Решение по делу № 2а-1228/2021 от 20.04.2021

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    27 июля 2021 года                                                           г. Чита

    Ингодинский районный суд г. Читы в составе

    председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,

    при ведении протокола помощником судьи Мироновой В.И.

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьева В. В. о признании незаконным и отмене заключения врача, решения призывной комиссии о призыве на военную службу, возложении обязанности,

    установил:

В административном иске Соловьев В.В., указывает, что был обследован в медицинской организации, обладающей лицензией на оказание медицинских услуг, по результатам обследования был выставлен диагноз – <данные изъяты>. Сопутствующее: <данные изъяты>. Это заболевание дает основания для признания ограничено годным к военной службе. Соловьев В.В. представил заключение врачам-специалистам призывной комиссии отдела военного комиссариата Забайкальского края по г. Чите. Врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, дали заключение о категории годности к военной службе «Б», что позволило вынести призывной комиссии решение о призыве на военную службу. В связи с чем просит признать незаконным и отменить заключение врача о признании Соловьева годным к военной службе с незначительными ограничениями, а также признать незаконным решение призывной комиссии, возложить на призывную комиссию обязанность вынести решение об утверждении категории годности «В» ограниченно годен.

В судебном заседании административный истец участия не принимал, просило рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель военного комиссариата Забайкальского края Бянкина И.А. против иска возражала по доводам письменного отзыва.

По правилам статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Соловьев В.В. принят на воинский учет 18.02.2016 в отделе Военного комиссариата Забайкальского края. 16.10.2020 на заседании призывной комиссии ему установлена категория годности – Б (годен к военной службе с незначительными ограничениями), показатель предназначения 3.

Решение призывной комиссии объявляется призывнику немедленно. Поэтому о присвоении категории годности Соловьев В.В. узнал не позднее 16.10.2020.

С настоящим иском он обратился 15.04.2021 (сдав иск в почтовое отделение).

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Следовательно, срок на оспаривание решения призывной комиссии истекал 16.01.2021. В данный срок Соловьев В.В. обратился с иском 01.12.2020. Данное административное исковое заявление было оставлено без движения, а в дальнейшем определением от 26.12.2020 возвращено. Эти документы истец не получил (возвращены отправителю), хотя они были направлены заказным письмом с уведомлением своевременно и по адресу Соловьева. Несмотря на это 03.02.2021 (ШПИ <данные изъяты>) Соловьев В.В. вновь обращается с административным иском, который вновь определением от 11.02.2021 оставляется без движения и определением от 03.03.2021 возвращается. Эти документы Соловьев не получает по почте, но получает лично 12.04.2021. Кроме того, 01.03.2021 (ШПИ <данные изъяты>) Соловьев подает административный иск в целях устранения недостатков определения от 11.02.2021, но он проходит самостоятельную регистрацию и определением судьи от 10.03.2021 оставляется без движения, а в дальнейшем 19.03.2021 возвращается.

Суд полагает, что срок на обращение в суд Соловьевым пропущен, поскольку первоначально поданное в срок административное исковое заявление было оставлено без движения по мотивам ненадлежащего оформления. В декабре 2020 года Соловьев не получил данные документы, хотя по правилам статьи 165.1 ГК РФ несет риск возникновения неблагоприятных последствий, связанных с неполучением корреспонденции по причинам от него зависящим. При этом следующее обращение в суд состоялось только 03.02.2021, то есть по истечении более месяца с момента возвращения предыдущего иска. С учетом ограниченного срока на подачу иска по данной категории дел такое промедление нельзя полагать разумным.

Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Приведенные в ходатайстве о восстановлении срока доводы несостоятельны, поскольку истец на момент повторного обращения в суд с иском срок уже был пропущен по неуважительной причине и дальнейшее движение второго и третьего исков не имеют правового значения для восстановления срока.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 02.12.2013 №1908-О, исчисление сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей публично-правовых отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 46).

В связи с чем суд считает возможным также отметить следующее.

Выражая несогласие с определением категории годности, Соловьев В.В. указывает, что у него имелось заболевание <данные изъяты>, которое дает ему право быть признанным ограниченно годным к военной службе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – Федеральный закон) от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу статьи 5.1 Федерального закона граждане при призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Положением о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) установлены следующие правила.

Годность к военной службе граждан при призыве на военную службу, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (пункт 6 Положения).

Для проведения освидетельствования граждан, призываемых на военную службу и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием (пункт 9 Положения)

Организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию (пункт 13 Положения).

Освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей (пункт 15 Положения).

Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (пункт 16 Положения).

По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе (пункт 18 Положения).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (пункт 20 Положения).

В рассматриваемой ситуации приказом от 25.09.2020 для проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу осенью 2020 года определен персональный состав врачей и медицинских работников.

13.10.2020 при осмотре <данные изъяты> устанавливается категория годности Б. В этот же день осмотрен <данные изъяты>, который направил его на обследование с явкой на освидетельствование (по жалобам на <данные изъяты>) 16.10.2020. 13.10.2020 осмотрен <данные изъяты>, который по жалобам <данные изъяты> направил его на дополнительное обследование. Медицинским заключением о состоянии здоровья гражданина установлено, что Соловьев В.В. находился на амбулаторном обследовании 13.10.2020 и 15.10.2020, высказывал жалобы на небольшую боль в <данные изъяты>. Ему было проведено <данные изъяты> Заключительным диагнозом значится «<данные изъяты>

Данное заключение и результаты <данные изъяты> представлены врачу-<данные изъяты>, который провел осмотр 16.10.2020 и установил Соловьеву В.В. категорию годности Б.

По учетной карточке призывника – все специалисты установили категорию годности Б-3, за исключением <данные изъяты> Итоговая категория годности определена Б, группа предназначения – 3 на основании ст. 47 б расписания болезней и таблицы дополнительных требований (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Таким образом, процедура проведения медицинского освидетельствования соблюдена. Также как соблюдена процедура вынесения оспариваемого решения призывной комиссией, которая была правомочна по составу, при ее проведении оформлялся протокол в соответствии с требованиями закона.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого Соловьевым В.В. решения призывной комиссии об определении категории годности к военной службе «Б-3».

Кроме того, при несогласии с результатами медицинского освидетельствования Соловьев В.В. также имел право на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением, однако указанным правом также не воспользовался.

При этом определение категории годности не входит в судебные полномочия, как и вопрос о правильности выставленного врачом диагноза и заключения о годности (применительно к позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 N 3-КГ19-6). Суд проверяет только процедуру направления и проведения медицинского освидетельствования, призыва на военную службу.

Поэтому оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным заключения врача о признании Соловьева В.В. годным к военной службе с незначительными ограничениями, а также признании незаконным решения призывной комиссии не имеется. Суд, не обладая специальными познаниями и без проведения специальной процедуры, отнесенной к исключительной компетенции призывной комиссии, не вправе возложить на призывную комиссию обязанность вынести решение об утверждении Соловьеву В.В. категории годности «В» ограниченно годен.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    административное исковое заявление Соловьева В. В. оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательном виде.

Судья                                                                                                                 Т.В. Рахимова

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2021.

2а-1228/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьев Владислав Витальевич
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края Призывная комиссия
Суд
Ингодинский районный суд г. Чита
Судья
Рахимова Татьяна Вадимовна
Дело на сайте суда
ingoda.cht.sudrf.ru
20.04.2021Регистрация административного искового заявления
20.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.06.2021Предварительное судебное заседание
06.07.2021Предварительное судебное заседание
27.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее