Решение по делу № 2-1204/2023 от 05.04.2023

УИД 59RS0035-01-2023-001125-05

Дело № 2-1204/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск                                     29 мая 2023 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи                     Новиковой О.В.,

при секретаре судебного заседания                 Шишигиной Н.А.,

с участием

представителя истца                        Федоровой Ю.М.,

представителя ответчика                     Канашиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах Пушкова М.М. к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Соликамский городской прокурор в интересах Пушкова М.М. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации при осуществлении Межрайонным территориальным управлением № 7 Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ № 7 Минсоцразвития края) государственного управления в сфере предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи, в том числе по обеспечению инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно.

Проверкой было установлено, что <дата> была проведена медико-социальная экспертиза гражданина (), в результате Пушков М.М. был признан инвалидом <данные изъяты>, а также была составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПРА) , согласно которой Пушков М.М. признан нуждающимся в получении технического средства реабилитации (далее по тексту – ТСР) в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа).

<дата> Пушковым М.М. было подано заявление о предоставлении ему технического средства реабилитации в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа) на основании п. 2.2 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 года № СЭД-33-05-59-198.

Пушков М.М. был поставлен в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.

На момент проверки Пушков М.М. техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Соликамской городской прокуратурой <дата> в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

МТУ № 7 Минсоцразвития края был предоставлен ответ, согласно которому отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обуславливается отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.

Просил обязать МТУ № 7 Минсоцразвития края обеспечить Пушкова М.М. техническим средством реабилитации – креслом, табуретом, сиденьем для ванны (душа) в срок до <дата>; обязать Министерство социального развития Пермского края в срок до <дата> обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.

В судебном заседании помощник Соликамского городского прокурора Федорова Ю.М., действующая на основании удостоверения, настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Истец Пушков М.М. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, указав, что исковые требования прокурора поддерживает, просит их удовлетворить, что отражено в телефонограмме от <дата> (л.д. )..

Представитель ответчика МТУ № 7 Минсоцразвития края Канашина Е.Б., действующая на основании приказа и Положения, в судебном заседании просила отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, указав следующее. С учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 2 п. 9 Постановления от 28.06.2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» необходимо рассмотреть вопрос о переходе к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Из искового заявления прокурора не следует, какие положения Порядка обеспечения инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 года № СЭД-33-05-59-198, и какие сроки МТУ № 7 Минсоцразвития края нарушены. Также указал, что управление не уклоняется от рассмотрения заявления Пушкова М.М., он поставлен в реестр на получение ТСР, при этом возложение обязанности на Министерство социального развития Пермского края и МТУ № 7 Минсоцразвития края принять решение о предоставлении ТСР с конкретным сроком является вмешательством в компетенцию государственного органа власти и нарушением бюджетного законодательства РФ, а также не соответствует порядку. В силу ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» только федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, является обязательным и гарантированным для инвалидов. Нормы о возложении на субъект Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению инвалидам ТСР, или об утверждении на уровне субъекта Российской Федерации регионального перечня ТСР в Законе не предусмотрено. Реализация мероприятия «Обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно» осуществляется на основе добровольно взятых Пермским краем на себя обязательств, которые не предполагают обязанности Министерства обеспечить всех инвалидов Пермского края ТСР, входящими в региональный перечень и осуществляется исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств. То есть предусмотренное обеспечение инвалидов региональными ТСР является дополнительным мероприятием, направленным на обеспечение права инвалидов на устранение ограничений жизнедеятельности, осуществляемым Пермским краем самостоятельно за счет средств краевого бюджета, в связи с чем орган государственной власти Пермского края вправе определять условия и порядок такого финансирования, а также категории лиц, которым указанные ТСР предоставляются. В целях реализации указанных мероприятий приказом Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 года № СЭД-33-05-59-198 утвержден Порядок обеспечения инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно. Данный Порядок не предусматривает конкретный срок предоставления технического средства реабилитации инвалиду, инвалиды включаются в реестр. В настоящее время денежные средства на приобретение ТСР Министерством социального развития Пермского края выделены, МТУ № 7 Минсоцразвития края заключен государственный контракт на поставку ТСР, в том числе для истца. В ближайшее время ожидается поставка ТСР, в связи с чем иск прокурора считала преждевременным.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть дело в свое отсутствие, привел доводы, аналогичные доводам МТУ № 7 Минсоцразвития края, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ч. 3 указанной правовой нормы).

На основании ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно положениям ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

В целях реализации мероприятия 2.3.2. приложения 3 государственной программы «Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1316-п «Об утверждении государственной программы «Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края», приказом Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 года № СЭД-33-05-59-198 «Об обеспечении инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно» утвержден Порядок обеспечения инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, (далее по тексту – Порядок) и Перечень технических средств реабилитации (TCP), предоставляемых инвалидам, детям-инвалидам бесплатно за счет средств краевого бюджета (региональный перечень).

В соответствии с п. 1.2 Порядка техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р), обеспечиваются следующие категории инвалидов: инвалиды I, II, Ш групп (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); дети-инвалиды.

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не входящими в Федеральный перечень, осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых федеральным казенным учреждением медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, в соответствии с региональным перечнем (приложение 2 к приказу Министерства социального развития Пермского края).

При этом п. 1.4 Порядка закреплено, что обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджета Пермского края.

Из содержания п. 1.5 Порядка следует, что Межрайонные территориальные управления Министерства социального развития и Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края осуществляют закуп технических средств реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с региональным перечнем (приложение 2 к приказу Министерства); выдачу технических средств реабилитации.

В силу п. 1.6 Порядка Министерство осуществляет: направление в территориальные управления списков закупленных технических средств реабилитации для последующей выдачи инвалидам; распределение лимитов бюджетных обязательств в соответствии с заявками, поступившими из территориального управления; контроль за расходованием территориальными управлениями лимитов бюджетных обязательств.

В судебном заседании судом установлено, что <дата> была проведена медико-социальная экспертиза Пушкова М.М. (), в результате которой Пушков М.М. был признан инвалидом <данные изъяты>, а также была составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) , согласно которой Пушков М.М. признан нуждающимся в получении технического средства реабилитации в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа) с <дата> бессрочно.

<дата> Пушковым М.М. в МТУ № 7 Минсоцразвития края было подано заявление о предоставлении ему технического средства реабилитации в виде табурета для ванны.

Решением комиссии по вопросам обеспечения инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами за счет средств краевого бюджета от <дата>, оформленным протоколом , Пушков М.М. был поставлен в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.

В период с <дата> по <дата> Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что Пушков М.М. техническим средством реабилитации не обеспечен.

Соликамской городской прокуратурой <дата> в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края был предоставлен ответ, согласно которому отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обуславливается отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.

На момент рассмотрения гражданского дела Пушков М.М. техническими средствами реабилитации также не обеспечен. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для возложения на МТУ № 7 Минсоцразвития края обязанности обеспечить Пушков М.М. техническим средством реабилитации – табуретом для ванны и об отсутствии оснований для возложения на МТУ № 7 Минсоцразвития края обязанности обеспечить Пушкова М.М. техническими средствами реабилитации в виде кресла, табурета.

В соответствии с п. 1.7 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 года № 7-п, и п. 1.5 Положения о Межрайонном территориальном управлении № 7 Министерства социального развития Пермского края, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 25.05.2015 года № СЭД-33-01-03-266, финансирование деятельности Министерства и его территориальных органов осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно п. 3.2. Положения о Министерстве социального развития Пермского края, Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств бюджета Пермского края и получателя субвенций их федерального бюджета, внебюджетных и иных источников на реализацию возложенных на Министерство полномочий.

Доказательств выделения денежных средств из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий в отношении именно истца Пушкова М.М. на момент рассмотрения дела не представлено.

Таким образом, принимая во внимание, что именно Министерство социального развития Пермского края формирует и утверждает государственное задание МТУ № 7 Минсоцразвития края, являясь по отношению к учреждению главным распорядителем бюджетных денежных средств, имеются основания для возложения на Министерство социального развития Пермского края обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Вопреки доводам ответчиков возложение обязанности на МТУ № 7 Минсоцразвития края обеспечить истца ТСР и на Министерство обеспечить финансирование указанных мероприятий с конкретным сроком не является вмешательством в компетенцию государственного органа власти и нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, поскольку возложенные судом на ответчиков обязанности в данном случае определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности и не определяется усмотрением бюджетного учреждения.

Доводы ответчиков о том, что только федеральный перечень реабилитационных мероприятий, федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, являются обязательными и гарантированными для инвалидов, соответствующие программы не предполагают обязанности Министерства обеспечить всех инвалидов Пермского края ТСР, входящими в региональные перечень, основаны на неверном толковании действующего законодательства. Как было указано ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Не может суд принять во внимание доводы представителей ответчиков о том, что Порядок не предусматривает конкретный срок предоставления технического средства реабилитации инвалиду, что истец имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации в порядке очередности, поскольку они противоречат действующему законодательству.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в интересах Пушкова М.М. подлежат частичному удовлетворению.

Согласно статьям 204, 206 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенные прокурором сроки исполнения решения суда носят разумный характер, в том числе с учетом повседневной необходимости технического средства реабилитации истцу, являющемуся инвалидом III группы, для улучшения жизнедеятельности в рамках принятых органами государственной власти обязательств. Необоснованное отложение сроков исполнения данного решения приведет к существенным нарушениям прав истца.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах Пушкова М.М. удовлетворить частично.

Обязать Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края (ИНН ) в срок до <дата> обеспечить Пушкова М.М., <дата> года рождения (паспорт ), техническим средством реабилитации – табуретом для ванны (душа).

Обязать Министерство социального развития Пермского края (ИНН ) в срок до <дата> обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.

В удовлетворении остальной части исковых требований Соликамскому городскому прокурору в интересах Пушкова М.М. отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (05.06.2023 года).

Судья                                            О.В. Новикова

2-1204/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Соликамский городской прокурор в интересах Пушкова Михаила Михайлович
Пушков Михаил Михайлович
Ответчики
МТУ № 7 Минсоцразвития по Пермскому краю
Министерство Социального развития Пермского края
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Новикова Оксана Валерьевна
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее