дело 2а-5414/2020
66RS0001-01-2019-010732-04
мотивированное решение
составлено 02.09.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Глухове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Данилова Александра Анатольевича к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции № 9 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу Антиповой О.А., отделу полиции № 9 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу о признании незаконными действий,
установил:
Данилов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции № 9 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу Антиповой О.А. (далее – начальник ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбург) о признании незаконным отказа в приеме документов для оформления заграничного паспорта внука <ФИО>1
В обоснование заявленных требований указано, что в декабре 2019 года дочь административного истца Данилова А.А. через личный кабинет портала "Госуслуги" подала заявление о получении паспорта нового поколения несовершеннолетним гражданином РФ в возрасте до 14 лет сыном <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Заявление зарегистрировано за №, уплачена государственная пошлина в размере 1750 руб. 12.12.2019 получено уведомление о записи на прием в подразделение по вопросам миграции для подачи документов, фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук заявителя на 24.12.2019 в 11:20 в кабинете № дома № 2а по ул. Красноуральская в г. Екатеринбург. В указанное время административный истец привел своего внука в подразделение по вопросам миграции для совершения вышеуказанных действий, предъявив нотариальную доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданную дочерью Даниловой А.А., в связи с выездом 06.11.2019 за пределы Российской Федерации. Однако сотрудники и начальник ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбург отказались принять документы и совершить действия, необходимые для оформления заграничного паспорта несовершеннолетнего гражданина РФ, в связи с тем, что данные действия могут осуществить только мать или отец ребенка, а нотариальная доверенность в данном случае не является правовым документом для оформления заграничного паспорта.
С указанными действиями административный истец не согласен, считает, что они нарушают права Даниловой А.А., <ФИО>1 и его, подрывают институт нотариата Российской Федерации. На основании изложенного, просит признать указанные действия незаконными и возложить на административного ответчика обязанность принять документы для оформления заграничного паспорта, провести процедуру цифрового фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук, выдать на руги готовый заграничный паспорт <ФИО>1
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбург, УМВД России по г. Екатеринбург, заинтересованного лица – несовершеннолетний <ФИО>1, законного представителя заинтересованного лица несовершеннолетнего <ФИО>1 – Данилова А.А.
В судебном заседании административный истец Данилов А.А. административные исковые требования поддержал. Указал, что с ноября 2019 года до настоящего времени его дочь Данилова А.А. находится за пределами Российской Федерации. Из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции она не имеет возможности вернуться из-за границы и лично обратиться за оформлением заграничного паспорта на сына <ФИО>1 Считает, что нотариальная доверенность предоставляет ему право обратиться в интересах внука <ФИО>1 за получением заграничного паспорта. Указанные в административном иске действия отдела полиции считает незаконными, нарушающими его право представлять интересы несовершеннолетнего внука, получить его паспорт и вывезти за пределы Российской Федерации с целью отдыха.
Представитель административного ответчика УМВД России по г. Екатеринбургу Яковлева Е.А. просила отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований. Указала, что для оформления заграничного паспорта несовершеннолетнего лица обязательна личная явка в миграционное отделение одного из родителей либо законного представителя. Административный истец законным представителем <ФИО>1 не является. Кроме того, выданная административному истцу нотариальная доверенность не предусматривает представление интересов несовершеннолетнего, а только самой Даниловой А.А.
Административный ответчик - начальник ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбург, представитель административного ответчика ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбург, заинтересованное лицо – несовершеннолетний <ФИО>1, законный представитель заинтересованного лица несовершеннолетнего <ФИО>1 – Данилова А.А. в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрен настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения административного истца Данилова А.А., представителя административного ответчика Яковлеву Е.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из преамбулы к Федеральному закону от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее – Закон № 114-ФЗ) следует, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 6 Закона № 114-ФЗ выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 114-ФЗ паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В спорный период порядок предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче загранпаспортов регламентировался Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденным Приказом МВД России от 27.11.2017 № 889 (далее – Административный регламент).
Согласно данному Административному регламенту заявителями на получение указанной государственной услуги могут быть: один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетнего гражданина со дня рождения и до достижения им 18-летнего возраста (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации) или гражданина, признанного судом недееспособным (ограниченно дееспособным), обратившийся в отношении этого гражданина с заявлением о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, либо с заявлением о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, несовершеннолетнему гражданину (п. 2.2).
При предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю направляется, в том числе уведомление о записи на прием в подразделение по вопросам миграции (п. 7, 7.1 Административного регламента).
Для предоставления государственной услуги заявителем лично предоставляются в подразделение по вопросам миграции либо в многофункциональный центр на бумажном носителе следующие документы:
Для оформления паспорта, содержащего электронный носитель информации, гражданам в возрасте до 14 лет:
Заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, несовершеннолетнему гражданину в одном экземпляре согласно приложению N 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864.
Свидетельство о рождении гражданина, которому оформляется паспорт, содержащий электронный носитель информации, с имеющимися в нем сведениями, удостоверяющими наличие у него гражданства Российской Федерации, предусмотренными пп. "в" или "д" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2011 № 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации".
В случае, если представленное в подразделение по вопросам миграции свидетельство о рождении не содержит сведений, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, дополнительно предоставляется один из документов, удостоверяющих наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, предусмотренных пп. "а", "б" и "е", либо упомянутого в пп. "г" п. 1 Указа № 444.
Документ, удостоверяющий личность законного представителя.
Документы, подтверждающие полномочия усыновителя, опекуна или попечителя - в случае подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, усыновителем, опекуном или попечителем.
Имеющиеся паспорт, содержащий электронный носитель информации, и (или) паспорт гражданина, которому оформляется паспорт, содержащий электронный носитель информации, если срок их действия не истек.
Заявление (произвольной формы) и один из документов, необходимых для изменения написания в паспорте, содержащем электронный носитель информации, фамилии и (или) имени гражданина, которому оформляется паспорт, содержащий электронный носитель информации, указанных в подпункте 37.1.6 настоящего пункта Административного регламента.
Заявление (произвольной формы) об объявлении ранее выданного паспорта, содержащего электронный носитель информации, недействительным в случае его утраты, составленное в соответствии с подпунктом 37.1.7 настоящего пункта Административного регламента.
Документы, перечисленные в подпунктах 37.1.2 - 37.1.7, 37.2.2 - 37.2.7, 37.3.2 - 37.3.7 пункта 37 Административного регламента в случае подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в форме электронного документа с использованием Единого портала предоставляются заявителем для оформления паспорта, содержащего электронный носитель информации, при личном обращении в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России после получения электронного уведомления о приеме заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, предусмотренного п. 137 Административного регламента (п. 37, 37.3, 37.3.1 - 37.3.7, 43 Административного регламента).
Согласно п. 52 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неявка заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России в течение 15 дней после его приглашения на прием в соответствии с п. 137 Административного регламента для представления документов, предусмотренных подпунктами 37.1.2 - 37.1.7, 37.2.2 - 37.2.7, 37.3.2 - 37.3.7 пункта 37 Административного регламента, цифрового фотографирования заявителя (лица, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации) и сканирования папиллярных узоров пальцев рук заявителя (лица, достигшего 12-летнего возраста, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации), если указанное заявление подавалось через Единый портал. Оформление паспорта, содержащего электронный носитель информации, приостанавливается до личного обращения заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.12.2019 через единый портал государственных и муниципальных услуг законный представитель несовершеннолетнего сына <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Данилова Анастасия Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением о выдаче паспорта нового поколения на несовершеннолетнего гражданина. Заявлению присвоен регистрационный №.
12.12.2019 Даниловой А.А. направлено уведомление о явке 24.12.2019 в 11:20 вместе с несовершеннолетним сыном <ФИО>1 в ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу для подачи документов, необходимых для получения паспорта нового поколения для гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
05.11.2019 Даниловой А.А., как законным представителем несовершеннолетнего сына на имя Данилова А.А. и Даниловой О.А выдана нотариальная доверенность 66 № о представительстве ее интересов во всех компетентных органах, учреждениях и организациях всех форм собственности, в том числе полиции по всем вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов ее несовершеннолетнего сына <ФИО>1
24.12.2019 Данилова А.А., действующая в интересах несовершеннолетнего сына <ФИО>1, через своего представителя Данилова А.А. обратилась в ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу для подачи документов, фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук <ФИО>1
Начальником ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу Антиповой О.А. в принятии документов у Данилова А.А., действующего на основании доверенности, фотографировании и сканировании папиллярных узоров пальцев рук <ФИО>1 отказано, предоставление государственной услуги приостановлено на основании п. 52 Административного регламента в связи с неявкой заявителя Даниловой А.А. в ОВМ ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу.
Таким образом, судом установлено и сторонами не оспаривалось, что оформление предоставления государственной услуги осуществлялось посредством представителя Даниловой А.А., в связи с тем, что последняя находилась за пределами Российской Федерации. Приехать в г. Екатеринбург для оформления документов она не имела возможности.
Административный истец Данилов А.А. считает, что приостановка предоставления государственной услуги, отказ в принятии документов, фотографировании и сканировании папиллярных узоров пальцев рук <ФИО>1 не основан на законе, нарушает его права как представителя и права несовершеннолетнего ребенка на выезд за пределы Российской Федерации.
Разрешая спор, анализируя указанные выше нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в данном случае указанные юридические действия по приему документов, фотографированию и сканированию папиллярных узоров пальцев рук <ФИО>1 не могут быть совершены представителем несовершеннолетнего лица, действующим на основании доверенности, и должны совершаться самим законным представителем несовершеннолетнего лица, поскольку это прямо предусмотрено законом (ч. 1 ст. 8 Закона № 114-ФЗ), а также Административным регламентом, принятым на основании и в соответствии с требованиями данного закона.
При этом суд учитывает, что действие на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятие органами государственной власти дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) носят временный характер, прав и интересов административного истца, заинтересованного лица и его представителя не нарушают.
Таким образом, суд признает действия административных ответчиков, выраженные в отказе принять от представителя по нотариальной доверенности Данилова А.А. документы на оформление заграничного паспорта несовершеннолетнего <ФИО>1, приостановлении предоставления государственной услуги соответствующими требованиям закона. Судом не установлено, что данные действия нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, заинтересованного лица и его представителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Данилова Александра Анатольевича к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции № 9 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу Антиповой О.А., отделу полиции № 9 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу о признании незаконными действий оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий