16RS0051-01-2023-010229-80
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081 тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Казань
08 февраля 2024 года Дело № 2-295/2024
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи М.И. Амирова
при секретаре судебного заседания Г.Р. Халиуллиной
с участием представителя истца ФИО11, представителя ответчика ФИО13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> об установлении факта принадлежности документов и признании права собственности на гараж в порядке наследования,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» об установлении факта принадлежности документов и признании права собственности на гараж в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что <дата изъята> умерла мать истца –ФИО1. Истец является наследником, принявшим наследство. Однако в состав наследства не был включен гараж с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, ГСК «Сокол», гараж 3-5, поскольку в справке <номер изъят> от <дата изъята>, на основании которой было зарегистрировано право собственности за ФИО1, выданной председателем ГСК «Сокол», отчество матери истца было указано с ошибкой – вместо «ФИО8» указано «ФИО9».
Вместе с тем принадлежность вышеуказанного гаража матери истца подтверждается справкой ГСК «Сокол», выпиской из реестра объектов жилищного фонда и иных объектов недвижимости <номер изъят> от <дата изъята>, выпиской из ЕГРН от <дата изъята>, постановлением Главы администрации <адрес изъят> Республики Татарстан <номер изъят> от <дата изъята>.
ФИО4 просил: установить факт, что справка, выданная <дата изъята> ГСК «Сокол» <номер изъят>, о том, что ФИО2 с 1976 года является членом ГСК «Сокол», гараж <номер изъят>, имеет на праве личной собственности кирпичный гараж размером 19 кв.м, паевой взнос в сумме двести рублей внесен полностью в 1976 году, арестов и запрещений на гараж не зарегистрировано, совершенная на имя ФИО2, в действительности совершена на имя ФИО1; признать за ним право собственности на гараж с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, ГСК «Сокол», гараж 3-5.
В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» заменен на надлежащего – Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят>, МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель ФИО4 – ФИО12 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО13 в судебном заседании исковые требования не признала.
Третье лицо ФИО18 в судебное заседание не явилась.
Третьи лица ГСК «Сокол», МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», нотариус ФИО14, нотариус ФИО17, Управление Росреестра по РТ, в судебное заседание не явились, представителя не направили, извещены.
Исследовав письменные материалы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из содержания статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 данного Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Из положений статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы принятия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из материалов дела следует, что ФИО1 умерла <дата изъята>. После смерти ФИО1 открыто наследственное дело. Наследниками, принявшими наследство, являются: истец ФИО4 (сын), ФИО15 (супруг), ФИО18 (дочь). Указанным лицам выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад в АБ «Татсоцбанк».
ФИО15 умер <дата изъята>. После смерти ФИО15 открыто наследственное дело №Н-250/07. Наследниками, принявшими наследство, являются истец и третье лицо ФИО18. Указанным лицам выданы свидетельства о праве на наследство по закону.
Согласно справке, выданной <дата изъята> ГСК «Сокол» <номер изъят>, ФИО2 с 1976 года является членом ГСК «Сокол», гараж <номер изъят>, имеет на праве личной собственности кирпичный гараж размером 19 кв.м, паевой взнос в сумме двести рублей внесен полностью в 1976 году, арестов и запрещений на гараж не зарегистрировано.
На основании указанной справки в БТИ внесены сведения о собственнике спорного гаража.
Согласно справке ГСК «Сокол» <номер изъят> от <дата изъята>, гараж <номер изъят>, принадлежит члену кооператива - ФИО3. Паевый взнос внесен в кооператив полностью. Долгов нет.
Согласно сведениям ЕГРН гараж с кадастровым номером <номер изъят> имеет площадь 20,7 кв.м и расположен по адресу: <адрес изъят>, ГСК «Сокол», гараж 3-5. Право собственности на указанный гараж ни за кем не зарегистрировано. Вместе с тем по состоянию на <дата изъята> право собственности на указанный гараж зарегистрировано за ФИО2 на основании справки ГСК «Сокол» от <дата изъята> <номер изъят>, о чем сделана запись в БТИ <дата изъята> в реестровой книге <номер изъят> на странице 37. Данные обстоятельства подтверждаются ответом АО «БТИ РТ» на запрос суда.
Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу пункта 5 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Судом установлено, что согласно данным наследодателя ее полное имя ФИО1. Однако в справке ГСК «Сокол» <дата изъята> ГСК «Сокол» <номер изъят> ее данные указаны как «ФИО2». На основании указанной справки ошибочные сведения были внесены при регистрации права на гараж в БТИ.
Данное обстоятельство препятствовало включению гаража в состав наследства после смерти ФИО1 и признанию права собственности за наследниками.
Принадлежность гаража именно наследодателю подтверждается пояснениями представителя истца, справкой ГСК «Сокол» <номер изъят> от <дата изъята>, не отрицалось ответчиком и третьими лицами.
Во внесудебном порядке внести исправления в документ не представляется возможным в связи со смертью ФИО1.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным заявление удовлетворить, установить факт, что справка, выданная <дата изъята> ГСК «Сокол» <номер изъят>, о том, что ФИО2 с 1976 года является членом ГСК «Сокол», гараж <номер изъят>, имеет на праве личной собственности кирпичный гараж размером 19 кв.м, паевой взнос в сумме двести рублей внесен полностью в 1976 году, арестов и запрещений на гараж не зарегистрировано, совершенная на имя ФИО2, в действительности совершена на имя ФИО1.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Принадлежность ФИО1 гаража подтверждается регистрацией права в органах БТИ. Судебные заседания неоднократно откладывались для выяснения отношения третьего лица ФИО18 к заявленным требованиям, однако указанное лицо в судебное заседание не явилось, каких-либо возражений не представило.
С учетом того, что судом установлен факт выдачи справки ГСК «Сокол» <номер изъят> от <дата изъята> наследодателю ФИО1, при этом истец является одним из наследников, принявших наследство после смерти ФИО1, право собственности на гараж зарегистрировано в органах БТИ, другой наследник с требованиями о признании права собственности на гараж не обращался, в судебные заседания возражений не представил, Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят> возражал против удовлетворения исковых требований, то требование о признании права собственности на заявленный объект недвижимости в порядке наследования подлежит частичному удовлетворению – в виде признания за истцом права собственности на 1/2 долю в праве собственности на гараж с кадастровым номером <номер изъят>.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░> ░░░ «░░░░░» <░░░░░ ░░░░░>, ░ ░░░, ░░░ ░░░2 ░ 1976 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░», ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 19 ░░.░, ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 1976 ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░1.
░░░░░░░░ ░░ ░░░4 (░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░>, ░░░ «░░░░░», ░░░░░ 3-5.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░