дело № 3а-93/2020 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Махачкала 30 июля 2020 года
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Денгаеве И.Б.,
с участием представителя административного истца ООО «Триумф» (ОГРН 1080545001921) – Джафарова К.Р., представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан – Акаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Триумф» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО «Триумф» (далее также – Общество) обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12 200 кв.м., видом разрешенного использования - земельные участки баз и складов, расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, возле производственной базы ДЛМПУМС, кадастровой стоимостью 17741 850 руб., указывая в обоснование, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет 7242 530 руб., что подтверждается отчетом оценщика Алиева М.Г. (ООО «Има-Ком») № 313/19 от 04.12.2019 г., данное обстоятельство нарушает права Общества, так как влечет увеличению налогооблагаемой базы.
В судебном заседании представитель административного истца Джафаров К.Р. поддержал заявленные требования, просил определить кадастровую стоимость земельного участка в размере 7242 530 руб., установленном в отчете оценщика.
Административный соответчик - Управление Росреестра по Республике Дагестан, заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан, администрация ГО «город Каспийск», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, об отложении не просили; от администрации ГО «город Каспийск» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного соответчика Правительства Республики Дагестан Акаева А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указав, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка является обоснованной, отчет оценщика и заключение судебной экспертизы не подтверждают рыночную стоимость.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 12 200 кв.м., расположенный по адресу Республика Дагестан, <адрес>, возле производственной базы ДЛМПУМС.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН от 22.11.2019 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка составляет 17741850 руб.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.
Эта же дата указана и в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости как дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Из выписки из ЕГРН от 22.11.2019 г. об основных характеристиках объекта недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 15 мая 2003 года, то есть до даты формирования перечня.
В связи с изложенным и вышеприведенными положениями Федерального закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость данного объекта недвижимости подлежит определению по состоянию на дату формирования перечня, т.е. на 1 декабря 2012 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости путем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан (далее – Комиссия) административным истцом соблюден.
11 декабря 2019 г. Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением от 16 декабря 2019 г. № 119/АМ Комиссия отказала в принятии к рассмотрению заявления Общества, ссылаясь на пропуск срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Административным истцом представлен в суд отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от 04.12.2019 г. № 313/19, согласно которому по состоянию на 1 декабря 2012 года его рыночная стоимость составляет 7242 530 руб.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выводов оценщика судом по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан по делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта Дзудцевой Т.В. (ООО Аудиторская Фирма «Аудит-Консалтинг») от 24.03.2020 г. № 5-ОПМХ-Э-2020, предупрежденного об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12 200 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, возле производственной базы ДЛМПУМС, по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет 10297000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая вышеуказанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта; экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; изложенная в заключении последовательность определения стоимости объекта оценки понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных экспертом методов объекта оценки и определяемому виду стоимости; заключение содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к заключению, что позволяет проверить использованные им сведения; установленная экспертом рыночная стоимость земельного участка, а также содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности.
В свою очередь административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка, не представлено, ходатайств о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость земельного участка по состоянию на дату установления кадастровой стоимости.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из выписки из ЕГРН от 22.11.2019 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2013 г.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков Общество обратилось в Комиссию 11 декабря 2019 г., то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 ст. 24.12 Закона слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд уважительными и восстанавливает пропущенный срок, поскольку до принятия ФЗ N 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов земельных участков на территории Республики Дагестан.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года, утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан.
Согласно истребованной судом из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД выписке из ЕГРН от 16.07.2020 г. сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 5 февраля 2020 года.
Между тем данное обстоятельство не лишает административного истца права на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в пунктах 14 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе архивной, должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, в случае, если сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности), а действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В этой связи, поскольку на день вынесения решения суда сведения о новой кадастровой стоимости принадлежавшего административному истцу объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учитывая, что приказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан» вступил в силу с 1 января 2020 года, установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период с начала ее использования в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей до 1 января 2020 года.
Таким образом, заявленные административным истцом по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено превышение кадастровой стоимости земельного участка в сравнении с его рыночной стоимостью, что нарушает права административного истца, так как влечет увеличение налогооблагаемой базы и уплату налога на землю в завышенном размере.
При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, о том, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением в Комиссию (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Триумф» (ОГРН 1080545001921) удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № площадью 12200 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, возле производственной базы ДЛМПУМС, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 10297 000 (десять миллионов двести девяносто семь тысяча) рублей.
Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению до 1 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 декабря 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение суда составлено 10 августа 2020 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев