Решение по делу № 2-214/2021 от 29.06.2021

УИД 43RS0016-01-2021-000300-72

Дело № 2-214/2021                                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2021 года                     пгт Кумены

Куменский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,

при секретаре Милковой Е.А.,

с участием прокурора Шиляева О.В., действующего на стороне истца,

представителей ответчика Голышевой Г.А., Широких Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

                 у с т а н о в и л:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Знамя Ленина» (далее - СПК (колхоз) «Знамя Ленина») Куменского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указав в обоснование иска о том, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в деятельности СПК «Знамя Ленина», выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выразились в следующем.

Основным видом экономической деятельности указанного сельхозпредприятия является производство сырого коровьего молока, которая осуществляется на промплощадках, расположенных в <адрес>. Для этого на промплощадке в д.<адрес>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , размещены молочно-товарная ферма и 4 телятника на <данные изъяты> голов. На промплощадке <адрес>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , находится <данные изъяты> молочно-товарных фермы на <данные изъяты> голов и здание пекарни.

Данные объекты в соответствии с п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относятся к третьему классу опасности с санитарно-защитной зоной 300 м.

Согласно п. 3.1 названных СанПиН размеры и границы санитарно-защитной зоны должны определяться в проекте санитарно-защитной зоны, разработка которого для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ №222 от 03.03.2018 г., согласно п.1 которого правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарнозащитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в территориальный орган Роспотребнадзора заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 названных Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Решение об установлении сантарно-защитной зоны в отношении объектов III класса принимается территориальными органами Роспотребнадзора. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. (п.25 Санитарных Правил)

Согласно статей 9, 45 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В нарушение указанных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства санитарно-защитные зоны для объектов ответчика - промплощадок, расположенных в д<адрес>, в установленном законом порядке не определены. Сведения о санитарно-защитных зонах в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Допущенные    нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, а также возможность причинения ущерба окружающей среде, жизни и здоровью граждан. В силу данных обстоятельств и в соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор обратился с иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, прокурор просит обязать СПК (колхоз) «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением №74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями №1, №2, №3, №4), Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, для чего

-разработать проекты санитарно-защитных зон для промплощадок, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты> телятниками на <данные изъяты> голов, и на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем <данные изъяты>-мя молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни;

- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитной зоны для СПК (колхоз) «Знамя Ленина» для указанных выше промплощадок;

- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов для СПК (колхоз) «Знамя Ленина»- промплощадки на земельном участке с кадастровым номером ;

- обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадок СПК (колхоз) «Знамя Ленина», расположенных на земельном участке с кадастровым номером , в д.<адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты> телятниками на <данные изъяты> голов, и на земельном участке с кадастровым номером , в д.<адрес>, с размещенными на нем <данные изъяты> молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни. (л.д)

В ходе судебного заседания прокурор Шиляев О.В. иск поддержал.

Представители ответчика СПК «Знамя Ленина» Голышева Г.А., Широких Т.А. иск признали в полном объеме, суду пояснили о том, что к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, о которых указано в иске, ответчиком приняты меры, а именно заключены договоры с исполнителем на разработку проектов санитарно-защитной зоны промплощадок и проведение экспертизы проектов, а также связанных с этим исследований, выполнена оплата стоимости данных договоров. После разработки проектов своевременно будут приниматься дальнейшие меры к устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на иск, в котором указал о том, что заявленные исковые требования поддерживает. Ходатайство представителя третьего лица судом удовлетворено, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.

Выслушав стороны, изучив доводы иска и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 9, 45 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    Федеральным законом, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, является Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), в соответствии со статьей 1 которого санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Санитарные правила должны соблюдаться при решении вопросов размещения объектов сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Такое положение, а именно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №74. Требования данных Санитарных Правил распространяются, в том числе, на объекты сельского хозяйства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, к числу которых относятся объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают установленные нормы. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санитарные правила, в числе прочего, устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров. (п.1.2,1.4,2.1.1 Санитарных Правил)

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим Санитарным Правилам. Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, который должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п.2.1 Санитарных Правил).

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1 Санитарных Правил).

В соответствии с п.7.1.1 Санитарных Правил фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций) относятся к Ш классу опасности с санитарно-защитной зоной 300 м.

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222.

Согласно данных Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 названных Правил, а именно проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктом 17 Правил принятое уполномоченным органом решение об установлении санитарно-защитной зоны является основанием для внесения сведений о санитарно-защитной зоне в ЕГРН. Со дня внесения данных сведений в ЕГРН санитарно-защитная зона и связанные с ее наличием ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными (пункт 25 Правил).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что СПК «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области является действующим юридическим лицом, основной вид деятельности которого производство сырого коровьего молока. (л.д.)

СПК «Знамя Ленина» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных соответственно в д.<адрес>. Данные земельные участки относятся к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное. (л.д.,. )

На данных земельных участках расположены молочно- товарная ферма и <данные изъяты> телятника, проектной вместимостью на <данные изъяты> голов (земельный участок в <адрес>) и молочно-товарная ферма на <данные изъяты> голов с молочным блоком (земельный участок в <адрес>). Правообладателем данных зданий и содержащегося в нем поголовья КРС является СПК «Знамя Ленина», что подтверждено материалами дела на л.д., а также объяснениями представителей ответчика, данных ими в ходе судебного заседания.

Исходя из установленных судом обстоятельств и требований действующего законодательства, следует, что промплощадки СПК «Знамя Ленина», размещенные на указанных выше земельных участках, относятся к третьему классу опасности, в отношении которой подлежит установлению санитарно-защитная зона. При этом санитарно-защитная зона должна быть установлена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, сведения о котором приведены выше в решении суда.

Вместе с тем, данные требования ответчиком на дату вынесения решения суда не выполнены, несмотря на принятие сельхозпредприятием к этому конкретных мер, что подтверждается материалами прокурорской проверки (л.д.), по результатам которой природоохранным прокурором было внесено представление ответчику об устранении нарушений требований санитарно –эпидемиологического законодательства, касающихся установления санитарно-защитных зон. (л.д.).

Меры к устранению выявленных нарушений и выполнению требований действующего законодательства, направленных на исполнение тех обязанностей, о возложении которых просит в иске прокурор, ответчик в настоящее время начал принимать, о чем свидетельствует заключение СПК «Знамя Ленина» договоров на разработку проектов санитарно-защитной зоны промплощадок, проведение экспертизы данных проектов и натурных исследований и измерений для установления размера ССЗ (л.д.).

Однако, в полном объеме обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства СПК «Знамя Ленина» не выполнена. С учетом совокупности установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные природоохранным прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и доказательственно подтвержденными.

При данных обстоятельствах признание иска ответчиком в лице его представителей, которым в ходе судебного заседания судом были разъяснены положения п.3 статьи 173 ГПК РФ ( о последствиях признания иска ответчиком), не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, принимается судом. Исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

С ответчика в доход государства в соответствии с ч.1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                    р е ш и л:

Исковые требования, заявленные Кировским природоохранным прокурором к СПК «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать СПК «Знамя Ленина» куменского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением №74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями №1, №2, №3, №4), Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разработать проекты санитарно-защитной зоны для промплощадок, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты>-мя телятниками на <данные изъяты> голов, и на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем тремя молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни;

- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитной зоны для указанных выше промплощадок СПК (колхоз) «Знамя Ленина»;

- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов для СПК (колхоз) «Знамя Ленина»- промплощадки на земельном участке с кадастровым номером ;

- обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадок СПК (колхоз) «Знамя Ленина», расположенных на земельном участке с кадастровым номером , в д.<адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты>-х телятников на <данные изъяты> голов, и на земельном участке с кадастровым номером , в д.<адрес>, с размещенными на нем тремя молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни.

Взыскать с СПК «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области в доход государства государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в полном объеме, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.

Решение в полном объеме принято судом 26.07.2021 г.

    

         Судья      Н.В. Дербенёва

        

2-214/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Межрайонной природоохранной прокуратуры
Ответчики
СПК (колхоз) "Знамя Ленина"
Другие
Управление Роспортребнадзора в Кировской области
Суд
Куменский районный суд Кировской области
Судья
Н.В. Дербенёва
Дело на странице суда
kumensky.kir.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2021Передача материалов судье
30.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее