Судья Федькаева М.А.
Дело № 2-757/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-8622/2022
г. Челябинск 25 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Мокроусовой Л.Н., Челюк Д.Ю.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи ФИО15
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тереховой Кристины Юрьевны к Ленинскому управлению социальной защиты населения Администрации города Челябинска о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную выплату при рождении первого ребенка,
по апелляционной жалобе Ленинского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Тереховой К.Ю. и её представителя – ФИО43., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терехова К.Ю. обратилась с иском к Ленинскому управлению социальной защиты населения Администрации города Челябинска (далее – Ленинское УСЗН), с учетом уточнения требований, о признании незаконным и отмене решения №587 от 10 января 2019 года об отказе в назначении ежемесячных детских пособий, возложении обязанности выплатить пособие в размере 122652 рубля за период с 27 декабря 2018 года по 27 декабря 2019 года по заявлению от 27 декабря 2018 года о продлении ежемесячной выплаты на ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование своих требований указала, что 19 ноября 2018 года она обратилась в Ленинское УСЗН с заявлением о назначении ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка - ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ей было назначено соответствующее пособие. В ближайшее время у нее должна была закончиться временная регистрация по месту жительства. В связи с чем, 27 декабря 2018 года она обратилась с заявлением о продлении назначенной ежемесячной выплаты. Однако, 10 января 2019 года ответчиком было вынесено решение №587 об отказе в назначении пособия, так как выплаченную сумму пособий с момента рождения ребенка за 4 месяца прибавили к общему доходу семьи, в результате чего среднедушевой доход семьи превысил 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Челябинской области и составил 16976 рублей 82 копейки.
Определением суда первой инстанции от 27 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области.
Истец Терехова Е.В., представитель ответчика - Ленинского УСЗН, представитель третьего лица – Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 марта 2022 года исковые требования Тереховой К.Ю. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение №587 от 10 января 2019 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка. На Ленинское УСЗН возложена обязанность назначить денежную выплату Тереховой К.Ю. в связи с рождением первого ребенка и произвести ее выплату за период с 27 декабря 2018 года по 27 декабря 2019 года в размере 122652 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика – <данные изъяты> Ленинского УСЗН ФИО29 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований Тереховой К.Ю. отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решением ответчика заявителю отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с превышением среднедушевого дохода семьи по отношению к 1,5 кратной величине прожиточного минимума трудоспособного населения
установленной в субъекте Российской Федерации, поскольку 1,5 кратная величина прожиточного минимума в указанный период составляла 15912 рублей, а среднедушевой доход семьи истца – 16976 рублей 82 копейки. Указывает, что при расчете среднедушевого дохода семьи истца не были учтены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 24 апреля 2020 года. Полагает, что судом не было учтено, что Тереховой К.Ю. ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка была выплачена по 05 января 2019 года. Также указывает, что согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения, однако, истцом такое заявление не подавалось.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Терехова К.Ю. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица при надлежащем извещении не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, её представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Терехова (ранее - Шерстнева) К.Ю. является матерью ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
19 ноября 2018 года истец обратилась в Ленинское УСЗН с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО37., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
После рассмотрения документов, представленных Тереховой (Шерстневой) К.Ю. ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка ответчиком была назначена в размере 10221 рубль на период с 12 августа 2018 года по 05 января 2019 года (по срок окончания временной регистрации истца).
27 декабря 2018 года Терехова (Шерстнева) К.Ю. повторно обратилась в Ленинское УСЗН через МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска» за назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО38., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку у неё заканчивалась временная регистрация.
После рассмотрения документов, представленных Тереховой К.Ю. ответчиком согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей вынесено отказное решение № 587 от 10 января 2019 года на основании того, что среднедушевой доход семьи Тереховой К.Ю. составил 16637 рублей 36 копеек, что превышает 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Челябинской области (15912 рублей).
При этом, в доход семьи Тереховой (Шерстневой) К.Ю. за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года были учтены: сведения о доходах Шерстневой К.Ю. с места работы ООО «Касторама» в размере 226769,03 рублей, сведения о доходах с места работы супруга - ФИО42. в АО «ЧЭМК» в размере 334918,74 рублей, а также ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка в размере 37257,19 рублей, выплаченная в ноябре 2018 года (согласно п. 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции учитывая, что действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, наличие от истца соответствующего заявления от 27 декабря 2018 года, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Тереховой К.Ю. о признании незаконным и отмене решения Ленинского УСЗН №587 от 10 января 2019 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка, возложении обязанности назначить денежную выплату в связи с рождением первого ребенка и произвести ее выплату за период с 27 декабря 2018 года по 27 декабря 2019 года в размере 122652 рублей (10221руб.х12 месяцев).
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда, однако, полагает необходимым изменить решение суда в части указания периода ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка, подлежащей взысканию в пользу Тереховой К.Ю., в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (в редакции, действовавшей на момент назначения ежемесячной выплаты на первого ребенка с 12 августа 2018 года по 05 января 2019 года) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного закона в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года №305-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2020 года, право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (в редакции, действовавшей на момент назначения ежемесячной выплаты на первого ребенка с 12 августа 2018 года по 05 января 2019 года) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года №305-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2020 года).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н.
В соответствии с пунктом 21 указанного Порядка расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" дополнена частью 2.2 следующего содержания: "При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 2020 года №125-ФЗ).
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что только с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 года №125-ФЗ, которым статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ дополнена частью 2.2, у истца возникло право на социальную выплату несостоятельны, поскольку действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, на что прямо указано в законе.
Доводы жалобы о том, что поскольку по достижении ребенком возраста одного года (12 августа 2019 года) Терехова К.Ю. заявление о назначении пособия в Ленинское УСЗН не подавала, пособие подлежит взысканию по 12 августа 2019 года, не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения в силу того, что редакция части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ, действующая на момент подачи заявления от 27 декабря 2018 года и вынесения оспариваемого решения Ленинского УСЗН от 10 января 2019 года, предусматривала назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка сроком на один год.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось сторонами, первоначально ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка ответчиком в пользу Тереховой К.Ю. назначена и выплачена за период с 12 августа 2018 года по 05 января 2019 года, что подтверждается материалами выплатного дела, поступившего по запросу суда апелляционной инстанции. 27 декабря 2018 года истец повторно обратилась в Ленинское УСЗН с заявлением о назначении ей такой выплаты, следовательно, истец имела право на получение детского пособия в период с 06 января 2019 года по 05 января 2020 года, которое в денежном выражении составило 122652 рубля (10221 руб.х12 месяцев).
В связи с чем, решение суда подлежит изменению в части указания периода ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка, подлежащей взысканию в пользу Тереховой К.Ю., следует указать на необходимость возложения на Ленинское УСЗН обязанности назначить и выплатить истцу ежемесячную денежную выплату при рождении первого ребенка за период с 06 января 2019 года по 05 января 2020 года в размере 122652 рубля.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в целях сохранения здоровья граждан и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Российской Федерации частью 2 статьи 2 Федерального закона от 01 апреля 2020 года № 104-ФЗ "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" установлено, что в период с 01 апреля 2020 года по 01 марта 2021 года включительно ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка гражданам с детьми, достигшими в указанный период возраста одного года или двух лет, имеющим право на указанную выплату в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", назначается без подачи такими гражданами заявлений, предусмотренных частью 3 статьи 2 указанного Федерального закона. Таким образом, законодательством предусматривался беззаявительный характер назначения выплат.
Других доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенного судом первой инстанции решения, в апелляционной жалобе не содержится, соответствующих доказательств к жалобе не приложено, а суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 марта 2022 года в части периода ежемесячной выплаты, подлежащей взысканию в пользу Тереховой Кристины Юрьевны, изменить.
Возложить на Ленинское управление социальной защиты населения Администрации города Челябинска (ИНН 7449011258) назначить и выплатить Тереховой Кристине Юрьевне (паспорт серии № выдан Отделением УФМС России по Курганской области в Шумихинском районе 04 марта 2015 года) ежемесячную выплату при рождении первого ребенка за период с 06 января 2019 года по 05 января 2020 года в размере 122652 рубля.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленинского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 августа 2022 года.