрении уголовного дела нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов судом не допущено, просит судебные решения оставить без изменения.

Изучив материалы уголовного дела, доводы кассационной жалобы, возражений прокурора на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб, представлений суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.

Судебное разбирательство по делу проведено с достаточной полнотой и соблюдением основополагающих принципов уголовного судопроизводства, в частности, состязательности и равноправия сторон, которым были предоставлены равные возможности для реализации своих прав и созданы необходимые условия для исполнения их процессуальных обязанностей. Все ходатайства, заявленные сторонами, были разрешены в установленном законом порядке, по ним приняты обоснованные и мотивированные решения.

Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены с приведением в приговоре мотивов принятого решения.

Выводы суда о виновности Васильева А.И. в совершении инкриминированного ему преступления мотивированы, основаны на всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании доказательствах, а именно: показаниях осужденного ФИО9 о том, что он согласился на предложение знакомого заниматься распространением наркотических средств путем закладок, о чем рассказал Васильеву А.И. и предложил ему заниматься сбытом наркотиков вместе с ним, на что последний согласился за денежное вознаграждение. В один из дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вместе с Васильевым А.И. они забрали в разных районах <адрес> свертки с наркотическими средствами, спрятали их в моторном отсеке автомобиля и направились в <адрес> для оборудования закладок, но были задержаны сотрудниками полиции, свертки с наркотиками, а также их телефоны изъяты; показаниях Васильева А.И., частично признавшего свою вину, согласно которым от ФИО9 ему известно о договоренности последнего в сети «Интернет» с лицом по имени Денис о том, что за денежное вознаграждение после получения сообщения о местах закладок с наркотиками, их необходимо будет перевезти в <адрес> и оборудовать тайники, о месте нахождения которых сообщить Денису. ФИО26 предложил ему поехать с ним и перевезти наркотики за денежное вознаграждение, на что он согласился, и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО27 забирал из тайников на территории <адрес> наркотические средства, к двум из которых ездили вместе. Когда ехали в <адрес>, был осведомлен о том, что в машине перевозят наркотические средства, которые располагались в тайнике, оборудованном в моторном отсеке автомобиля; показаниях в судебном заседании свидетеля ФИО12- начальника отдела УНК УМВД России по <адрес>, из которых следует, что в июне 2022 года по поступившей в отдел оперативной информации была остановлена в <адрес> автомашина марки «АУДИ А4», при осмотре в моторном отсеке был оборудован тайник, где обнаружены семь свертков с находящимися внутри веществами, а в салоне - два сотовых телефона марки «IPhone» и «Redmi», в памяти которых имелись сведения о причастности указанных лиц к распространению наркотических средств; показаниях свидетелей ФИО13 - инспектора ДПС, ФИО14 - начальника ГД ОМВД России по <адрес>, оглашенных в суде показаниях свидетеля ФИО15 – оперуполномоченного полиции, подтвердивших участие в задержании автомобиля, на котором передвигались осужденные, его осмотре и изъятии из автомобиля свертков с находящимися внутри веществами и сотовых телефонов осужденных; показаниях свидетеля ФИО16 и оглашенных показаниях свидетеля ФИО17, которыми подтверждено их участие в качестве понятых при осмотре автомашины, на которой передвигались осужденные, изъятии семи свертков с веществами, двух сотовых телефонов и выдаче свертка, спрятанного в носке ФИО9; протоколе осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в автомобиле марки «АУДИ А4», регистрационный знак в моторном отсеке обнаружены и изъяты семь полимерных свертков с веществом внутри, в ходе осмотра ФИО28 выдал пакет с белым кристаллическим веществом, извлеченный из носка, надетого на его ноге; заключениях физико-химических экспертиз, согласно которым определена масса и вид наркотических средств, обнаруженных и изъятых у осужденных; протоколе осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в сотовых телефонах Васильева А.И. и ФИО9 имеются сведения об общении осужденных друг с другом посредством различных программ и мессенджеров в сети «Интернет»; зафиксированы программы, предназначенные для определения географических координат, переписка в телефоне у ФИО9 с пользователем, использующим ник-нейм, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, а также в телефоне Васильева А.И. среди удаленных файлов обнаружены фотоизображения, касающиеся незаконного оборота наркотических средств; других доказательствах, изложенных в приговоре.

Все изложенные в приговоре доказательства суд в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них дал оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности признал их достаточными для разрешения уголовного дела по существу, поскольку они соответствуют положениям ст. 74 УПК РФ, собраны с соблюдением требований ст. 86 УПК РФ

Оперативно-розыскные мероприятия по делу проведены в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с положениями Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2013 года № 30544), нарушений уголовно-процессуального законодательства при их процессуальном закреплении не допущено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, суд обоснованно положил в основу приговора показания осужденного по этому же делу ФИО9, поскольку они объективно подтверждаются письменными материалами дела и свидетельствуют о виновности Васильева А.И. в преступлении. Оснований для оговора                                   Васильева А.И. осужденным ФИО9 судом не установлено.

Несостоятельны доводы Васильева А.И. о том, что он не вступал с ФИО9 в предварительный сговор на совершение сбыта наркотических средств, не наблюдал за обстановкой при изъятии последним закладок с наркотическими средствами, достоверно не знал, что перевозимые ими наркотические средства предназначены для дальнейшего сбыта неопределенному кругу лиц, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами, исследованными в суде и приведенными в приговоре.

Квалифицирующий признак совершения преступления «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)» нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, поскольку общение по поводу сбыта наркотических средств между осужденными и неустановленным лицом, указывающим им алгоритм их действий, происходило в различных приложениях и программах с использованием указанной сети при помощи мобильного телефона.

Доводы Васильева А.И. о том, что он являлся лишь пособником в незаконной перевозке наркотических средств, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты, расценены судом как направленные на смягчение ответственности за содеянное. Обстоятельства дела, показания осужденного                     ФИО9 и свидетелей, а также количество обнаруженных и изъятых наркотических средств, свидетельствуют об умысле осужденного на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, но преступление не доведено до конца по не зависящим от них обстоятельствам.

Согласно разъяснениям, данным в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 14 (ред. от 16 мая 2017 года) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», об умысле на сбыт наркотических средств, растений, содержащих наркотические средства, могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п.

При установленных судом обстоятельствах, действия Васильева А.И. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, оснований для иной квалификации его действий не имеется

Несогласие автора жалобы с заключением амбулаторной первичной судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него не свидетельствует о том, что при ее назначении и производстве было допущено нарушение требований УПК РФ.

При назначении Васильеву А.И. вида и размера наказания судом учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о его личности, положительные характеристики по месту жительства и бывшей учебы, смягчающие наказание обстоятельства: частичное признание вины и раскаяние в содеянном, состояние здоровья осужденного и его близких родственников – <данные изъяты>, что он к уголовной и административной ответственности не привлекался, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи в связи с чем, назначенное наказание с учетом требований                     ст. 60, ч. 3 ст. 66 УК РФ является справедливым.

Правовых оснований для применения ч. 6 ст. 15, ч. 1 ст. 62, ст. 73 УК РФ при назначении наказания Васильеву А.И. у суда не имелось, а оснований для применения положений ст. 64 УК РФ при назначении наказания судом обоснованно не установлено, с чем соглашается суд кассационной инстанции.

Вид исправительного учреждения в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ определен правильно.

Вопреки доводам кассационной жалобы, принятое судом решение в части вещественных доказательств по уголовному делу соответствует требованиям ч. 3                 ст. 81 УПК РФ. Принадлежащий осужденному Васильеву А.И. телефон признан по делу вещественным доказательством, использовался осужденным при совершении преступления, в связи с чем суд с учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ обоснованно пришел к выводу о его конфискации в собственность государства.

Вид исправительного учреждения, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, судом определен правильно.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 389.9 УПК РФ проверил доводы апелляционной жалобы осужденного и обоснованно отверг их, указав в апелляционном определении мотивы принятого решения. Содержание апелляционного определения соответствует требованиям                          ст. 389.28 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных решений в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Поскольку существенных нарушений требований закона, повлиявших на исход дела, не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы осужденного и отмены либо изменения судебных решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

приговор Мокшанского районного суда Пензенской области от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года в отношении Васильева А.И. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

7У-14134/2023 [77-357/2024 - (77-6212/2023)]

Категория:
Уголовные
Истцы
Прокуратура Пензенской области
Прокуратура Мокшанского района Пензенской области
Другие
Цыпин Дмитрий Николаевич
Дружинин Сергей Викторович
Васильев Александр Иванович
Ольхов С.Г.
Финогенова Татьяна Ивановна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
30.01.2024Судебное заседание
30.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее