Дело № 2а-1820/2020
УИД 75RS0002-01-2020-002542-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Чита
Судья Ингодинского районного суда г. Читы Калгина Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите Забайкальского края к Морозову В. А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – МИФНС России № 2 по г. Чите) обратилась с вышеназванным иском, просила взыскать с Морозова В.А. (ИНН <данные изъяты>), налоговую задолженность в сумме 23 172,57 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ – 3 796,85 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 596,21 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ – 2 842,04 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 237,57 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии – 14 488,77 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 1 211,13 рублей. В обоснование иска административный истец ссылается на то, что налогоплательщику были выставлены требования об уплате недоимки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщалось о наличии задолженности и сумме пеней. Требования не исполнены. Одновременно административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением в суд о взыскании данной задолженности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании части 7 статьи 150, статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
По правилам части 4 и 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Одним из условий, подлежащим проверке судом при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение срока обращения в суд.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» закреплено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, функции по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истёкшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до указанной даты. Однако, взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) осуществляется налоговыми органами на основании решений, принятых указанными Фондами (статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, ст. 19, 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
Судом установлено, что Морозов В.А. (ИНН <данные изъяты>) являлся плательщиком страховых взносов, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Как следует из искового заявления, приложенной справки о наличии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налогов, за административным ответчиком числится налоговая задолженность: страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истёкшие до ДД.ММ.ГГГГ – 3 796,85 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 596,21 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 2 842,04 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 237,57 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховая пенсия) за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 14 488,77 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 1 211,13 рублей, всего 23 172,57 рублей.
В обоснование иска МИФНС России № 2 по г. Чите ссылается на неисполнение административным ответчиком требования об уплате недоимки по страховым взносам № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ).
В установленный срок и до настоящего времени оплата указанных задолженностей не произведена.
При таких обстоятельствах, наличие у Морозова В.А. задолженности по уплате заявленных в иске страховых взносов, налогов, пеней и штрафа нашло своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждается справкой МИФНС России № 2 по г. Чите о числящейся за административным ответчиком недоимки.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объёме уплате страховых взносов. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (статьи 23, 45, пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
Аналогичный порядок предусматривался Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» (далее – Федеральный закон о страховых взносах), регулирующим вопросы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями до 01.01.2017.
Уплата исчисленных ежемесячных платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование производится в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (часть 5 статьи 15 Федерального закона о страховых взносах, действовавшего до 01.01.2017).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Аналогичное положение о направлении в трёхмесячный срок со дня выявления недоимки плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов было установлено и частью 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах.
В пункте 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» разъяснено, что под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после её представления.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налогов обеспечивается пенями, порядок расчёта и взыскания которых установлен статьёй 75 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ пенёй признается установленная этой статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд РФ в своих определениях (определение от 08.02.2007 № 381-О-П, от 17.02.2015 № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на её принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Поскольку пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств принятия таких мер в соответствии с действующим законодательством налоговым органом при рассмотрении данного дела не представлено, указанное исключает возможность взыскания вышеуказанных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При определении предельного срока обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховых взносам, пеней, налогов, штрафа суд учитывает совокупность следующих сроков: трёхмесячного срока, установленного частью 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячного срока, предусмотренного для обращения в судебном порядке.
МИФНС России № 2 по г. Чите за судебным приказом не обращалась, с настоящим административным исковым заявлением обратилась ДД.ММ.ГГГГ, пропустив срок для обращения в суд. Административный истец просит восстановить срок на подачу заявления о взыскании указанной задолженности, в обоснование ходатайства доказательств уважительности причин пропуска срока не представил, в связи с чем, ходатайство удовлетворению не подлежит.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения иска по настоящему административному делу не имеется в связи с пропуском срока.
Ввиду того, что МИФНС России № 2 по г. Чите утрачены правовые способы взыскания вышеуказанной недоимки, установленные судом обстоятельства по настоящему делу являются основанием для применения положения подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ в части признания задолженности в сумме 23 172,57 рублей безнадёжной к взысканию и возникновения в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса РФ права на её списание.
При отказе в иске издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, подлежат взысканию с истца. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины, следовательно, в связи с отказом в иске обязанность по уплате им государственной пошлины в соответствующий бюджет не возникает.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований МИФНС России № 2 по г. Чите к Морозову В. А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истёкшие до ДД.ММ.ГГГГ – 3 796,85 рублей, пени по указанному страховому взносу – 596,21 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 2 842,04 рублей, пени по указанному страховому взносу – 237,57 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая пенсия) за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 14 488,77 рублей, пени по указанному страховому взносу – 1 211,13 рублей, всего 23 172,57 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение может быть отменено судом, принявшим решение, по ходатайству заинтересованного лица если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлечённого к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Судья Л.Ю. Калгина