Дело № 2-360/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2015 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Березиной А.О., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецовой Е.В., представителя заинтересованного лица администрации МО ... Кашина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ... о признании незаконным бездействия в непринятии своевременных мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества-объекта культурного наследия регионального значения-церкви в выселке Горский и возложении обязанности принять меры для постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия в непринятии своевременных мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества-объекта культурного наследия регионального значения-церкви, расположенной в ..., и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства по охране объектов культурного наследия на территории МО ... установлено, что на территории поселения в ... располагается объект недвижимого имущества- церковь, которая является объектом культурного наследия регионального значения, принята на государственную охрану Постановлением администрации Архангельской области от ...г., на которую право собственности не зарегистрировано. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Администрация МО ... с заявлением о постановке указанной недвижимой вещи в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, не обращалась. Необходимость в постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйной вещи обусловлена отсутствием субъекта, который в силу нахождения на его балансе данного памятника культуры обязан принимать меры по его сохранению, использованию, популяризации, а также государственной охране.
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецова Е.В. заявленные требования прокурора поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации МО ... Кашин А.А. не возражал против удовлетворения заявления прокурора, просил установить срок исполнения судебного решения в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, в обоснование срока пояснил, что процедура подготовки необходимых документов по оформлению земельного участка, изготовлению технической документации на объект в целях последующего обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, потребует не менее полугода.
Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в том числе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно п.3ст. 44Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Устьянского района по письменному заявлению Министерства культуры Архангельской области проведена проверка по соблюдению исполнения законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения государственным и муниципальнымимуществоми законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории ....
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на территории муниципального образования ... в ... располагается объект недвижимого имущества- церковь.
Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения, памятники истории и культуры являются объектами недвижимого имущества.
Церковь в выселке Горский является объектом недвижимого имущества, прочно связанным с землей так, что её перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, т.е. отвечает признакам недвижимого имущества согласно ст. 130 ГК.
Согласно информации Министерства культуры Архангельской области ... от ... года, паспорта объекта культурного наследия церковь в ... построена в ... году из камня и кирпича, является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану Постановлением администрации Архангельской области от ...г. ... «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры ...». Границы территорий памятника не утверждены, земельный участок и объект в государственном кадастре недвижимости не учтены, права на земельный участок и на объект не зарегистрированы, проекты зон охраны не разрабатывались, охранное обязательство не заключалось.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО, следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости здание церкви, расположенной в выселке Горский.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, культуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки, техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории. Археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся источником информации и зарождения и развития культуры.
В соответствии сост. 6Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленныхнавыявление,учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.
Преамбулой Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Из паспорта объекта культурного наследия, а также из акта визуального осмотра объекта здания церкви в ..., составленного ...г. специалистами администрации МО ..., представленных фотографий, установлено, что здание церкви кирпичное, без отопления, водопровода и канализации, не эксплуатируется с ... года, здание находится в неудовлетворительном состоянии: наружный фасад в некоторых местах разрушился, косяки, рамы и двери отсутствуют, частично обрушены потолочные балки и кровля, потолок, пол отсутствует, внутренняя и внешняя облицовка здания частично повреждена.
В силу ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Судом установлено, что объект культурного наследия регионального значения- церковь в выселке Горский в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение ее в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25 июня 2002 года № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимоеимуществои сделок с ним" не заявляется, то есть фактически данный памятник культурного наследия в соответствии сост. 225Гражданского кодекса Российской Федерации являются бесхозяйной недвижимой вещью.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в суд не представлено.
В соответствии с ч. 3ст. 225ГК РФбесхозяйныенедвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимоеимущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 13 ч. 1ст. 14, п. 9 ч.2ст. 50Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Аналогичные положения содержатся в п. 13 ст. 7 Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... от ...г. № 82.
Как следует из части 1 статьи 2 Устава МО ...», в состав муниципального образования входит, в том числе территория ....
Таким образом, церковь, расположенная в ... находится на территории МО ..., данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Отсутствие собственника вышеуказанного объекта культурного наследия-церкви в ..., влечет неисполнение администрацией МО ... установленных законом и Уставом обязанностей по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления поселения обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Таким образом, администрация МО ..., на территории которого расположен названный выше объект культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорного объекта культурного наследия в силу его бесхозяйности на учет, с целью определения его дальнейшего собственника. Однако данных о принятии мер, направленных на постановку этого объекта культурного наследия на учет регистрирующим органом, суду не представлено.
Данное бездействие нарушает конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации.
В связи с выше изложенным, требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1,2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель заинтересованного лица Кашин А.А. просил установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заявителем возражений против установления указанного срока исполнения решения суда не предоставлено.
Суд полагает указанный срок разумным, принимая во внимание, что на подготовку документов, необходимых в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" для постановки на учет объекта бесхозяйного имущества требуется время.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО ... в непринятии своевременных мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества-объекта культурного наследия регионального значения-церкви, ....
Возложить обязанность на администрацию МО ... обратиться не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество –Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества-объекта культурного наследия регионального значения-церкви, выселок Горский.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Судья А.М. Рогачева.