Гр. дело № 2-4230/16-2023
46RS0030-01-2023-005552-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2023 года город Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Костиной К.А.,
с участием помощника прокурора ЦАО г. Курска – Евсюкова А.С.,
при секретаре Захаровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального административного г. Курска в защиту интересов Прокоповой Алины Сергеевны в лице законного представителя Прокоповой Екатерины Николаевны к Администрации Центрального округа города Курска о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального административного округа г. Курска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Прокоповой Алины Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации ЦО г. Курска, в котором просит взыскать с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетней Прокоповой Алины Сергеевны – Прокоповой Екатерины Николаевны денежную компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В обоснование заявленного требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, возле <адрес> несовершеннолетнюю Прокопову Алину Сергеевну укусила безнадзорная собака в левую голень. Как следует из пояснений матери ребенка – Прокоповой Е.Н. собака была без хозяина, без ошейника, поводка и бирок. В тот же день Прокопова Е.Н. с несовершеннолетней дочерью обратились в ОБУЗ «Курская областная детская больница» за медицинской помощью. Несовершеннолетней проводилась вакцинация против бешенства вакциной «Кокав». Указывает на то, что назначенные Прокоповой А.С. уколы от бешенства были болезненными и переносились тяжело. Поскольку несовершеннолетний ребенок перенес нравственные и физические страдания, подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда с органа, ответственного за организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с безнадзорными животными, отлову и содержанию бездомных животных в целях безопасного проживания граждан на территории г. Курска.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Евсюков А.С., действующий в интересах несовершеннолетней Прокоповой А.С. в лице законного представителя Прокоповой Е.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Законный представитель несовершеннолетней Прокоповой А.С. – Прокопова Е.Н. в судебном заседании пояснила, что ее ребенок после происшествия испытал сильный стресс, у нее появилось чувство страха перед животными. Ребенок перенес физические страдания вследствие болезненных уколов для предотвращения инфекционных заболеваний из-за укуса бездомного животного.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации ЦО г. Курска по доверенности Сосова Е.В. заявленные исковые требования не признала, поддержала письменные возражения и дополнения к возражениям относительно исковых требований, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Курска по доверенности Барсукова О.А. в судебном заседании поддержала письменные возражения на исковое заявление, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представители АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» Управления ветеринарии Курской области, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Таким образом, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, в том числе моральный, являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом на потерпевшем лежит бремя доказывания обстоятельств, связанных с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, к которым, в частности, относятся жизнь и здоровье (ст.150 ГК РФ), а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.32 своего постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», разъяснил, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В силу положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий (п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Потерпевший в связи с причинением вреда здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения истцу морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнюю Прокопову Алину Сергеевну укусила безнадзорная собака.
ДД.ММ.ГГГГ Прокопова Е.Н. и Прокопова А.С. обратились в ОБУЗ «Курская областная детская клиническая больница» за медицинской помощью с жалобами на наличие укушенной раны неизвестной собаки. В ходе осмотра врачом-травматологом было установлено, установлен диагноз: <данные изъяты> Назначен полный курс вакцинопрофилактики против бешенства вакциной КОКАВ. Вакцинация проводилась в условиях травмпункта ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются картой обратившегося за антирабической помощью, медицинской картой амбулаторного больного, выпиской из карты.
Таким образом, с учетом изложенного, обстоятельства, при которых несовершеннолетней Прокоповой Алине Сергеевне причинен вред здоровью, нашли свое объективное подтверждение в медицинской документации, объяснениях в суде несовершеннолетней Прокоповой А.С. и ее матери Прокоповой Е.Н. Ребенок в результате нападения причинен моральный вред, она перенесла нравственные и физические страдания.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что причинение несовершеннолетней Прокоповой Алине Сергеевне физических и нравственных страданий вследствие укуса бездомной собаки материалами дела доказано.
Учитывая, что причинение вреда здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, несовершеннолетней Прокоповой Алине Сергеевне в лице законного представителя, имеет право на компенсацию морального вреда.
Принимая во внимание характер причиненных несовершеннолетней Прокоповой Алине Сергеевне физических и нравственных страданий, длительность лечения, возраст (10 лет), фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен моральный вред, степень вины причинителя вреда, а также учитывая, что после полученных телесных повреждений в виде укуса собаки потерпевшая не была госпитализирована, никаких дальнейших негативных последствий данное событие не повлекло, в последующем за медицинской помощью не обращалась, суд приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда в размере 50 000 руб. отвечает требованиям разумности и справедливости.
Определяя лицо, виновное в причинении вреда, суд исходит из следующего:
Согласно п. 2 ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животныхБезнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 231 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность. В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ орган государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с пунктами 6, 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен. Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено определение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными, без владельцев, в перечень которых входит и отлов животных без владельцев (подпункт "а" пункта 4). В подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относится установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В подпункте 15 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.Как следует из п.п.3,6 Постановления Администрации Курской области от 24.12.2019 № 1322-па «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Курской области», организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными является государственным полномочием, переданным для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органам местного самоуправления городских округов Курской области.Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными включают в себя: отлов животных, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных п.5 Порядка, привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - организации по отлову) в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.Согласно пп.7, п.3.6 Положения об администрации Центрального округа г.Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 08.12.2018 Г-7-РС администрация округа в области осуществления функций по реализации отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Курской области организует проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Законом Курской области от 19.12.2022 N 145-ЗКО "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (принят Курской областной Думой 13.12.2022), распределены субвенции из областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом Курской области "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".Таким образом, из приведенных норм ГК РФ и указанных нормативных правовых актов следует, что на ответчике лежит обязанность по организации мероприятий по отлову и содержанию бездомных животных в целях безопасного проживания граждан на территории г. Курска, следовательно, ответственность за вред, причиненный безнадзорным животным, при отсутствии собственника животного, возлагается на орган местного самоуправления.Доводы ответчика о том, что между органом местного самоуправления в лице администрации ЦО г. Курска и АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» был заключен муниципальный контракт, согласно которому АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» обязуется выполнить отлов, содержание и возврат в прежние места обитания животных без владельцев на территории ЦО г. Курска, основанием для освобождения ответчика от ответственности не является, поскольку ненадлежащее исполнение исполнителями обязательств по обращению с животными без владельцев не освобождает орган местного самоуправления от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам при осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий.Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (п.п.3 и 4 ст.242.2 БК РФ). Суд приходит к выводу о том, что в спорном правоотношении по настоящему делу надлежащим ответчиком является администрация ЦО г. Курска, представляющая интересы муниципального образования «город Курск».С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет требования истца частично и взыскивает с Администрации ЦО г. Курска за счет казны муниципального образования «город Курск» в пользу Прокоповой Екатерины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней Прокоповой Алины Сергеевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп.Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Центрального административного г. Курска в защиту интересов Прокоповой Алины Сергеевны в лице законного представителя Прокоповой Екатерины Николаевны к Администрации Центрального округа города Курска о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ЦО г. Курска за счет казны муниципального образования «город Курск» в пользу Прокоповой Екатерины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней Прокоповой Алины Сергеевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
В окончательной форме решение суда изготовлено 14.11.2023 года.
Судья: