Решение по делу № 2-431/2017 от 23.05.2017

Дело № 2-431/2017г.

(объединенное с

гражданскими делами

№ 2-440/2017г. и

№ 2-441/2017г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2017 года

город Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,

при секретаре Т.А. Питченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Походяева А.А., Приходько И.В. и Феданюк Н.Н. к Федеральному казенному учреждению «Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании недополученной суммы районного коэффициента и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Походяев А.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании недополученной суммы районного коэффициента и возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указывая, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ принят в войсковую часть 82873-3 на должность <данные изъяты>, в нарушение закона истцу с марта 2017г. по апрель 2017г. Отделом финансового обеспечения МО РФ <адрес>, производится начисление районного коэффициента к заработной плате из расчета 20% вместо 25%, недополученная сумма районного коэффициента составляет: за март 445 рублей 80 копеек, за апрель 463 рубля 60 копеек, всего 909 рублей 40 копеек. На основании изложенного истец просит суд взыскать в его пользу с ответчика недополученную сумму районного коэффициента в сумме 909 рублей 40 копеек и обязать ответчика выплачивать в дальнейшем районный коэффициент в размере 1,25.

Приходько И.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании недополученной суммы районного коэффициента и возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указывая, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принята в войсковую часть 82873-3 на должность <данные изъяты>, в нарушение закона истцу с февраля 2017г. по апрель 2017г. Отделом финансового обеспечения МО РФ <адрес>, производится начисление районного коэффициента к заработной плате из расчета 20% вместо 25%, недополученная сумма районного коэффициента составляет: за февраль 426 рублей 30 копеек, за премию ФОТ 223 рубля 75 копеек, за март 426 рублей 30 копеек, за апрель 426 рублей 30 копеек, всего 1502 рубля 65 копеек. На основании изложенного истец просит суд взыскать в его пользу с ответчика недополученную сумму районного коэффициента в сумме 1502 рубля 65 копеек и обязать ответчика выплачивать в дальнейшем районный коэффициент в размере 1,25.

Феданюк Н.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании недополученной суммы районного коэффициента и возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указывая, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята в войсковую часть 82873-3 на должность <данные изъяты>, в нарушение закона истцу с февраля 2017г. по апрель 2017г. Отделом финансового обеспечения МО РФ <адрес>, производится начисление районного коэффициента к заработной плате из расчета 20% вместо 25%, недополученная сумма районного коэффициента составляет: за февраль 735 рублей 25 копеек, за март 511 рублей 50 копеек, за апрель 511 рублей 50 копеек, всего 1758 рублей 25 копеек. На основании изложенного истец просит суд взыскать в его пользу с ответчика недополученную сумму районного коэффициента в сумме 1758 рублей 25 копеек и обязать ответчика выплачивать в дальнейшем районный коэффициент в размере 1,25.

Определениями Славгородского городского суда от 24.05.2017г. исковые заявления приняты к производству Славгородского городского суда, возбуждены гражданские дела № 2-431/2017г, № 2-440/2017г. и № 2-441/2017г., к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Войсковая часть (<адрес>-2) и Министерство обороны Российской Федерации.

Определением суда от 27.06.2017г. гражданские дела № 2-431/2017г, № 2-440/2017г. и № 2-441/2017г., по искам Походяева А.А., Приходько И.В. и Феданюк Н.Н. к Федеральному казенному учреждению «Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании недополученной суммы районного коэффициента и возложении обязанности, объединены в одно производство, присвоен объединенному делу № 2-431/2017г.

В судебное заседание истицы не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Отдела финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», о времени и месте судебного заседания был извещен, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Войсковой части (<адрес>-2), о времени и месте судебного заседания был извещен, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания был извещен, о причине неявки суд не уведомил, заявлений ходатайств в адрес суда не направлял. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 года, подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976 года (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

Аналогично Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на полное вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).

Пленум Верховного суда РФ в п.8 своего Постановления от 17.03.2004 года за №2 «О применении судами Российской федерации Трудового кодекса РФ» разъяснил о том, что при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.11 ТК РФ нормы этого Кодекса подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем.

Как следует из материалов гражданского дела, а именно устава, Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», учреждение является некоммерческой организацией, является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, иные штампы и бланки, лицевые счета, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (<данные изъяты>).

Согласно п. 5.8. Устава взаимоотношения лиц гражданского персонала и руководителя учреждения, возникающие на основании договора (контракта), регулируются трудовым законодательством РФ и коллективным договором.

01.12.2015г. между ответчиком и третьим лицом Войсковой частью 82873-3 заключен договор на обслуживание и дополнительное соглашение к нему от 07.12.2016г., по условиям которого ответчик обязуется осуществлять финансово-экономическое обслуживание в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной Министерством обороны, в том числе выплата заработной платы гражданскому персоналу, указанный договор заключен на неопределенный срок (<данные изъяты>).

В соответствии с трудовым договором от 01.03.2017г. и трудовой книжкой, Походяев А.А. принят в Войсковую часть 82873-3 на должность <данные изъяты>, основанием указан приказ от 01.03.2017г. (<данные изъяты>), с окладом ежемесячно в размере 6 090 рублей 00 копеек, с начислением районного коэффициента в размере 20%.

В соответствии с трудовым договором от 01.01.2016г. и трудовой книжкой, Приходько И.В. принята в Войсковую часть 82873-3 в порядке перевода на должность <данные изъяты>, основанием указан приказ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с окладом ежемесячно в размере 4890 рублей 00 копеек, с начислением районного коэффициента в размере 20%.

В соответствии с трудовым договором от 20.07.2016г. и трудовой книжкой, Феданюк Н.А. принята в Войсковую часть 82873-3 на должность <данные изъяты>, основанием указан приказ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с окладом ежемесячно в размере 6600 рублей 00 копеек, с начислением районного коэффициента в размере 20%.

Как следует из представленных ответчиком документов, заработная плата начисляется истцу с учетом районного коэффициента 20%, указанный факт ответчиком не оспаривался и не опровергался, подтверждается в том числе отзывами ответчика относительно исковых требований истцов, в которых ответчик выражает сове несогласие и просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (<данные изъяты>).

Согласно справкам за подписью командира Войсковой части 82873-3, истцы по настоящее время работают в Войсковой части 82873-3 (<данные изъяты>).

Таким образом, судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком, заработная плата начисляется из расчета 20% районного коэффициента.

Не согласившись с доводами истцов, ответчик ссылается на коллективный договор, заключенным между командиром войсковой части 69806-Н (переформированной в войсковую часть 82873-3 в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) и трудовым коллективом, согласно которого оплата труда работников войсковой части производится на основе норм и требований трудового законодательства, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», в соответствии с Приложением № 2 к положению п. 21 приказа МО РФ № 255 для Славгородского района Алтайского края к заработной плате гражданского персонала применяется районный коэффициент 1,20.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Из наименования и текста Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" при буквальном его толковании следует введение указанного коэффициента с 1 января 1998 г., а также подчеркивается, что районный коэффициент повышается по предложению администрации Алтайского края, а не по инициативе Правительства Российской Федерации либо иных органов. Постановлением не только установлен размер районного коэффициента, дата его введения, территории, на которых он применяется, но и источники выплат.

Отдел, являющийся получателем федеральных бюджетных средств, осуществляет операции по их расходованию, в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств - Министерством обороны Российской Федерации. На основании изложенного следует, что заработная плата истцу выплачивается за счет средств федерального бюджета. В соответствии с утвержденным Уставом федеральное казенное учреждение не имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, поэтому дохода не имеет. Денежные средства из бюджета Алтайского края на финансирование деятельности Отдела не выделяются, поэтому применение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" при определении размера районного коэффициента к заработной плате истца - не допустимо.

Разрешая исковые требования истцов, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.146 и ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст.316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации; гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований; гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972г. № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для города Славгорода Алтайского края, повышен с 1, 15 до 1, 20.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1, 2 до 1, 25, в том числе и для города Славгорода. Расходы, согласно данному постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Таким образом, указанным постановлением установление районного коэффициента в размере 1,25 произведено за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы – за счет средств бюджета Алтайского края, в указанном постановлении отсутствует прямое указание на то, что затраты на выплату районного коэффициента в размере 1,25 осуществляются за счет средств федерального бюджета, то есть расходные обязательства Российской Федерации не возникли из указанного Постановления.

С учетом изложенного, размер районного коэффициента, установленный Постановлением Правительства РФ №1631 от 27.12.1997г., подлежит применению только в случае, если его выплата производится из средств бюджета Алтайского края или средств предприятий и организаций.

Однако как установлено судом, ответчик является Федеральным казенным учреждением, следовательно источником финансирования на оплату труда его работников являются средства федерального бюджета.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О некоммерческих организациях" функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Как установлено судом, ответчик наделен имуществом, являющимся федеральной собственностью, основным источником финансирования являются средства федерального бюджета, таким образом, у бюджета Алтайского края отсутствуют обязательства по финансированию деятельности государственного казенного учреждения (ответчика), в том числе в части оплаты труда его сотрудников, в связи с чем, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997г. размер районного коэффициента 1,25 не может распространяться на истцов.

В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» для Славгородского района установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,20.

Неопровержимых и допустимых доказательств того, что распорядителем средств федерального бюджета для ответчика в спорный период выделялись денежные средства для выплаты заработной платы работникам с применением районного коэффициента в размере 1,25, а не 1,20, суду представлены не были.

Таким образом, к настоящим правоотношениям Постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» не применимо, поскольку из буквального содержания указанного постановления следует, что Правительством России принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории в том числе города Славгород и Славгородского района в связи с тяжелыми климатическими условиями, при этом отражено, что расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края, а поскольку расходы на финансирование оплаты труда работников федеральных казенных учреждений не могут быть возложены на бюджет субъекта Российской Федерации, по смыслу указанного нормативного акта, его действие распространяется лишь на работников бюджетной сферы, финансируемых за счет средств бюджета Алтайского края, к которым истцы не относятся.

На основании изложенного, исковые требования истцов основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Походяева А.А., Приходько И.В. и Феданюк Н.Н. к Федеральному казенному учреждению «Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании недополученной суммы районного коэффициента и возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2017 года.

Председательствующий И.Н. Шполтакова

2-431/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ПОХОДЯЕВ А.А.
Ответчики
ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и республике Алтай»
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Войсковая часть №82873-3
Суд
Славгородский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
slavgorodsky.alt.sudrf.ru
23.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2017Передача материалов судье
24.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017Судебное заседание
19.07.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее