Решение по делу № 33-2679/2022 от 17.03.2022

дело № 2-701/2022; 33-2679/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 апреля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Булгаковой М.В., Данилевского Р.А.,

при секретаре Толкачёвой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнякиной Н.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области – Яшкова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Шнякиной Н.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шнякина Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (далее – УФСИН России по Оренбургской области) об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца, указав в обоснование требований, что с 15 июля 2016 года состояла в браке с Ш.Н.М. который умер *** года. Ш.Н.М. являлся получателем пенсии за выслугу лет. В период брака она находилась на полном иждивении супруга, доход супруга являлся основным источником средств к существованию. С 21 января 2017 года она является пенсионером по возрасту. Установление данного факта ей необходимо для реализации пенсионных прав - получения пенсии по случаю потери кормильца. Просила установить факт нахождения Шнякиной Н.Г. на иждивении супруга Ш.Н.М..; признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца и возложить на УФСИН России по Оренбургской области обязанность производить ей выплату пенсии по случаю потери кормильца с момента смерти Ш.Н.М.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 января 2022 года исковые требования Шнякиной Н.Г. удовлетворены частично. Суд установил факт нахождения Шнякиной Н.Г., *** года рождения, на иждивении супруга Ш.Н.М., умершего *** года. Этим же решением за Шнякиной Н.Г. признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В удовлетворении остальной части требований Шнякиной Н.Г. отказано.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шнякиной Н.Г. об установлении факта нахождения на иждивении, суд первой инстанции исходил из того, что Ш.Н.М. и Шнякина Н.Г. являлись супругами, в связи с чем на их имущество, в том числе на доход от пенсии, распространялся режим совместной собственности, и установив, что приходящаяся на истца ? доля общего дохода супругов превышала доход истца на *** рублей, иного дохода, в том числе от имеющейся в собственности недвижимости, истец не имела, пришел к выводу о том, что доход Ш.Н.М. являлся для Шнякиной Н.Г. основным и постоянным источником средств существования.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Из материалов дела следует, что с 15 июля 2016 года Шнякина Н.Г. состояла в браке с Ш.Н.М., который умер *** года.

С 21 января 2017 года Шнякина Н.Г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ежемесячный размер пенсии Шнякиной Н.Г. до февраля 2021 года составлял *** рубля, с февраля по июль 2021 года – *** рублей, с августа 2021 года – *** рубля, что подтверждается справкой УПФР в г. Оренбурге от 3 сентября 2021 года.

Согласно ответу ОПФР в Оренбургской области от 9 декабря 2021 года за период с 1 января 2020 года и по настоящее время в региональной базе данных персонифицированного учета отсутствуют сведения о работодателях, осуществляющих пенсионные отчисления на застрахованное лицо Шнякину Н.Г.

Ш.Н.М. являлся получателем пенсии за выслугу лет с 3 февраля 2003 года по 31 июля 2021 года.

Ежемесячный размер пенсии Ш.Н.М. в период с июля 2020 года по сентябрь 2020 года составлял по *** рубля, а с октября 2020 года по июнь 2021 года – *** рублей.

Кроме того Ш.Н.М. являлся получателем страховой пенсии по старости, размер которой ежемесячно составлял с января 2020 года по декабрь 2020 года по *** рубля, с января 2021 года по июль 2021 года – *** рубля.

Таким образом, в течение последнего года жизни доход Ш.Н.М. от получения двух пенсий составлял от *** до *** рублей.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в статье 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в том числе семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, состоявшие на их иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта «б» части 3 статьи 29 названного закона считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 1).

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

По смыслу названных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии).

Для установления факта нахождения на иждивении необходимо определить соотношение между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и собственными доходами члена его семьи, и такая помощь должна быть основным и постоянным источником средств к существованию.

Согласно пункту 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие).

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (пункт 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации).

С учетом приведенных норм доходы каждого из супругов, в том числе полученные ими пенсии, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.

Учитывая, что приходящаяся на истца Шнякину Н.Г. ? доля ее пенсии была более чем в два раза меньше приходящейся на нее ? доли двух пенсий ее супруга, судебная коллегия соглашается с тем, что получаемое истцом содержание от супруга являлось основным и постоянным источником средств к существованию Шнякиной Н.Г., в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно установил факт нахождения истца на иждивении своего супруга.

Поскольку на момент смерти супруга Шнякина Н.Г. являлась нетрудоспособным лицом в связи с достижением возраста 55 лет и находилась на иждивении супруга Ш.Н.М.., вывод суда о признании за истцом права на получение пенсии по случаю потери кормильца является правильным, соответствующим вышеприведенному правовому регулированию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что помощь супруга не превышала собственный доход истца, не соответствуют вышеприведенным обстоятельствам, в связи с чем, отмену обжалуемого решения не влекут.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определении изготовлено 12.04.2022

33-2679/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шнякина Нина Геннадьевна
Ответчики
УФСИН России по Оренбургской области
Другие
Мотронюк Валентина Юрьевна
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Булгакова Марина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
17.03.2022Передача дела судье
06.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022Передано в экспедицию
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее