Дело № 2-3495/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13.09.2017 года Бийский городской суд Алтайского края в составе судьи Елясовой А.Г., при секретаре Париновой Е.Ю.,
с участием истцов - помощника прокурора города Бийска Артеменко ФИО6, Казанцевой ФИО7, представителя ответчика АО «БийскэнергоТеплоТранзит» Зелинской ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Бийска в интересах Казанцевой ФИО9 к АО «БийскэнергоТеплоТранзит» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме и возложению оплаты стоимости данного прибора на собственников помещений, возложении обязанности исключить из лицевого счета задолженности по оплате стоимости прибора учета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Бийска, действуя в интересах Казанцевой В.Ф., обратился в Бийский городской суд к АО «БийскэнергоТеплоТранзит», попросив суд: признать незаконными действия ответчика по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в составе тепловычислителя СПТ-943, 2 преобразователей расхода в составе ПРЭМ-Д-32, преобразователя расхода ПРЭМ-Д-20, термопреобразователя КТПТР-01, термопреобразователя ТПП, 3 датчиков давления СДВ-и, GSM-модема Cinterion BGS2T в многоквартирном жилом доме по <адрес>, в <адрес>; признать незаконными действия АО «БийскэнергоТеплоТранзит» по возложению обязанности по оплате стоимости общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по <адрес>, в <адрес>; возложить обязанность на ответчика исключить из лицевого счета на имя Казанцевой В.Ф., открытого на жилое помещение по <адрес>, задолженность по оплате стоимости прибора учета тепловой энергии и расходов на его установку.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 30.12.2016 года ответчиком АО «БийскэнергоТеплоТранзит» в многоквартирном жилом доме по <адрес>, в <адрес>, был установлен прибор учета тепловой энергии (теплоносителя), стоимостью 219 960,8 руб., который введен в эксплуатацию 20.06.2017 года. Обязанность установки коллективного (общедомового) прибора учета предусмотрена и возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме положениями подп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем законодателем предусмотрено исключение из указанного правила, в соответствии с которым в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), требование об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяется ( ч.1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ).
Согласно расчету тепловых нагрузок на отопление и горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома по <адрес>, в <адрес>, выполненном ООО «Промгражданпроект», максимальный часовой объем потребления тепла составляет 0,185690 Гкал/час.
Таким образом, в силу закона на собственников помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>, в <адрес>, не может быть возложена обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, а также обязанность по оплате стоимости прибора учета и расходов по его установке, если она произведена иным лицом.
Поскольку ответчиком в отсутствие законных оснований установлен общедомовой прибор учета в многоквартирном доме по <адрес>, в <адрес>, и необоснованно возложена обязанность на собственников помещений по оплате стоимости данного прибора учета, в том числе и на собственника квартиры <адрес>, - Казанцеву В.Ф., истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Истцы Казанцева В.Ф. и помощник прокурора города Бийска Артеменко Т.А. в полном объеме поддержали заявленные требования, указав в их обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «БийскэнергоТеплоТранзит» Зелинская Н.Н. исковые требования не признала, указав, что ответчик произвел установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме по <адрес>, в <адрес>, во исполнение п.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязывающей организации совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, поскольку собственники данного жилого дома в нарушение вышеуказанной нормы в срок, установленный законом, не оснастили дом общедомовым прибором учета. При этом согласно проекту узла учета тепловой энергии и теплоносителя в жилом доме по адресу: <адрес>, максимальный объем потребления тепловой энергии составляет 0,203941 Гкал/ч, соответственно, установка прибора учета в многоквартирном доме является обязательной. Представленный истцом расчет максимальных нагрузок многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненный ОООО «Промгражданпроект», составлен неточно, без учета необходимых исходных данных, что привело к снижению величины максимальной часовой нагрузки. Кроме того в соответствии с изменениями, вынесенными в ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии является обязательным, в том числе, и для домов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Представитель третьего лица АО «Бийскэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, сведений о причинах своей неявки в судебное заседание не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Казанцева В.Ф. проживает в жилом помещении №, расположенном в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д.8).
Ответчик АО «БийскэнергоТеплоТранзит» согласно свидетельству о регистрации права на теплосеть общей протяженностью 1 315,0 м, техническому паспорту на теплосеть и схеме теплоснабжения города Бийска является основным транспортировщиком тепла от Бийской ТЭЦ-1, в том числе и в жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.77, 78,79-83).
В силу ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг ( ч.1 ст.157 ЖК РФ).
Частями 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, подлежащем оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не установили в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратились об установке соответствующего прибора в организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, организации, указанные в ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета(ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
В силу ч.9 ст.13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в установленный законом срок не был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии.
30.12.2016 года ответчиком АО «БийскэнергоТеплоТранзит» в указанном жилом многоквартирном доме был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (теплоносителя) (ОДПУ) в следующей комплектации: тепловычислителя СПТ-943, 2 преобразователей расхода в составе ПРЭМ-Д-32, преобразователя расхода ПРЭМ-Д-20, термопреобразователя КТПТР-01, термопреобразователя ТПП, 3 датчиков давления СДВ-и, GSM-модема Cinterion BGS2T (л.д.48-51).
20.06.2017 года данный общедомовой прибор учета тепловой энергии был введен в эксплуатацию (л.д.45-46).
Согласно расчету часовой нагрузки на отопление и горячее водоснабжение дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, произведенного АО «БийскэнергоТеплоТранзит» общая часовая нагрузка на жилой дом составила 0,201036 Гкал/час (л.д.43-44).
В то же время в соответствии с Расчетом тепловых нагрузок на отопление и горячее водоснабжение указанного жилого дома, составленного ООО «Промгражданпроект», максимальный часовой объем потребления тепла составляет 0,185690 Гкал/час.
Правовым основанием для обращения истца в суд с настоящим иском явились положения ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении, в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 466-ФЗ, согласно которым требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространялись на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Вместе с тем Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (п.1 ст.9 Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) в часть 1 ст.13 Закона об энергосбережении были внесены изменения и исключены слова "или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)".
Изменения, внесенные в Закон об энергосбережении, вступили в силу с 31.07.2017 года.
Таким образом, на момент рассмотрения дела на собственников помещений многоквартирных домов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, также возложена обязанность по оснащению дома общедовым прибором учета, а в случае, если такой прибор был установлен организацией, поставляющей тепловую энергию, - и обязанность по возмещению данной организации расходов по его установке.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Аналогичные положения содержатся и в ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в соответствии с которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
При этом в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено, то есть избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Иных оснований для признания действий ответчика незаконными, кроме предусмотренных ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 466-ФЗ, истец не указал, а потому, суд, руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение в пределах заявленных требований по основаниям, указанным истцом.
Поскольку судом на момент рассмотрения дела установлена обязанность собственников помещений многоквартирного дома, в котором проживает истец, по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, и по возмещению ответчику расходов по оплате стоимости установки такого прибора, суд не усматривает нарушений прав истца действиями ответчика, и в связи с этим не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Бийска в интересах Казанцевой ФИО10 к АО «БийскэнергоТеплоТранзит» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья Елясова А.Г.