11RS0001-01-2022-015744-68 дело №2-10819/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 декабря 2022 года гражданское дело по иску Попова Ярослава Михайловича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания,
установил:
ФИО1 и Попов Я.М. обратились в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: ....
Определением суда от ** ** ** производство по делу в части требований ФИО1 прекращено.
В судебном заседании Попов Я.М. требования о предоставлении жилья поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ... общей площадью ... кв.м.
С ** ** ** по настоящее время в указанном жилом помещении сохраняет регистрацию Попов Я.М.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... обстановка, сложившаяся в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., признана несущей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера и требующей проведения неотложных восстановительных работ.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок для принятия мер по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме - до 2027 года.
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу №... с учетом апелляционного определения от ** ** ** Попов Я.М. выселен из жилого помещения по адресу: ... во временное специализированное жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: ... на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме.
До настоящего времени благоустроенное жилое помещение взамен комнаты №... в аварийном доме №... по ... ... Попову Я.М. администрацией не предоставлено.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2018 года №57-КГ18-16).
Решением Сыктывкарского городского суда от 30 октября 2019 года по делу №2-8152/2019 и апелляционным определением от 27 января 2020 года установлено, что в доме №... по ... ... происходит постоянное ухудшение состояния несущих стен и лестничных клеток, расположенных в подъездах, что свидетельствует о наличии опасности для жизни и здоровья жильцов в связи с угрозой обрушения здания, и требует незамедлительного решения вопроса о переселении.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у истца права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 ЖК РФ, и не зависит от признания его малоимущим и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 ЖК РФ).
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Определяя характеристики жилья, подлежащего предоставлению истцу, суд учитывает, что фактически дом №... по ... ... построен по типу общежития.
Согласно техническому паспорту на дом, общая площадь жилых помещений (5 комнат) в секции, в которой расположена комната №..., составляет ... кв.м.; площадь помещений общего пользования секции (коридор, кухня, санузел,) – ... кв.м., общая площадь комнаты №... – ... кв.м.
Таким образом, с учетом положений части 5 статьи 15 ЖК РФ, и статей 41 и 42 ЖК РФ (применяемых по аналогии), на занимаемую истцом по договору социального найма комнату приходится 5,7 кв.м. в площади помещений общего пользования, которые также подлежит учёту при определении характеристик подлежащего предоставлению истцу жилья. (Расчет: 12,1 : 63,7)*30,2).
Учитывая, что до настоящего времени истец благоустроенным жилым помещением взамен непригодного не обеспечен, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в силу статей 85, 86, 89 ЖК РФ, а также статьи 40 Конституции Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по предоставлению истцу на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г.Сыктывкара, общей площадью не менее 17,8 кв.м. (12,1 +5,7).
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Попову Ярославу Михайловичу (...) на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 17,8 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий О.Л. Саенко