УИД 43RS0016-01-2021-000300-72
Дело № 2-214/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием прокурора Шиляева О.В., действующего на стороне истца,
представителей ответчика Голышевой Г.А., Широких Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
у с т а н о в и л:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Знамя Ленина» (далее - СПК (колхоз) «Знамя Ленина») Куменского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указав в обоснование иска о том, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в деятельности СПК «Знамя Ленина», выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выразились в следующем.
Основным видом экономической деятельности указанного сельхозпредприятия является производство сырого коровьего молока, которая осуществляется на промплощадках, расположенных в <адрес>. Для этого на промплощадке в д.<адрес>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, размещены молочно-товарная ферма и 4 телятника на <данные изъяты> голов. На промплощадке <адрес>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, находится <данные изъяты> молочно-товарных фермы на <данные изъяты> голов и здание пекарни.
Данные объекты в соответствии с п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относятся к третьему классу опасности с санитарно-защитной зоной 300 м.
Согласно п. 3.1 названных СанПиН размеры и границы санитарно-защитной зоны должны определяться в проекте санитарно-защитной зоны, разработка которого для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ №222 от 03.03.2018 г., согласно п.1 которого правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарнозащитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в территориальный орган Роспотребнадзора заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 названных Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Решение об установлении сантарно-защитной зоны в отношении объектов III класса принимается территориальными органами Роспотребнадзора. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. (п.25 Санитарных Правил)
Согласно статей 9, 45 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В нарушение указанных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства санитарно-защитные зоны для объектов ответчика - промплощадок, расположенных в д<адрес>, в установленном законом порядке не определены. Сведения о санитарно-защитных зонах в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, а также возможность причинения ущерба окружающей среде, жизни и здоровью граждан. В силу данных обстоятельств и в соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор обратился с иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, прокурор просит обязать СПК (колхоз) «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением №74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями №1, №2, №3, №4), Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, для чего
-разработать проекты санитарно-защитных зон для промплощадок, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты> телятниками на <данные изъяты> голов, и на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем <данные изъяты>-мя молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни;
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитной зоны для СПК (колхоз) «Знамя Ленина» для указанных выше промплощадок;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов для СПК (колхоз) «Знамя Ленина»- промплощадки на земельном участке с кадастровым номером №;
- обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадок СПК (колхоз) «Знамя Ленина», расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, в д.<адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты> телятниками на <данные изъяты> голов, и на земельном участке с кадастровым номером №, в д.<адрес>, с размещенными на нем <данные изъяты> молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни. (л.д№)
В ходе судебного заседания прокурор Шиляев О.В. иск поддержал.
Представители ответчика СПК «Знамя Ленина» Голышева Г.А., Широких Т.А. иск признали в полном объеме, суду пояснили о том, что к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, о которых указано в иске, ответчиком приняты меры, а именно заключены договоры с исполнителем на разработку проектов санитарно-защитной зоны промплощадок и проведение экспертизы проектов, а также связанных с этим исследований, выполнена оплата стоимости данных договоров. После разработки проектов своевременно будут приниматься дальнейшие меры к устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на иск, в котором указал о том, что заявленные исковые требования поддерживает. Ходатайство представителя третьего лица судом удовлетворено, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.
Выслушав стороны, изучив доводы иска и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 9, 45 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, является Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), в соответствии со статьей 1 которого санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Санитарные правила должны соблюдаться при решении вопросов размещения объектов сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Такое положение, а именно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №74. Требования данных Санитарных Правил распространяются, в том числе, на объекты сельского хозяйства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, к числу которых относятся объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают установленные нормы. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Санитарные правила, в числе прочего, устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров. (п.1.2,1.4,2.1.1 Санитарных Правил)
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим Санитарным Правилам. Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, который должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п.2.1 Санитарных Правил).
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1 Санитарных Правил).
В соответствии с п.7.1.1 Санитарных Правил фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций) относятся к Ш классу опасности с санитарно-защитной зоной 300 м.
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222.
Согласно данных Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 названных Правил, а именно проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 17 Правил принятое уполномоченным органом решение об установлении санитарно-защитной зоны является основанием для внесения сведений о санитарно-защитной зоне в ЕГРН. Со дня внесения данных сведений в ЕГРН санитарно-защитная зона и связанные с ее наличием ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными (пункт 25 Правил).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что СПК «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области является действующим юридическим лицом, основной вид деятельности которого производство сырого коровьего молока. (л.д.№)
СПК «Знамя Ленина» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных соответственно в д.<адрес>. Данные земельные участки относятся к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное. (л.д.№,. №)
На данных земельных участках расположены молочно- товарная ферма и <данные изъяты> телятника, проектной вместимостью на <данные изъяты> голов (земельный участок в <адрес>) и молочно-товарная ферма на <данные изъяты> голов с молочным блоком (земельный участок в <адрес>). Правообладателем данных зданий и содержащегося в нем поголовья КРС является СПК «Знамя Ленина», что подтверждено материалами дела на л.д.№, а также объяснениями представителей ответчика, данных ими в ходе судебного заседания.
Исходя из установленных судом обстоятельств и требований действующего законодательства, следует, что промплощадки СПК «Знамя Ленина», размещенные на указанных выше земельных участках, относятся к третьему классу опасности, в отношении которой подлежит установлению санитарно-защитная зона. При этом санитарно-защитная зона должна быть установлена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, сведения о котором приведены выше в решении суда.
Вместе с тем, данные требования ответчиком на дату вынесения решения суда не выполнены, несмотря на принятие сельхозпредприятием к этому конкретных мер, что подтверждается материалами прокурорской проверки (л.д.№), по результатам которой природоохранным прокурором было внесено представление ответчику об устранении нарушений требований санитарно –эпидемиологического законодательства, касающихся установления санитарно-защитных зон. (л.д.№).
Меры к устранению выявленных нарушений и выполнению требований действующего законодательства, направленных на исполнение тех обязанностей, о возложении которых просит в иске прокурор, ответчик в настоящее время начал принимать, о чем свидетельствует заключение СПК «Знамя Ленина» договоров на разработку проектов санитарно-защитной зоны промплощадок, проведение экспертизы данных проектов и натурных исследований и измерений для установления размера ССЗ (л.д.№).
Однако, в полном объеме обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства СПК «Знамя Ленина» не выполнена. С учетом совокупности установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные природоохранным прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и доказательственно подтвержденными.
При данных обстоятельствах признание иска ответчиком в лице его представителей, которым в ходе судебного заседания судом были разъяснены положения п.3 статьи 173 ГПК РФ ( о последствиях признания иска ответчиком), не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, принимается судом. Исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
С ответчика в доход государства в соответствии с ч.1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования, заявленные Кировским природоохранным прокурором к СПК «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать СПК «Знамя Ленина» куменского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением №74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями №1, №2, №3, №4), Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разработать проекты санитарно-защитной зоны для промплощадок, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты>-мя телятниками на <данные изъяты> голов, и на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, местоположение которого <адрес>, с размещенными на нем тремя молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни;
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитной зоны для указанных выше промплощадок СПК (колхоз) «Знамя Ленина»;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов для СПК (колхоз) «Знамя Ленина»- промплощадки на земельном участке с кадастровым номером №;
- обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадок СПК (колхоз) «Знамя Ленина», расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, в д.<адрес>, с размещенными на нем молочно-товарной фермой и <данные изъяты>-х телятников на <данные изъяты> голов, и на земельном участке с кадастровым номером №, в д.<адрес>, с размещенными на нем тремя молочно-товарными фермами на <данные изъяты> голов и зданием пекарни.
Взыскать с СПК «Знамя Ленина» Куменского района Кировской области в доход государства государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в полном объеме, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в полном объеме принято судом 26.07.2021 г.
Судья Н.В. Дербенёва